Духовное пробуждение достигается через молитвы


О. А. Тярк

Испытанный пророк

 

 

«После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И воззвал к Господу. и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» 3 Цар. 17, 17 24.

У испытаний есть особенное свойство: приходить именно с той стороны, откуда мы не ожидаем их. Пророк Илия мог предполагать, что трудности в его жизни или придут со стороны Иезавели, или кончится пища, или поднимется негодование народа по причине засухи. Но от всего этого хранил его Господь. Однако это не говорит о том, что Бог хранил его от трудностей вообще. Скорбь пришла среди тихих будничных дней.

Многие сильные мужи с благородными сердцами были надломлены именно в домашней обстановке. Одного сломала смерть любимого человека, другого же сломал грех. И многие из этих людей стали или легкомысленными, или ожесточенными. Они потеряли смысл жизни, и больше нигде не могли найти его. В дом, где находился пророк, пришли болезнь и смерть, которые и теперь все еще странствуют по домам и делают свою работу. Однако в данном случае болезнь и смерть послужили славе Господней.

Сын был единственным утешением матери в ее вдовстве. Многие из своего ребенка, особенно единственного, делают кумира. И если они его теряют, то теряется и смысл их жизни. Когда же Господь занимает первое место, тогда в Нем заключается смысл нашей жизни.

Что касается вдовы, то мы видим, что смерть ее сына напомнила ей о грехах. Она сама говорит об этом. Не является ли это божественной целью: привести человека к осознанию своих грехов и к покаянию?

Кажется невероятным, но человек может годами пребывать в Слове Божием и не сознавать своего греха. Слово Божие называет его грехи поименно, но он все же не видит их. Все его знакомые уже понимают, в чем дело, но он не замечает этого.

Женщина-вдова не была богопротивницей, но греха своего она не сознавала. Она была гостеприимной: делилась последним и, что особенно трудно, творила добро, чем могла удивить всю окрестность. Немногие справляются с этим. Она ежедневно жила среди чудес. Когда шла к полке брать муку или масло, чудо Господне смотрело на нее. Она верила в чудо, и сама была одной из тех, через кого Господь творил чудо, но греха своего она не сознавала. Она жила во время Божиих судов; видела, как засуха опустошила землю, и знала, что оставление греха народом прекратило бы наказание, но все-таки своего греха не сознавала. И Бог теперь должен был применить крайнюю меру: умирает ребенок. Теперь грех стал ее личным грехом, обременяющим ее. Теперь грех встал в ее сознании так явственно, что она приходит и открывает его перед пророком. Больше нет смысла скрывать его.

Грех усыпляет наше сознание настолько глубоко, что нам трудно придти к покаянию. Разве нет грешников среди нас? Есть. Но как мало покаяния. Человек похож на того фарисея, который скрывал свой грех и выставлял на показ свои хорошие качества. Он не любил думать о своих пороках, а распространялся о своих добродетелях: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» Лк.18,    11 12. Многие из нас расстилают перед грехом добродетельную скатерть. Но осмелимся ли мы в это время посмотреть в глаза смерти? Это испытание открыло вдове глаза.

Рассказывают про одну девушку, которая вела легкомысленный образ жизни и считала это безобидным весельем. Но пришла смерть отца, и она увидела, что была виновницей в ранней его кончине. Есть ли у нас что-либо, что мы должны уладить со своими родными прежде, чем нас настигнет смерть? Почему не сделать этого сегодня? Есть ли у нас что-либо, что мы должны проверить перед лицом Божиим? Почему не сделать это сейчас? Можем ли мы быть готовыми в любую минуту встретить смерть?

Посмотрим, как пытается враг внести смятение в сознание этой женщины! Она смешивает сознание греха с недоброжелательством к пророку и бросает обвинение последнему, как будто причиной постигшего ее горя была его святость. Разве мы не встречали подобных людей. Вот, предположим, человек пришел в молитвенный дом и внимательно слушает. Слово Божие осветило его жизнь. С кафедры ему напомнили его пороки: ложь, обман, воровство, прелюбодеяние или какой-либо иной грех. И появившееся в нем сознание греха обратилось в ненависть к проповеднику, и человек ушел с решением никогда больше не переступать порог этого дома. Но Господь желает, чтобы мы воспринимали это с глубоким покаянием и смирением.

Сегодня Он это делает через Слово Божие. Завтра все может быть иначе. Будем же послушны голосу Бога!

Пророку Илии пришлось перенести не только скорбь по смерти ребенка, но в связи с этим и ошибочные обвинения матери-вдовы. Женщина пришла с явно несправедливым обвинением и вылила свою горечь на пророка. А пророк молчал. Он также мог произнести слова горечи, спеша на самозащиту. Но он молчал. Бывают времена, когда лучшей самозащитой является молчание. Как хотелось, быть может, пророку Илии выразить свое негодование и призвать кару Божию, но он молчал. Здесь Илия виден с лучшей стороны. В трудную минуту он сразу же прибегает к молитве, что показывает, насколько привычной была для него молитвенная жизнь. Иной, привыкший свою вину перекладывать на другого, без сомнения побежал бы к другу своему, пожаловался бы ему на то, как его обидели, чтобы друг, по меньшей мере, хотя бы «понял» его, то есть оправдал бы его, и он возвратился бы домой более спокойным, утешенным.

Пророк Илия тоже пошел искать утешения в своем привычном месте в комнате молитвы.

Илия оказался в весьма затруднительном положении. Он пользовался гостеприимством этого дома, и вдруг такое обвинение. Пророк дерзнул просить Бога о том, о чем никто до него не молился. Он отказывается признать за смертью последнее слово. Он простирается над ребенком, желая этим как бы разделить его участь, и молится, и молится повторно. Так могут молиться и осмеливаться просить только те, кто достаточно близок к Богу. К стыду нашему, мы осмеливаемся просить о весьма малом.

Чтобы научиться молиться о всех нуждах: и малых, и больших, нам нужно чаще находиться в школе молитвы пророка Илии.

Что же произойдет? Кто победит: смерть или молитва? «И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил». Через человека молящегося Господь вернул жизнь в тело мертвеца.

Когда пришла жизнь, то поверила и женщина. Оживление навсегда оставалось наилучшим аргументом (доказательством) могущества Божия. Женщина приняла пророка во имя пророка, и она получила награду пророка Мф. 10, 41.

Бог проводит в мире работу духовного пробуждения, и нередко через различные переживания или смерть наших близких. Не будем забывать, что легче всего духовное пробуждение достигается через комнату молитвы, ибо там ближе всего мы видим своего умершего и воскресшего Господа Иисуса Христа.

 

О. А. Тярк, Избранные труды Том 1

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий