Военные расходы России достигают исторического рекорда

Кирилл Сугробов

Бюджет воюющей страны

Расходы государственной казны в следующем году запланированы на уровне в 13,387 триллиона рублей, а доходы — 12,866 триллиона. Прогнозируемый дефицит — 521,4 миллиарда рублей. Крупнейшие статьи расходов: социальная политика (3,96 триллиона рублей), национальная экономика (1,69 триллиона), национальная безопасность (1,59 триллиона), оборона (около триллиона), общегосударственные вопросы (825 миллиардов), образование (606 миллиардов), здравоохранение (494 миллиарда), ЖКХ (140 миллиардов), культура (91 миллиард), СМИ (70 миллиардов), спорт (51 миллиард), охрана окружающей среды (24 миллиарда).

То, что в российском бюджете значительно раздуты военные расходы при фактическом сокращении трат на здравоохранение и образование, говорили все — от Счетной палаты до СМИ. В настоящее время «национальная безопасность» является одной из главных статей бюджета: на нее планируется потратить почти 1,6 триллиона рублей. В сумме со статьей «национальная оборона» — 2,6 триллиона. Для сравнения, социальная политика (самая большая статья) потребует 3,6 триллиона, а здравоохранение и образование — 606 и 494 миллиардов соответственно.

При этом расходы на оборону и безопасность в реальном выражении в следующем году вырастут, в то время как на образование и здравоохранение — сократятся. Очевидно, что рост расходов на оборону — в основном политическое решение, связанное со многими факторами. Оправдано ли оно экономически — вопрос спорный.

По мнению члена ученого совета Института экономики РАН Вячеслава Сенчагова, расходы на оборону могут дать положительный эффект, так как эти деньги получат российские предприятия. В то же время, отметил, он, положительное влияние возможно только в том случае, если реализовывать оборонный заказ будут именно отечественные компании. В таком случае стоит говорить о так называемом мультипликативном эффекте, когда денежные вложения в одно направление или в один проект «подтягивают» другие отрасли.

В то же время ведущий научный сотрудник Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский констатирует, что мультипликативный эффект в отношении расходов на оборону если и есть, то он намного меньше, чем от аналогичных инвестиций в человеческий капитал — здравоохранение, науку и образование — или от вложений в инфраструктуру. Чернявский обращает внимание на то, что вложения в оборону не увеличивают стоимость основных фондов (основные средства производства товаров и услуг), следовательно, менее эффективны, чем инвестиции в другие направления.

Сенчагов отмечает, что говорить о сокращении расходов на медицину и образование рано: несмотря на снижение профильных трат в федеральном бюджете, значительная часть обязательств была переложена на регионы. По его словам, это было сделано в рамках децентрализации полномочий, объявленной тогдашним президентом Дмитрием Медведевым еще в 2011 году. Однако полномочий на использование налогов (то есть средств на исполнение обязательств) регионы не получили, констатирует Сенчагов.

lenta.ru

Добавить комментарий