Программа пастора: от реализации собственного видения – до служения Богу и людям в любви


Олег Таран, пастор церкви

«Пасторское видение» — понятие, ставшее священным для многих христиан. У многих руководителей церквей есть некая особенная программа служения, существуют особые цели для достижения которых, так или иначе, втягиваются члены церкви. Хорошо это или плохо? Я уважаю людей, особенно руководителей, которые имеют чёткие планы и цели, и тем более способны привлечь к этим планам и целям других. Но, к сожалению, иногда вижу большие издержки «духовного лидерства».

Одно из серьёзных заблуждений, вкравшихся в современную церковь, не зависимо от типа управления, стала так называемая концепция «Пастор-Моисей» с особым пасторским виденьем. Суть этого учения заключается в том, что пастор поместной церкви, видя в Моисее прообраз церковного руководства, отождествляет себя с ним, перенимая принципы управления народом из Ветхого Завета: «Бог поставил Моисея – значит, и меня тоже (считает «харизматический» руководитель), Бог говорил через Моисея – значит, Бог говорит через меня, Моисей вёл народ за собой – значит я должен вести церковь за собой, значит моё виденье (понимание, мировоззрение, желание, богословие, методология, талант, мнение…) имеет Божественное и решающее значение для церкви», уверены некоторые руководители церквей и движений.

И, в общем-то, в фигуре Моисея, конечно же, есть некий пример для церковного руководства Нового Завета (хотя в классическом понимании Моисей прообраз Христа), но вот в чём подвох и роковая ошибка данного учения: Моисею Бог открыл направление о всех евреях того времени, Моисей точно знал от Бога куда нужно вести каждого человека среди огромного количества людей – в Землю обетованную. Видение Моисея не было лишь его видением, это было виденье, принадлежащее каждому человеку. Моисей был лишь проводником Божьей идеи, её координатором и модератором, помогая людям достигнуть то, к чему Бог их призывал.

Если же мне как руководителю церкви неоткрыто Богом призвание каждого человека, то моя задача состоит в том, что бы содействуя духовному росту людей, помочь им обнаружить их индивидуальное призвание. Вот тот принцип, который мы как руководители церкви можем взять для себя от Моисея. Проводя параллель с Моисеем «харизматические богословы» обратили внимание на внешнюю сторону руководства Моисея – «народ должен был следовать за Моисеем», но при этом было упущено главное, суть его служения – «Моисей вёл каждого человека в Божью волю».

Задача пастора (совета руководителей) заключается в том, чтобы создать в церкви благоприятную атмосферу для развития даров служения, создать равные условия для каждого человека, в которых бы каждый мог реализовать свой духовный потенциал и использовать свой талант, возрастая во Христе. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… …посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена…» Еф. 4гл. А дело служения может быть весьма разнообразно, и не ограничено только делом служения пастора (его предпочтениями в целях и его программой).

Вы видите, что это совершенно разные подходы в церковном руководстве? В первом случае (пастор ведущий паству за целями предпочтительными только для него) ставит людей за свою «узкую» спину в сравнении с Богом (как бы широка она не была), за своё заскорузлое понимание в сравнении с Богом (каким бы обширным оно не было), он будет неизбежно (не потому что злой, а из принципа) подавлять дары в церкви которые не соответствуют его дару. Люди, которые не вписываются в его понимание, в его мировоззрение, в его служебные предпочтения, будут ему просто мешать (ведь его виденье, это виденье для каждого и все смеренные должны повиноваться ему, искренне убеждён такой руководитель). Он будет говорить людям: «Хочешь идти за моим виденьем – иди, не хочешь — уходи из церкви».

Во втором же случае (пастор, создающий благоприятные условия для реализации каждого человека) будет служить для людей, будет поднимать их не ради себя и своего виденья, а ради них самих, будет помогать им состояться в Господе, найти своё индивидуальное предназначение, при этом мудро и мягко координируя общую работу церкви. Такой пастор будет радоваться разнообразию направлений в служении и уникальности даров, видя, как они реализуются и раскрываются в судьбах. Он просто не сможет совершить в церкви подмену Божьего виденья «идти до края земли», в которое может вписаться любой член церкви, на своё, ограниченное определённым ракурсом, в которое многие не вписываются.

И кстати, если говорить о Божьем видение, а не о пасторском, то для церкви сегодня Богом установлена цель – это не только Россия, Афганистан, Китай, Индия, Европа, это не работа с наркоманами или правительством… Это – весь мир, работа со всеми и во всех направлениях. Наша Обетованная земля, если не Небо, то весь мир. По крайней мере, если у кого-то в церкви появляется желание двигаться не в том направлении, в котором движется большинство, он не бунтарь и не еретик, ему не нужно уходить из своей церкви, если церковь может создать условия, которые бы могли вместить и его. «Вам не тесно в нас…» 2Кор. 6:12. Вместо страха о разобщённости ведущего к ограничению людей лишь некоторыми сферами служения, необходимо «сделать» церковь мобильную и гибкую, которая не будет разрываться на части и в то же время способна удовлетворить все дары и призвания людей, вложенные в них Господом.

Это не плохо, когда пастор имеет большое видение от Бога для своей жизни, плохо, когда пастор закабаляет всю церковь исполнять его. Если человек, занимающий позицию пастора, желает исполнять только своё видение, ему нельзя быть пастором. Лучше такому человеку создать в церкви особый отдел (например, миссию служения в Афганистане или Китае). И если в церкви будут желающие ехать в эти страны, люди с тем же призванием, люди которые доверяют организатору данной миссии, то они добровольно и с радостью присоединятся. Нечто подобное можно видеть в служении апостола Павла, который с благословения церкви идёт с миссионерской командой, состоящей из нескольких человек. Люди подчинены Павлу, так как сами захотели следовать за ним в данном служении. Дух Святой направляет апостола, но Павел не тянет за собой всю церковь, состоящую из тысяч или сотен людей. Поэтому крайне не корректно, когда пасторы используют данный пример в Писании, мотивируя церковь исполнять их персональное видение.

Президент государства, вступая в должность, не имеет права принадлежать ни к одной политической партии, чтобы не быть предвзятым. Президент становится гарантом конституции и его основной задачей является создание условий, при которых все партии будут иметь возможность реализовывать свои идеи и программы. Нечто подобное должен осуществлять и руководитель церкви, ведь речь идёт не о политике и даже не о демократии, а о многообразии даров, призваний и талантов за которыми стоит Бог, наделяя ими каждого в церкви как Ему угодно. Церковная конституция – Библия, полное Евангелие, а не законы некоторых людей. И если вдруг наши поместные законы вступают в конфликт с повелениями Писания, то нужно их подстраивать под Писание, но никак не наоборот. Да, это трудная работа, пытаться соединить такое многообразие в одной церкви, пытаться координировать общую работу и при этом не повредить и не задавить индивидуальное, но для этого Бог и призвал служителей Нового Завета.

Фактически, пасторы, уверовавшие в свою богоизбранность и тождественность с Моисеем, но не понявшие, что Моисей, в основном, учит, как помогать людям войти в Божье видение, строят свое служение не в духе Евангелия и братской любви. Они реализуют свои собственные представления о путях церкви путем подавления воли членов своей общины, игнорирования их собственных даров, то есть того, что делает каждого из нас неподражаемым чадом Божьим.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий