К слову о новых церковных формах


Михаил Дубровский

Формы церковной жизни могут и должны меняться. Такие перемены многократно происходили за двухтысячелетнюю историю христианства. Изменения способов организации церковной жизни (включая изменение структуры, богослужения, управления, календаря и особенностей общинного уклада) необходимы, чтобы выразить вечные истины на языке своей эпохи и своей культуры. Основание этих изменений — христология, конкретно — воплощение Христа. Сын Божий пришел в этот мир, родившись в конкретном народе и в определенное время, Он жил в соответствие с культурой этого народа и принял на Себя ограничения той эпохи. Когда мир вокруг меняется, Церковь обязана меняться, чтобы через ее жизнь и служение Христос мог снова и снова «воплощаться» в этом мире.

Такое «воплощение» требует решения как минимум, двух задач:

А. Мы должны довольно ясно понимать, что есть Церковь, в чем ее сущность, то неизменяемое ядро, которое и делает Церковь уникальным сообществом. Слова «довольно ясно» важны, поскольку мы должны помнить — наше понимание Откровения несовершенно, обременено культурными ограничениями и личными предрассудками. Мы способны лишь приближаться к его пониманию, и в лучшем случае это понимание более или менее адекватно вызовам эпохи.

Б. Нужно понимать те перемены, которые происходят в мире, иметь ясное представление, с какими проблемами приходится сталкиваться современному человеку. А затем обнаружить в Откровении и выразить современными средствами те ответы, которые Бог дает на эти вызовы.

В продолжение разговора о новых формах церковной жизни, предлагаю свой вариант сборки «что есть Церковь?» Я старался выделить лишь сущностные характеристики, отделив их от конкретных культурных проявлений. Понятно, что на практике «церковь в чистом виде» не существует и не может существовать. Воплощение требует принятия той или иной культурной «одежды». Но для понимания того, что Бог делает в Своей Церкви сегодня, очень важно выделить эту неизменяемую сущность.

Итак, представление о Церкви

1. Церковь есть Тело Христово. Дух Святой, присутствующий и действующий в Церкви, и делает Церковь уникальным сообществом. Минимальное требование к Церкви — двое или трое, собранных ради Христа (Мф.18:15-20). Господь наделяет каждого верующего особыми дарами для созидания Тела Христова; есть служители, особо одарованные для служения Телу (Эф.4:11)

2. Церковь есть община Завета; народ, избранный Богом и вовлеченный в особые отношения с Ним; народ, живущий в Боге и для выполнения Его воли; народ, через образ жизни и деятельность которого проступает образ Вечности

3. Церковь — это община для мира; Церковь послана в мир, чтобы свидетельствовать о Царстве Божьем и распространять принципы Царства в этом мире; живя Вечностью и устремляясь к новой земле и новому небу, Церковь каждый раз предлагает свое видение о сущном и должном и меняет этот мир

4. Церковь имеет двойную природу: Божественную и человеческую, она несет в себе Божественную полноту и совершенство и человеческое несовершенство и греховность. Она одновременно укоренена в Вечности и развивается во времени. Ее природа вневременная, но формы ее представления изменяются вместе с культурой

5. Церковь имеет Вселенское и поместное измерение. Вселенская Церковь объединяет всех христиан , включая тех, кто уже в Вечности. Вселенская Церковь выражается через поместные общины. Именно принадлежность конкретной поместной общине при удержании целостности Церкви в целом позволяет пережить полноту церковной жизни

На мой взгляд, если мы не хотим, чтобы христианство отрывалось от жизни, а церковь превращалась в музей, нам нужно давать христианский ответ именно на эти вопросы и формировать жизнь церковной общины так, чтобы она не вырывала человека из потока его жизни и деятельности, а освящала саму эту жизнь и деятельность светом Христа.

 

Такова была логика моих размышлений. Ниже — результат:

Основные вызовы Церкви в служении жителю современного города

1. Смена ритма жизни и деятельности

Современный человек привык к выбору. Свободный график работы, выбор места жизни и отдыха — становится все более распространенным явлением. Повышение мобильности: смена места жительства, места работы. Возможность жить в одном городе (или даже стране!), а работать в другом. Легкая смена места жительства для получения нужной работы. Обучение за рубежом. Связь со всем миром: мобильная связь, интернет, социальные сети. какой должна быть жизнь церковной общины, чтобы соответствовать ритму жизни такого человека?

2. Индивидуализация и анонимность городской жизни

Городская жизнь позволяет человеку выстраивать собственный маршрут и личные круги отношений, сохранять неприкосновенность частной жизни. Человек имеет свободу избегать нежелательной им интимности, сохранять анонимность. Это может касаться соседства, услуг, совместной деятельности. Негативный аспект анонимности: людям все труднее открываться для глубоких долгосрочных отношений. Это создает проблемы в традиционном подходе к построению общинной жизни, требует найти формат собственно городской церковной общины.

3. Недоверие к официальным институтам вообще и церковным — в частности

Современный горожанин склонен не доверять официальным институтам, предпочитает неформальные сообщества. Это недоверие распространяется и на официальные церковные структуры, люди ищут неформального общения, но с трудом присоединяются к официальным церквям. Это не всегда связано с нежеланием посвящения Христу; часто это — результат неверия иерархическим структурам. Как церковь должна реагировать на эту тенденцию?

4. Вытеснение Церкви из городской среды и жизни

Изменение городской культуры, повышение разнообразия городской среды, возникновение новых городских объектов (бизнес-центры, мега-моллы). Если раньше городская жизнь строилась вокруг храма и церковного календаря, сегодня архитектурные и деятельностные доминанты совсем другие. Церковь выдавливается на периферию как городской жизни в целом, так и жизни отдельного горожанина. Даже если он сам является активным христианином, его жизнь в большей степени определяется не жизнью церковной общины. Как церковь должна реагировать?

5. Психологические проблемы

Увеличение психологических проблем — это тенденция недавнего времени. Причин тому множество, но это и возможность для служения, и вызов, поскольку множество людей не получают квалифицированной помощи, в том числе, в церквях.

6. Смена представлений о нравственности

Сейчас не так просто определить, что хорошо, а что — плохо. Более того, традиционные христианские представления о нравственности часто внешним людям как раз и представляются безнравственными. Это создает серьезные проблемы в благовестии, поскольку грех больше не считается таковым в общественном сознании.

7. Кризис современного представления о семье

Кризис семьи заслуживает отдельного большого разговора, поскольку требует богословского переосмысления понятия семьи в современных условиях.

8. Виртуализация жизни

Информационная экономика, сравнимая с изобретением книгопечатания; принципиально иная свобода распространения информации и доступа к ней.

Перенос общения и деятельности в интернет.

Возможность удаленного участия, в том числе – работы.

Преодоление временных, пространственных ограничений и политических границ.

Исчезновение интимности, анонимности; прозрачность личной жизни и отношений и, одновременно, возможность скрыться за иным аватаром.

Виртуальная экономика и виртуальный офшор.

 

/michael-dubrovsky.blogspot.ru

Добавить комментарий