Борьба за доверие Бога как конфликт между временной и вечной системами ценностей


Д-р Кеннет Боа

 

Временное и вечное — это две враждующие между собой парадигмы, которые поддерживают две радикально противоположных системы ценностей, поэтому противоестественно и совсем не просто следовать за невидимым и предпочитать его видимому. Только когда наши взгляды сформируются и укрепятся библейскими понятиями, мы сможем жить в соответствии с Божьими приоритетами.

Любая попытка гнаться одновременно за временным и за вечным, похожа на попытку удержать за уздечку двух лошадей, скачущих в противоположные стороны. Одновременное следование за этим миром и за царством Христа невозможно на любом этапе, потому что неизбежно победит что-то одно. Многие пытались идти одновременно по двум путям, но это не более чем добавление духовной облицовки на ту же самую мебель, которую производит и рекламирует система мира сего.

Требуется большой риск для того, чтобы отпустить все, что мы привыкли держать и контролировать. Никогда не бывает легко ценить невидимое больше видимого, верить обещаниям Бога больше, чем обещаниям мира сего, ждать исполнения всего, что исполнит Христос больше, чем все, что мы можем иметь сейчас. Мы хотим быть хозяевами положения и иметь уверенность в наших силах, однако Писание учит нас, что единственная настоящая уверенность приходит тогда, когда мы отбрасываем все иллюзорные попытки контролировать и отдаем себя безраздельно личности и целям Бога.

Две враждующие системы ценностей

Временная система ценностей требует, чтобы мы не доверяли Богу и не зависели от Него, потому что она основана на том, что мы видим. В противоположность ей, вечная система ценностей невидима, поэтому она требует хождения по вере (2 Коринфянам 5:7). «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Римлянам 8:24-25).

Окружающая нас культура внушает нам, что мир вокруг — это все, что есть, и что наша цель в этом мире — увеличить страдания и уменьшить боль. Создай себе имя и собери наследие. У этого принципа есть много вариантов, но привлекательная мудрость мира сего, как ее наблюдал Проповедник Екклесиаст, всегда происходит от того, что «под солнцем». Мудрость же, которая происходит свыше, не из-под солнца, говорит нам, что мы бессмертные создания, и что краткий миг на этой планете — ничто в сравнении с вечной жизнью, которая нас ожидает.

Иаков говорит о том, что существует постоянная вражда между земной и демонической мудростью и небесной божественной мудростью (Иакова 3:13-17). Каждому из нас предстоит сделать выбор. Во что мы поверим? Насколько совпадают наши верования с нашими действиями?

В этой духовной войне мир провозглашает удовольствие как высшую цель. Он говорит, что всякий, кто отказывается от земных удовольствий и следует за Богом, теряет возможность весело прожить жизнь. Слово Божие говорит, что знание Бога — самое высшее наслаждение. Бог является источником наслаждения, по сравнению с Ним все остальное лишь тень.

Мир превозносит признание и одобрение людей. Слово Божие наставляет нас искать одобрения Господа. «У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Галатам 1:10).

Мир учит нас стремиться к славе и известности. Используя арену истории, Павел Джонсон приводит пример тщетность вопроса об уместности популярности: «Изучение истории продвигается безжалостно вперед, как и сама история. Сегодняшняя сенсация завтра уже может быть неуместной. Бестселлеры одного десятилетия могут приводить в смущение в последующие времена. Революционная теория, которая потрясает академии наук, разбивается вдребезги в последующем поколении под ироничные замечания». В противоположность этому, Слово призывает нас подражать служению Христа. Говорят, нужно бояться смерти только до тех пор, пока не сделаешь что-либо, что будет жить вечно. Поскольку люди будут жить в вечности, наши добрые дела и помощь другим, которую мы оказываем во имя Христа, будут жить вечно.

Мир говорит, что богатство и положение являются признаками успеха, безопасности и личности. Но, как писал Клайв Льюис в книге «Письма баламута»: «Процветание привязывает человека к миру. Он чувствует, что нашел свое место в нем, в то самое время, как этот мир отвоевал себе место в этом человеке. Его растущая репутация, его расширяющийся круг знакомых, его чувство важности, растущее давление работы, которая требует все больше внимания, создают чувство того, что человек находится дома на земле». Слово Божие предъявляет требования к характеру и к тому, чтобы слова не расходились с делами. «А ты просишь себе великого: не проси…» (Иеремия 45:5). Иногда Бог оказывает своим детям суровую милость, отбирая у них из рук игрушки, до тех пор, пока они не перенесут надежду с творения на Творца.

Этот мир призывает нас приобретать власть над людьми и обстоятельствами;

Слово Божие учит нас смиренно ходить перед Богом. «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:6-7).

Но самый главный контраст состоит в том, куда ведут эти противоборствующие системы в конце

Люди думают, что им нужны удовольствия, признание, слава, положение и власть, но погоня за всем этим приводит к опустошению, разочарованию и безрассудству. Бог вложил вечность в наши сердца (Екклесиаста 3:11), и нашими глубочайшими желаниями являются исполнение (любовь, радость, мир), реальность (то, что никогда не исчезнет) и мудрость (умение жить). Единственный путь к этому истинному исполнению лежит в сознательном избирании Божиих систем ценностей, а не того, что предлагает этот мир. Выбор состоит в том, чтобы поверить Личности, которую мы еще не видели. «Которого не видевши любите, и Которому, доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашей спасения душ» (1 Петра 1:8-9).

Как свидетельствует пример брака в Канне Галилейской, этот мир наливает сначала самое лучшее вино, а потом, когда люди уже не могут отличить, переходит на самое дешевое вино. Но чудо, которое совершил наш Господь, превратив воду в вино, показывает, что для тех, кто следует за Ним, самое лучшее ждет их в конце.

Наши мысли формируют наши убеждения

Часть нашей проблемы состоит в том, что мы не хотим пересмотреть наши незыблемые убеждения, которым, как нам кажется, мы преданы. Для меня фундаментальная мысль, на которой основаны мои мировоззрения, состоит в том, что, как сказал Фрэнсис Шейфер, «Бог есть, и Он не молчит». Это значит, что Автор всего творения — это Личность, которая открывала себя человечеству «многократно и многообразно» (Евреям 1:1), включая общее откровение творения и совести и особые откровения через сны, видения и пророчества, через апостолов, но яснее всего, Его личное откровение через личность и дела Иисуса Христа. Я вижу Библию как проявление Его характера и путей, его письмо любви к людям, искупить которых Он послал Своего Сына, а также как руководство к жизни в мудрости, целеустремленности, вере, любви и надежде.

Поскольку это является моей основной мыслью о жизни, все должно ей соответствовать. Это помогает мне понять, кто такой Бог, кто такие мы, откуда мы появились, зачем мы здесь, куда мы идем и как нам следует относиться к другим.

Я пришел к выводу, что хотя у всех нас есть свое мировоззрение, философия жизни, ценности и принципы, которым мы следуем по вере, очень мало кто из людей сознательно отдает себе отчет в том, что это так. Из небольшого количества людей, кто сможет выразить свои мысли в отношении человеческого бытия, только очень небольшая часть думала над логическим смыслом этих предположений. А из этой малой части, только горстка людей пыталась сопоставить эти заключения со своим образом жизни. В этом состоит причина несоответствия между тем, во что они верят и как живут на протяжении всей жизни.

Каковы должны быть логические последствия того, что бесконечный и личный Бог существует и открыл Себя людям во Христе и в Писаниях? Их несколько. Во- первых, в центре всего стоит Бог, а не мы; всё было сотворено Им и для Него (Колоссянам 1:16), и мы живем для того, чтобы служить Богу, а не для того, чтобы убедить Его служить нам. Короче говоря, Бог постоянно повторяет нам в Писании: «Я Бог, а вы — нет».

Во-вторых, если мы были сотворены для взаимоотношений с Автором всего доброго, что есть, мы не можем иметь более высокой цели, чем расти в познании Бога и, по Его благодати и милости, становиться похожими на Него.

В-третьих, поскольку Библия была написана под вдохновением Самого Бога, будет мудро с нашей стороны, если мы будем изучать, понимать, переживать на практике и применять её наставления и принципы. Писание говорит нам, что наше краткое земное существование предназначено для того, чтобы приготовить нас к вечному гражданству на небесах. Поэтому, было бы верхом глупости запутаться и погрязнуть в том, что «высоко у людей», но что есть «мерзость пред Богом» (Луки 16:15). Мы должны выполнять свои обязанности на работе качественно и заботливо, потому что мы служим Христу, а не людям (Колоссянам 3:22-24). Наши стремления должны отличаться от других. Вместо того, чтобы искать положения, власти, престижа и богатства, мы должны искать одобрения Бога (2 Коринфянам 5:9).

В-четвертых, нам следует быть готовыми к тому, что этот мир будет постоянно стремиться отвлечь нас от вечного и привлечь к временному, потому что истины Писания противоречат культуре мира сего. Если мы перестаем слушать Бога и служить Ему, становимся непослушными и эгоистичными, это значит, что снова нас обманул этот мир и мы начали думать, что лучше знаем ситуацию, и что Бог не имеет власти. Послушание происходит от доверия Богу, и мы будем слушать или желаний своего собственного сердца, или слова Того, Кто сотворил нас, любит нас и искупает нас.

Наши мысли вырабатывают наши убеждения. Наши убеждения, в свою очередь, формируют наши приоритеты, а наши приоритеты формируют наши действия.

Наши надежды влияют на наши приоритеты

Много лет назад один служитель церкви ждал в длинной очереди на заправочной станции. Дело было перед праздниками. Хотя заправщик работал быстро, перед служителем было еще очень много машин. Наконец, подошла и его очередь и заправщик махнул ему, чтобы он подъехал к помпе.

«Ваше преподобие», сказал молодой человек, «простите за задержку. Перед праздниками все ждут до последней минуты, чтобы заправиться». Служитель усмехнулся: «Понимаю, что вы имеете в виду, в моем деле происходит то же самое».

Если мы смотрим на жизнь с точки зрения вечной перспективы, мы будем придерживаться библейской истины, что наше земное путешествие предназначено для того, чтобы подготовить нас к вечному небесному гражданству. Чем больше мы подстраиваемся под эту перспективу, тем больше она повлияет и на ближайшие и на отдаленные приоритеты.

Мой друг, Гордон Адамс, сравнивает нашу жизнь с коротким пребыванием в отеле. В некоторых случаях это просто клоповник, в других на подушки кладут мятные конфетки, а на столах ставят цветы в вазах. Но независимо от того, сколько мы платим за ночь, мы живем там с чемоданным настроением. И поскольку мы знаем, что это не наш дом, нас не беспокоят обои на стенах и занавески на окнах, даже если нам не нравится их расцветка, мы не будем их менять. Бог никогда не планировал, чтобы обед в номере заменил домашнюю пищу. Ошибочно принимать жизнь в гостинице за славное место обитания, которое Он готовит тем, кто верит в Его Сына.

Частью нашей проблемы является то, что Божии обетования кажутся нам расплывчатыми и отдаленными — у нас нет памяти о небе. Но Он оставил нам Слово Свое и обещал, что мы не пожалеем о том, что следовали за Ним. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евреям 13:14). Если мы будем помнить о том, что мы прохожие, странники и чужеземцы, находящиеся в ссылке, наши приоритеты станут похожими на те, что имел Авраам, который «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евреям 11:8¬10).

Другой мой друг, Макс Андерс, написал книгу «Хорошая жизнь». Это практический разбор послания Павла к Ефесянам. В ней он показывает контраст между тем, что нам предлагает этот мир и тем, что предлагает Слово. В то время как один навязывает деньги, амбиции, секс, одежду, второй обещает богатство (Ефесянам 1-3), цель (4:1-5:17), любовь (5:18- 6:9) и истинную силу (6:10-20). Слишком часто практика показывает, что нашими приоритетами является погоня за тенью, в то время как Бог предлагает нам истинную суть.

Что же останется в конце? Есть ли что-то, что мы сможем взять с собой, или мы все оставим здесь? Когда мы путешествуем из страны в страну, мы обмениваем валюту. Валюта этого мира не принесет нам никакого добра в следующем мире, если предварительно мы не вложим ее в дело Христово, в жизни других людей. Отношения, в которых центром являемся не мы, а другие, которые выражают любовь Христа, и есть небесная валюта.

Наши приоритеты формируют наши поступки

Послушайте слова человека, которого мне довелось встретить два раза. Обе встречи были незабываемы:

У нас есть ясное понимание рождения и теоретическое чувство смерти. Никогда смерть не бывает своевременной. Нельзя выйти на пенсию и подготовиться к смерти. Когда вы уйдете с этой планеты, у вас уже никогда не будет привилегии поделиться Евангелием, послужить потерянным, накормить голодных. Это не обвинение, но напоминание радоваться возможности и считать за честь то, что мы — представители Христа в этом мире. Это выражается в любви. Та любовь, которой вы любите Христа, предоставляет возможности, которые вы имеете. Нам не следует просто ждать, когда мы попадем на небеса, но наслаждаться единственной возможностью, которая у нас будет. (Июнь 1986). Каждый день я пытаюсь понять, что значит искать прежде царства Божия. Частью этого будет не следовать за тем, что вознаграждает наша система. Есть проблема — впасть в благодушие. Бог не обещал мне завтрашнего дня. Есть дела на этой стороне, и требуется определенная веря для того, чтобы поверить, что есть что-то на другой стороне. (Март 1987)

Марк Петт страдал от неизлечимого рака, когда я записал эти слова во время нашего разговора. Мы были одного возраста, и также как я, он был служителем. Марк приобрел необыкновенную мудрость из-за того, что он много страдал от боли до самой смерти в феврале 1988 года. Он особенно говорил о том, что во время нашего земного путешествия нам иногда предоставляются привилегии и даются возможности помочь изменить чью-то жизнь.

Если наши приоритеты формируют наши действия, тогда наши действия будут отражать наши приоритеты. Если наши действия не включают в себя постоянное обновление ума через углубленное изучение Писания, возрастание в познании Бога через молитву и чувствительность к тем возможностям, которые дает нам Господь, любить и служить верующим и ищущим Бога везде, где мы можем повлиять на них, тогда наши приоритеты не соответствуют Писанию.

Я позаимствовал у моего друга Билла Гаррисона два коротких выражения, которые всегда бросают мне вызов. Первое: «Напиши сейчас свой некролог и послушай, хорошо ли он будет звучать на небесах». Вторая фраза: «Что можно взять с собой под мышкой на последнее представление и предъявить там?»

«Мы должны делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать… Итак, доколе есть время, будем творить добро всем… Ведите себя мудро по отношению к внешним, пользуясь случаем… Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Иоанна 9:4; Галатам 6:10а; Колоссянам 4:5; Ефесянам 5:15-16).

Ваши приоритеты сформируют вашу перспективу, ваша перспектива сформирует ваши приоритеты, а ваши приоритеты сформируют ваши действия.

 

Д-р Кеннет Боа, Преображение в Его образ

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий