Неужели христианин должен верить в чудеса?


Кен Боа и Лэрри Муди

 

Вопрос о возможности чудес, описываемых в Библии, сразу вызывает множество вопросов. Как может современный разумный человек принимать на веру истории о чудесах в Библии? Разве чудеса не противоречат законам современной науки? Для чудес в Библии нет исторических оснований; разве они не просто мифы и легенды, придуманные для того, чтобы создать религиозную веру? Если чудеса случались раньше, почему сегодня Бог не творит чудес?

В целом, на вопрос о возможности чудес можно дать три варианта ответов: 1) да, 2) чудеса возможны, но на практике их быть не могло 3) нет.

Первый вариант просто отвергает возможность существования чудес. Здесь действует предположение, что чудеса происходить не могут, а поэтому и не происходят. Следующий вариант соглашается с тем, что Бог может творить чудеса, но сомневается в том, что Бог захочет их творить. Для тех, кто придерживается этой точки зрения, очевидного недостаточно для ответа на этот вопрос; они считают неразумным предполагать, что Всемогущий Бог унизится до того, что будет творить чудеса, чтобы люди в Него уверовали. Третий вариант соглашается с тем, что Бог сверхъестественным образом вмешивался в историю для того, чтобы осуществить Свои цели.

Одна из уникальных особенностей Христианства состоит в том, что его учения построены на Божьих чудесных делах, которые Он творил от лица Своего народа. В большинстве других религий встречается очень мало случаев чудес, а те, которые есть, завуалированы мифологией. Наиболее выдающиеся чудеса встречаются в индуизме, но если чудеса убрать из индуистских писаний, сам индуизм не пострадает. Чудеса Библии глубоко внедрены в исторический контекст, а само христианство или устоит, или падет в зависимости от исторической достоверности этих чудес, в особенности воскресения. Такие отрывки как Иоанна 10:25; 14:11 и 2 Паралипоменон 15:12-19 подчеркивают важную роль чудес в истинности заявлений христианства.

Первый вариант: Чудеса невозможны

Те, кто придерживается этой точки зрения, заявляют, что чудеса, которые описаны в Библии, не могут происходить по философским или научным причинам. Философия натурализма утверждает, что вселенная действует согласно естественным постоянным причинам и что никакой силе извне невозможно вмешаться в космос. Это, безусловно, анти-сверхъестественное предположение, с которым может быть совместима только атеистическая точка зрения.

В сущности, некоторые философы определили, что чудеса — это явления, которые не могут происходить. Давид Хьюм (1711-1776) в своем опровержении чудес написал, что никакое количество свидетельств не сможет установить, что чудо произошло. Он доказывал это, опираясь на неизменность естественного закона (идея состоит в том, что законы природы неизменны, их нельзя нарушить; на самом деле, в своих более поздних работах Хьюм отвергал этот принцип.) Неизменность закона природы в свою очередь получает поддержку от неизменного опыта людей, подтверждающего невозможность существования чудес. А как быть с документально подтвержденными случаями чудес? Должно быть, эти чудеса ложны, потому что они нарушают постоянство закона природы! Это спор по принципу замкнутого круга, потому что он предполагает то, что нужно доказательство чудес. Неразумно давать чему-то определение, говоря, что оно невозможно, а потом делать вывод на основании определения, что свидетельских подтверждений этому нет. В этом случае решение по поводу чего-либо выносят до рассмотрения свидетельств.

Точку зрения, отвергающую сверхъестественное нужно воспринимать, как есть — это мнение о том, что Бога или нет, или Он не вмешивается напрямую в исторический процесс. Эта точка зрения была безмолвно принята за основу всей научной инициативы, так что многие ученые с самого начала исключают возможность чудес. Но когда они выдвигают это возражение, они стоят на зыбкой почве метафизики (философии), а не науки.

Научный метод, безусловно, полезен для приобретения большого количества знаний, но надо помнить о том, что наука ограничена сферой повторяющихся естественных процессов. Тот, кто забывает этот факт, совершает одну из величайших ошибок нашего времени: он подменяет науку (метод получения теоретических и прикладных знаний) псевдонаучностью (натуралистическое мировоззрение). Научные законы описательны, а не предписательны; они описывают, как происходят природные явления, но не заставляют эти явления происходить.

Научные чудеса, если они происходят, вызываются чем-то высшим, они должны превосходить обычные процессы, подчиняющиеся законам природы. Если бы вы спрыгнули с края высокой отвесной скалы, то сила, которую мы называем гравитацией, без всякого сомнения, привела бы вас к безвременному концу. Но если бы вы спрыгнули с той же скалы с дельтапланом, результат этого прыжка (надеюсь!) был бы другим. В этом случае принцип аэродинамики превзошел бы гравитационное притяжение на все время, пока дельтаплан находился в воздухе. Когда происходят чудеса, высшая (сверхъестественная) сила преодолевает более низкую (естественную) силу в тот период времени, пока происходит это чудо. Заявлять, что чудеса нарушают естественные законы или противоречат им так же неверно, как говорить, что принцип аэродинамики нарушает закон гравитации.

Поскольку чудеса производятся сверхъестественной силой, нет никаких естественных объяснений тому, как они происходят. Но наша неспособность объяснить их, безусловно, не означает, что они не могут происходить. Ученым до сих пор не удается объяснить многие естественные процессы, тем не менее, эти процессы происходят.

Еще одно возражение против чудес — это то, что чудеса нарушают порядок природы. Научный метод построен на предположении, что мы живем в упорядоченной вселенной. Но если божественное вмешательство возможно в любой момент и может произойти что угодно, тогда порядок заменяется беспорядком. Это возражение вызвано полным непониманием библейского учения о чудесах. Библия утверждает, что эта вселенная имеет порядок, потому что она была сотворена и поддерживается в равновесии мудрым Творцом. Бог установил то, что, мы называем законами природы, но сам Он ими не связан. Иногда Он предпочитает вытеснять эти законы для того, чтобы открыть людям что-либо о Себе. Но исследование Библии показывает, что эти сверхъестественные вмешательства или чудеса не являются чем-то обыденным, это незаурядные явления. На самом деле, чудо по самой своей природе должно быть уникальным событием, которое стоит особо в ряду обычных повседневных явлений. Таким образом, большой урон понятиями о чудесах могут нанести две крайности: одна — это точка зрения о том, что мы окружены чудесами, а другая — что чудес не существует вообще.

Песня «Я верю в чудеса» наглядно показывает чудо, описывая лилию, которая пробивается к свету через неподатливую землю. В то время как рост цветка или устройство человеческого тела указывают нам на удивительные дела рук Божиих, все же не совсем правильно называть их чудесами. Если мы начнем так думать, все вокруг превратится в чудеса. Это до такой степени ослабит понятие чудес, что станет просто бесполезным. Что мы имеем в виду, и что имеют в виду большинство людей, когда говорят «чудо»? Это явление, которое происходит в определенном месте в определенный момент истории, которое так радикально отличается от обычного течения природы, что те, кто видели это событие, могут с полным правом приписать его прямому вмешательству сверхъестественной действующей силы.

Важно, что чудеса в Библии фактически сконцентрированы вокруг относительно коротких периодов истории, которые происходили тогда, когда Бог давал новое откровение: времена Моисея, затем Иисуса Навина, Илии и Елисея, Иисуса Христа и Апостолов. Эти чудеса были неопровержимыми доказательствами того, что они исходили от Бога и были направлены на то, чтобы удостоверить Божье откровение Слова (Закон, Пророки и Новый Завет). Эти три периода были отделены друг от друга веками, за время которых произошло очень небольшое количество чудес. Перерыв во времени между Иисусом Навином и Илией был примерно в 540 лет, перерыв между Елисеем и Христом около 830 лет. В Библии не записаны одно чудо за другим; ее чудеса — это единичные случаи, которые вызывали глубокий отклик у тех, кому выпала честь их видеть.

Разбирая такое возражение против чудес, помните об этих философских и научных разногласиях, потому что они часто выходят на поверхность. Но все же ключевым остается вопрос о том, есть ли Бог. Если Бог сотворил вселенную, тогда у всего реального есть степень сверхъестественного, а это значит, что чудеса возможны. Если ваш собеседник подвергает сомнению существование Бога, может быть, необходимо разобраться с этим основным вопросом прежде, чем двигаться дальше к вопросу о чудесах.

С другой стороны, некоторым людям нравится глубоко исследовать вопрос о чудесах, рассматривая исторический случай воскресения Иисуса Христа. Если человек убедится в достоверности воскресения, он скорее поверит в существование Бога.

Кстати, само понятие чудес относительно, а не абсолютно. Для Бога не существует чудес, потому что Он вездесущ и всемогущ; нет силы и власти выше, чем Его сила, и удивить Его нельзя. Рассказ Эдвина Аббота «Флатландия» (1884) часто используется как пример того, какую огромную роль играет еще одно измерение. В этой книге особое существо из трехмерного мира наносит визит существу по имени А.Квадрат, который живет в двухмерном мире Флатландии. Он может понять только двухмерные предметы, имеющие длину и ширину. Когда сферическое существо пересекает плоскость Флатландии, А.Квадрат потрясен, когда он видит расширяющийся и сжимающийся круг (сфера, проходя через плоскость, будет выглядеть в плоскости как круг с увеличивающимся и уменьшающимся диаметром). В то же время, сфера утверждала, что смогла заглянуть внутрь нескольких Флатландских домов одновременно. И то, что является нормой для сферы, кажется чудом жителям Флатландии.

Идея высшего закона может быть проиллюстрирована историей марсианина, решил который попасть на землю, чтобы посмотреть на жизнь людей. Посадив свой крошечный космический корабль на крышу дома в Чикаго, марсианин стал наблюдать за тем, какое действие оказывали светофоры на движение транспорта по улицам. В течение целого часа он наблюдал следующую картину: когда горел зеленый свет, машины ехали, на желтый они замедляли скорость, а на красный останавливались. После того, как он сформулировал это в закон движения транспорта, он уже собирался уйти, как вдруг заметил автомобиль с яркими мигающими огнями, который громко завывал. К удивлению марсианина, этот автомобиль проехал на красный свет, нарушая закон движения транспорта, который он только что сформулировал. «Ага!» сказал он, «должно быть, существует более высокий закон! Если у тебя мигающие огни и завывающая сирена, ты можешь проехать через светофор на любой свет».

Если человек признает, что есть Бог, он не может голословно утверждать, что чудес не бывает. Тогда это уже не философский вопрос, а исторический. Чудеса возможны, но есть ли достаточно свидетельств о том, что они происходили?

Второй вариант: Теоретически чудеса возможны, а на практике их быть не могло

Мы увидели, что основным препятствием в отношении чудес с точки зрения философии и науки является вопрос, есть ли Бог. Если Бог есть, чудеса могут происходить, но не все, кто верят в Бога, признают, что чудеса случались.

Простое размышление никогда не решит вопроса, вмешивался ли когда-нибудь Бог в дела людей. Для того чтобы найти ответ, нам придется воспользоваться историческими фактами. Библия воспринимает историю очень серьезно, потому что Бог пользовался историей как средством для того, чтобы открывать избранному народу качества Своего характера и план искупления. Бог действовал через конкретных людей и события, а изобилие географических названий и документальных записей в Библии связывает Божие откровение с реальным миром. Библия — это не сфабрикованные мифы, которые происходили «много, много лет назад». Ее достоверные записи обычно указывают нам, где и когда происходили события, часто соотнося их с событиями, происходившими с другими народами. Чудеса в Библии описаны с тем же вниманием к историческим деталям, что и обычные, не чудесные события. Опять же, это совершенно не характерно для писаний других религий.

Некоторые считают, что нарушать обычные законы природы для того, чтобы явить себя людям — ниже достоинства Бога. Но разве есть лучший способ для сотворившего природу всемогущего Бога, чтобы показать Себя человечеству? На деле самым ясным явлением Бога человечеству было личное откровение Иисуса Христа, величайшего образца смирения и служения, которое когда-либо знал этот мир. Но Страдающий Раб совершил больше чудес, чем любой другой человек до или после Него (см. Иоанн. 20:30; 21:25).

Если бы мы были ограничены общим Божиим откровением в природе (природная теология), наше знание о Нем было бы слишком ограниченным и слишком умозрительным. Только Его особое откровение, Его слова и дела могут «умудрить нас во спасение верою в Иисуса Христа» (2 Тим. 3:15). Библия утверждает, что особые откровения — это чудесные события, и было бы неправильным отвергать случившиеся чудеса, без открытого исследования их исторических описаний.

Отвечая на возражения против Божьего особого откровения, а так же на вопрос о чудесах, вам следует ограничить историческое исследование чудесами Иисуса Христа, потому что христианство основано на Его личности и делах. В этом случае некоторые люди будут подвергать сомнению достоверность Евангельских событий и будут утверждать, что авторы Нового Завета приукрасили историю Иисуса, добавив к ней мифы о чудесах, которые на самом деле Он никогда не совершал. Чтобы опровергнуть это довольно распространенное заблуждение, воспользуйтесь некоторыми материалами о достоверности Библии из главы 6. Прошло недостаточно много времени между периодом жизни Иисуса Христа и написанием Евангелий для того, чтобы допустить возникновение мифологического Христа; более того, было слишком много очевидцев, которые яростно опровергли бы такое искажение.

Четыре Евангелия описывают лишь 35 из огромного количества чудес, которые совершил Иисус во время Своего краткого публичного служения. Совершив эти чудеса, Он продемонстрировал Свою власть над природой, болезнями и смертью. Целью чудес всегда было искупление, они никогда не совершались просто напоказ для того, чтобы ослепить людей или продемонстрировать Его сверхъестественную власть. Фактически, чудеса совершались с большой сдержанностью, а не с гордостью, а Евангельские описания имеют тенденцию скорее преуменьшить, а не преувеличить их. Чудеса Иисуса совершались публично, иногда в присутствии тысяч очевидцев. Важно также и то, что многие из очевидцев были врагами Иисуса, включая таких, как фарисеи, саддукеи и иродиане. Ни один из критиков Иисуса никогда не отрицал того, что Он совершал чудеса. Они лишь могли подвергать сомнению источник силы, который Он использовал (см. Матф. 12:24) и Его личную власть творить чудеса (см. Матф. 21:23). Вот почему Петр, проповедуя в День Пятидесятницы (Деяния 2), смело говорит об Иисусе Назарянине, «Муже, засвидетельствованном вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас» (Деян. 2:22).

Чудеса Иисуса, безусловно, отделяют Его от основателей и лидеров мировых религий. Из-за уникальности Иисуса, было предпринято много попыток дискредитировать Его чудеса, давая естественное объяснение Его сверхъестественным достижениям. Например, что Он не ходил по воде Галилейского моря, а шел по песчаной косе, которая была очень мелкой. Или, что Он не накормил многотысячную толпу, умножив пять хлебов и две рыбки, но, когда Он разделил обед мальчика, люди насытились, следуя Его примеру и делясь пищей друг с другом. Конечно, подобные объяснения могут быть сформулированы лишь в случае, если с текстом обращаются жестоко и несправедливо. Искажаются не только отрывки текста, но и сами люди, которые являлись очевидцами происходящего, должны быть просто болванами, чтобы принять происходящее за чудо. Последнее — это именно то, что подразумевают некоторые критики, которые виноваты в том, что К.С. Льюис называл «хронологическим снобизмом». Это высокомерное предположение, что люди в давние времена были настолько легковерными, что их можно было одурачить и заставить поверить, практически, во что угодно как в чудо.

Легко себе представить современную версию «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена. Как бы реагировали люди средневековья, если бы вы продемонстрировали им электронные часы или калькулятор, работающий на батарейках? Они могли бы подумать, что это божественные или сатанинские вещи, но подобная аналогия была бы не верной. Как бы вы отреагировали, если бы кто-то подошел к вашей лодке посреди озера или в мгновение ока дал бы зрение члену вашей семьи, который родился слепым? Палестина первого века входила в состав Римской империи, и ее обитатели были цивилизованными людьми. Они знали так же хорошо, как мы с вами, что не может быть естественных объяснений таким событиям. Вопреки своим предубеждениям и под воздействием очевидности происходящего, многие скептики были вынуждены признать, что эти события произошли на самом деле (см. Иоанна 20:24-29).

Из всех своих чудес Иисус выделил одно, которое должно было стать самым большим знамением для неверующих — «знамение Ионы пророка» (воскресение; Матф. 12:39-40). Историческое свидетельство воскресения очень сильно, и по причине его значительной личной причастности, это как раз то чудо, которое надо использовать, отвечая на вопрос: «Почему надо верить в чудеса?» Если изобилие свидетельств в пользу того, что чудо произошло, убедит человека в том, что воскресение имело место, тогда на вопрос о чудесах следует ответить положительно.

Третий вариант: Чудеса случались раньше

Даже если человек признает, что воскресение и другие чудеса, описанные в Библии, имели место, этого еще не достаточно. Многие верят в истинность этих событий и все же не доверяют Христу. Чудеса в Библии были подтверждением подлинности Божиих посланий и посланников, но свидетели не всегда отвечали верой на то, что видели.

Писание ясно говорит, что сердце не возрожденного человека враждебно относится к Богу и отказывается преклониться перед Его откровением и властью. Вот почему совет синедриона пытался скрыть известие о воскресении Иисуса Христа, хотя они и не могли опровергнуть факт воскресения или того, что Петр исцелил человека, хромого от рождения (Деяния 4:16-17; см. Луки 16:31; Иоанна 12:10-11). Только действие Святого Духа по обличению неверующих «о грехе, о правде и о суде» (Иоанн. 16:8) может преодолеть духовную слепоту не христиан.

Некоторые возражают, говоря, что Божие откровение слишком слабо. Если Он хочет, чтобы люди уверовали, Он должен открыть Себя более явным образом. Фактически, возражающий хочет, чтобы Бог с силой впихнул его в царство небесное, заставив его уверовать. Что для этого потребуется — облако в форме букв, которые выписывают в небе Иоанна 3:16? Светящийся ангел, который будет парить над его кроватью в 3 часа ночи? Может быть, будет достаточно исполнить скромную просьбу Филиппа: «Господь, покажи нам Отца и довольно для нас» (Иоанна 14:8)? Бог, однако, уже сделал более чем достаточно. Когда Иисус вернется на землю, Он придет не для того, чтобы предложить спасение, но для того, чтобы судить тех, которые уже отвергли Божье предложение спасения через веру в Его законченную работу.

Чудеса не могут создать веру, но Дух Святой может их использовать как катализатор, приводящий к вере, особенно когда человек начинает рассуждать над словами и личностью Иисуса Христа. Чудеса Иисуса, и в особенности Его воскресение, подтверждают истинность Его заявлений, а если Его заявления истинны, то они имеют огромное значение для вечного предназначения каждого человеческого существа. Это естественно приводит к представлению Евангелия и Библейского понимания веры в Иисуса Христа.

Те, кто утверждают, что чудеса невозможны, обычно считают, что естественные законы вселенной не могут быть отменены какой-то силой извне; вселенная, в их понятии, закрытая система. Эта анти-сверхъестественная точка зрения очень значительно повлияла на многих ученых, которые выдвигают гипотезу о том, что вселенная, в которой происходят чудеса, не имела бы порядка. Но чудеса не противоречат научным исследованием, потому что по определению — это необычные события, которые, действуя более мощной силой, на очень короткое время приостанавливают обычное течение природы. Главный вопрос, который стоит за этим вопросом: есть ли Бог? Если есть, чудеса возможны. Как мы можем узнать о том, что Бог решил вмешаться в Свое творение через чудеса? Чтобы ответить на это мы должны перейти от философии к истории. Согласно Библии, Бог избрал способ открывать Себя людям через историю, а это включает в себя чудеса, которые Он творил с Божественной силой. Чудеса Иисуса Христа можно подвергнуть тщательному историческому исследованию, потому что Новый Завет является надежным документальным источником. Самый ясный знак для неверующих — это Его воскресение; а наилучший способ подтвердить то, что чудеса происходили — это представить аргументы в пользу воскресения.

Но даже вера в чудеса Иисуса еще не является гарантией спасительной веры. Многие признавали Воскресение Иисуса, не принимая Его как Спасителя. Неверующему следует подумать над смыслом и утверждениями Иисуса и над тем, что это значит для его жизни, а потом ответить на обличающий призыв Святого Духа.

 

Кен Боа и Лэрри Муди, «Я рад, что вы меня спросили» Исчерпывающие ответы на трудные вопросы о христианстве»

Газета Протестант,ру

Добавить комментарий