Что грядущий нам бюджет готовит


Кирилл Сугробов

Под грузом обещаний

Бюджет-2013, одобренный Госдумой в первом чтении, стал продуктом компромисса нескольких групп чиновников. В то время как Минфин настаивал на экономии, Минэкономразвития требовало увеличить инвестиции, а администрация Путина — выполнения указов президента. «Лента.ру» выяснила, что думают эксперты о спорных положениях бюджета — например, о росте расходов на оборону в ущерб здравоохранению и образованию.

Претензии к бюджету были высказаны с разных сторон. Первым главный финансовый документ раскритиковал президент России Владимир Путин — в середине сентября он заявил, что многие из его предвыборных обещаний, оформленных указами в мае 2012 года, с таким бюджетом выполнены быть не могут. Речь идет о повышении доходов военных, врачей и преподавателей, а также о модернизации инфраструктуры.

Тем не менее, даже после критики президента существенных изменений в главный финансовый документ внесено не было. На структуру расходов федерального бюджета обращала внимание и Счетная палата. Так, по подсчетам ведомства, расходы на ту же инфраструктуру в номинальном выражении растут, а в реальном выражении (в основном из-за инфляции) — падают.

Исполнение предвыборных обещаний Путина — не единственный пункт, о котором чиновники спорили во время подготовки документа. Так, давно известно о разногласиях по поводу бюджетного планирования между Министерством финансов и Минэкономразвития. Первое ведомство выступает за экономию и стабилизацию главного финансового документа в преддверии потенциального кризиса, второе — за инвестиции в экономику и развитие (что, естественно, сбережений не предполагает).

Бюджет и Дума

Государственная Дума приняла бюджет на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов в первом чтении 19 октября. «За» высказалось 296 депутатов, «против» — 139. Из отдельных фракций в поддержку бюджета выступили «Единая Россия» и ЛДПР, в то время как коммунисты и «Справедливая Россия» отклонили основной финансовый документ. Последние две партии заявили, что в бюджете недостаточно средств выделено на развитие человеческого капитала, здравоохранение, образование, науку и инфраструктуру.

В середине октября в рейтинговом агентстве Standard&Poor’s заявляли, что в течение ближайших двух лет из-за нехватки средств около половины российских регионов будут вынуждены занимать деньги, что потенциально может привести к банкротству некоторых из них. При этом около 19 субъектов уже сейчас имеют долг выше 50 процентов годового ВВП. Никаких дефолтов не будет, считает Сенчагов: правительство может в любой момент поддержать регионы межбюджетными трансфертами.

На это же обращает внимание и Чернявский: расходы регионов в 2013 году вырастут на 500 миллиардов рублей, при этом пока правительство планирует покрыть за счет межбюджетных трансфертов только 60 миллиардов. Федеральные чиновники прогнозируют рост доходов региональных бюджетов на 493 миллиарда. Чернявский такой рост называет «необъяснимым» и предполагает два варианта, как это может быть сделано: либо за счет дополнительного повышения акцизов, либо с помощью отмены ряда налоговых льгот для естественных монополий. Ни о первом, ни о втором шаге чиновников пока ничего не известно.

lenta.ru

Добавить комментарий