Как избирает Бог


Я.Н. Пейсти

 

Когда в своем родном городе Назарете в один из субботних дней, проповедуя в синагоге, Иисус упомянул о вдове из Сарепты Сидонской, то слушающие Его сильно возмутились. Он сказал тогда такие слова: «По истине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так — что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую…» (Лк.4:25,26). Собравшиеся в синагоге хорошо поняли значение этих слов. И как же они прореагировали? «Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости, и, вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его…» (Лк.4:28,29). Вы понимаете, в какую ярость пришли присутствующие в синагоге, услышав эти слова? Они даже собирались убить Христа за то, что Он напомнил им этот случай из их истории. Почему? Что их так возмутило ?

Видите ли, Господь напомнил им об истине, о которой они не хотели ни слышать, ни знать. Христос напомнил о том, что Божья милость не зависит от человеческого достоинства. Бог суверенен, и поступает так, как Ему угодно. Пророк Исаия говорит: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его?..» (Ис.40:13,14). Апостол Павел, цитируя это место в послании к Римлянам, указывает на Божий суверенитет: «…кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (Рим.11:34,35) И вот к какому выводу приходит апостол Павел: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки!» (Рим.11:36). Человек не хочет принять истину о том, что он сам ничего не может сделать для своего спасения. Ему не может помочь ни положение в обществе, ни национальность, ни религиозность. Только Бог решает, как поступить с человеком. «Что же скажем? Неужели неправда у Бога?» (Рим.9:14) — спрашивает апостол Павел; и сам отвечает на этот вопрос: «Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвязающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:14-16).

Израильтяне думали, что они являются народом Божиим благодаря своим великим предкам, благодаря национальности и религии; а Христос говорит им, что взаимоотношения человека с Богом не зависят от этого, и вообще не зависят от каких-либо заслуг, а по даруются Богом по Его изволению.

» Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости…» (Лк.4:28). Как смеет Он так говорить им? Ведь они народ Божий, дети Моисея, им принадлежат благословения Божии. Они думали, что милость Божия и Его благословения принадлежат им по наследству, по каким-то их заслугам, а не по благодати, и в этом была их величайшая ошибка. Напомнив о вдове из Сарепты Сидонской, Христос показал, что Бог «обошел» Свой народ: «…много вдов было в Израиле во дни Илии… и ни к одной из них не был послан Илия…» (Лк.4:25,26). Бог по Своему изволению направляет пророка к вдове из Сарепты Сидонской, — направляет к язычнице, а не к избранному народу.

Я хотел бы, чтобы на этом примере из Ветхого Завета мы увидели, как действует Божия благодать, как проявляется Его любовь к человеку. И первое, на что следует обратить внимание — инициатива нашего спасения принадлежит целиком и полностью Богу. Он спас нас и призвал нас «не по делам нашим», не по каким-либо заслугам, «но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9). Бог возлюбил нас прежде, до нашего рождения, до того, как мы могли сделать что-нибудь доброе или худое, дабы спасение наше было «не от дел, но от Призывающего» (Рим.9:12), как говорит слово Божие. Так что человек в первую очередь должен признать Божий суверенитет. Человек в своем падшем и греховном состоянии ненавидит эту истину. Он хочет, чтобы Бог покорился его воле. Ему кажется унизительным признаться в том, что не он определяет свою судьбу, что не он решает свое будущее, не в его власти исход его жизни, но что Бог является Властелином его жизни.

Когда Бог захотел избрать вдову из Сарепты, чтобы благословить ее, то Он «обошел» Свой народ. Он нашел бедную, беспомощную женщину из народа, который был обречен на истребление. Вот где кроется причина ненависти человека: Бог не посчитался с мнением человека — Бог поступает так, как Ему угодно. Ему не нужны советчики. Он избирает тех, кого люди считают недостойными. Бог избирает «немощное мира» сего, «незнатное… и уничиженное и ничего не значащее… чтобы упразднить значащее…» (1Кор.1:27,28). Почему? «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:29). Бог Свою славу не даст человеку: Он ее сохранил для Себя. Вот почему человек ненавидит Бога.

Те, кого избирает Бог, по нашему мнению, могут выглядеть самыми недостойными кандидатами для проявления Божьей милости. Но «кто был советником Ему ?» (Рим.11:34). Кто смеет сказать Ему: «Что Ты делаешь?» «…Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим.11:36).

Я обращаюсь к тем из вас, кто является чадом Божиим. Что в нас могло заслуживать Божьего внимания? Что, кроме греха? Разве нашлось в нас что-либо доброе, хорошее, какая-то особая склонность к Богу, которая могла бы удостоить нас спасения? Если мы действительно являемся детьми Божиими, то должны признать, что в нас не было ничего хорошего, заслуживающего Божьего внимания. Необходимо добавить, что единственное, что могло заставить Бога обратить на нас внимание — это наш грех. О, возлюбленные, если мы спасены, то мы спасены только по благодати, а вовсе не по каким-либо нашим заслугам.

Посмотрим на эту бедную вдову из Сарепты Сидонской, к которой был послан Илия. Что она из себя представляет? Она язычница из народа, который поклонялся Ваалу. К этому народу принадлежала Иезавель, жена израильского царя Ахава, которая соблазнила его, а с ним и весь народ, служить иным богам. Так что вдова принадлежала к врагам народа Божия, и она не знала истинного Бога. И вот ее, казалось бы, недостойную кандидатуру по всем данным, Бог избирает для проявления Своей великой милости и Своих благословений. Что мы можем сказать на это? Ответим словами Иисуса: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11:25)! Да, возлюбленные, вся тайна нашего спасения заключена в сердце Бога, а не в нас. Вдова из Сарепты ничем особым не отличалась, кроме как своей нищетой и безысходностью положения, и тем не менее Бог обратил на нее Свое внимание.

Итак, тот, кто спасен и принят Богом, получил спасение не по каким-то своим заслугам, нет, а только по Его изволению. Ибо кого миловать, того Он милует, кого жалеть, того Он жалеет. В этом есть чудная гарантия твоего спасения, если ты думаешь, что ты не годен для спасения. Когда Бог ищет, кого благословить, то не ищет каких-то особых качеств в человеке. Нет; Он движим Своей безграничной любовью. Заметьте также, что вдова не искала Бога, она не надеялась на Него и не знала Его. Правда, эта женщина слышала о Нем, но она никогда бы и не дерзнула подумать о том, что может иметь доступ к Нему. Помните, когда Илия попросил у нее хлеба, она ответила: «Жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет…» (3Цар.17:12). Из ее ответа видно, что она слышала о Боге, но это был не ее Бог — она не смела надеяться на то, чтобы Господь Бог мог бы быть и ее Богом. И тем не менее Бог положил Свою печать на эту душу. Еще до того, как предстояло Илии встретиться с этой женщиной, Бог предназначил ее для благословения без всякого ее ведома и без ведома пророка. Вдова из Сарепты не имела ни малейшего представления о том, что Бог может избрать ее для излияния Своей милости и любви. Господь говорил через пророка Исаию: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…» (Ис.65:1).

Когда женщина вышла из дома, чтобы собрать немного дров для того, чтобы сварить последний скромный обед себе и сыну, она совершенно не представляла, что в этот день в ее жизни произойдут коренные перемены. Она не знала, что впервые встретится с живым Богом. Она не могла и предположить, что к ней Бог может послать Своего слугу с живым Своим словом. Бог заповедал благословение и жизнь этой душе до того, как она была способна осознать все это.

Чем может хвалиться человек? Благодать находит человека в его нужде, в его ничтожестве, тогда, когда человеку и в голову не может придти мысль о Боге; тогда, когда человек пришел к безысходности. В этот момент Бог протягивает человеку Свою руку милости и спасает его. Слава и благодарение Ему! Когда Бог избирает душу, то к этой душе Он в первую очередь посылает Свое слово. Почему? Потому что слово зарождает веру, а без веры Бог ничего не может сделать для человека. Кто-нибудь может сказать, что все же человек должен что-то сделать, чтобы испытать милость Божию. Да; должен. Он должен принять Его верой. Какая же заслуга в принятии, да еще когда принимающий не может сделать этого без веры, а веру он получает через слово, через обетование Божие, которое было дано ему? Да, Бог послал Свое слово, а вера целиком зависит от этого слова, ибо» вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Так что Бог Сам дает веру, через которую мы получаем спасение.

Что же делает Илия, когда он встречает женщину-вдову у ворот города? Он просит у нее воды: «Дай мне немного воды в сосуде напиться» (3Цар.17:10). Странно; он ничего не предлагает, а просит, — и просит у женщины, которая была нищей. Так что в первом своем соприкосновении с Богом через Его слугу женщина слышит просьбу. Но вслед за этой просьбой следует и вторая: «Возьми для меня и кусок хлеба в руки свои» (3Цар.17:11). Разве это даяние? Нет; это просьба одна и другая. Притом женщина не в силах исполнить этих просьб. Ведь Илия просил у женщины последнюю горсть ее муки и последние капли масла. Как может она отдать незнакомому человеку все, что у нее есть, если у нее дома находиться голодный сын? Это все, что она имела: горсть муки и несколько капель масла. Да, она и ее сын находятся на грани жизни и смерти, а теперь она слышит просьбу о том, чтобы отдать и это последнее.

Видите ли, эти просьбы Илии были необходимы: они обнажили полную нищету и безнадежность этой бедной женщины. К этому как раз и приводит благодать Божия. Признание своей полной беспомощности и есть результат действия Божьей благодати. Она приводит душу к сознанию полного банкротства: «…покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19); «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься…» (Деян.16:31). И невольно грешник отвечает: «Как же я могу покаяться и как я могу верить и обратиться? Неужели Бог требует от меня невозможного?» И как ни странно, но именно здесь начинается пробуждение души, когда душа осознает, что она ни на что не способна. В ее неспособности и кроется сила спасения. То же самое слово, которое требует веры, требует покаяния и требует обращения; то же слово дает способность покаяться, поверить и обратиться. «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37). Благодарение Ему вовек!

Когда Христос велит парализованному протянуть свою руку, то Его слово делает способным больного сделать невозможное. «…Слово Мое, — говорит Господь, — которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11).

О тех, в ком слово Божие производит свое чудотворное действие, кто «растворяет» его в сердце верой, пророк Исайя говорит: «Итак, вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь; и все дерева в поле будут рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа…» (Ис.55:12,13).

Вдова из Сарепты увидела чудо, которое произошло, когда она поверила слову, сказанному ей: «Не бойся, — говорит ей Илия, — пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня, и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после» (3Цар.17:13). Эти слова были сказаны, чтобы проверить ее веру. После этих слов Илия добавил: «Ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3Цар.17:14).

«И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» (Цар.17:15,16).

Мой друг, тебе нужно только слово от Господа, Его обетование и больше ничего. А это Бог дал тебе. Он дает его тебе сейчас: «…близко к тебе слово… в устах твоих и в сердце твоем…» (Втор.30:14), то есть слово веры, которое мы проповедуем. Выслушай это слово сейчас: «…если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.10:9-11).

Ты говоришь: «Невозможно!»; и тогда ты делаешь Бога лживым. Его слово делает тебя способным верить. Сделай первый шаг: исповедуй Иисуса Господом. Открой свои уста, и как только ты это сделаешь, Господь Сам наполнит их. Но тебе нужно открыть свои уста. Сначала должна быть вера, а затем совершится чудо. Точно также женщина по слову Господню пошла и сделала так, как сказал Илия: она пошла и испекла опреснок, и дала Илии, только после этого она обнаружила чудо: мука и масло «не истощились». И так продолжалось изо дня в день: «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало…» (3Цар.17:16). Почему? Потому что так сказал Бог. Но вначале женщина поверила и поступила по слову, которое было ей сказано. Она поверила — и увидела чудо. Верь, мой друг, и ты увидишь, что Бог верен Своему слову! Одно невозможно Богу — лгать. Каждое Его слово «да» и «аминь». «…Испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). Бог только ждет твоей веры. Он жаждет благословить тебя сейчас.

«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп.4:19).

Слава Ему вовек!

 

Я.Н. Пейсти Илия

Газета Протестант,ру

Добавить комментарий