Москва религиозная: конфликтный потенциал этноконфессиональных отношений

Е. А. Кублицкая

Проблемы федеративной стабильности, укрепление интегративных процессов во многом зависят от развития толерантности в области этноконфессиональных отношений.

Религиозное население Москвы к 2010 году фиксируется на отметке 56% а уровень воцерковленности религиозного населения составляет 45%. Количественные показатели колеблющихся между верой и неверием остаются на отметке 20%. Нерелигиозное население мегаполиса 10%. Среди них выявлено лишь 4% убежденных неверующих (атеистов). Соотношение религиозного и нерелигиозного населения на 2010год примерно 6:1 и занимает одно из лидирующих мест в субъектах федерации в развитии десекуляризационного процесса. Необходимо признать: несмотря на то, что общая численность религиозного населения за последние 14 лет выросла незначительно, тем не менее, идет постепенное нарастание степени религиозности населения, за счет увеличения доли «воцерковленных людей» (убежденных верующих).

«Риски» и «угрозы» в межнациональных отношениях мегаполиса как показывают мониторинговые исследования ИСПИ РАН очень велики. За последние годы этническая и конфессиональная структура мегаполиса серьезно усложнилась. Идет резкая интенсификация притока переселенцев при одновременном естественном сокращении численности коренных жителей. Ассимиляционные возможности Москвы находятся на пределе.

Большая часть респондентов (75%)отмечает факт «межнациональной напряженности» или «сильной напряженности, возможности конфликтов». Почти третья часть всех опрошенных предполагает возможность близких межнациональных конфликтов. Можно констатировать: рост межнациональной напряженности идет через отражение в массовом сознании москвичей реалий их повседневной жизни. Специфика конфликтного взаимодействия конфессионального и национального напрямую связана с ущемлением прав какой-либо национальности, с очевидной угрозой потери ее национальной самобытности и риска уничтожения культурного менталитета: культурных и религиозных традиций и обычаев этого народа. К 2010 году процент согласных москвичей с этим тезисом вырос до 45% (49% русских и 52% православных).

Отметим главное: при анализе тезиса «по ущемлению национальностей» все группы опрошенных национальностей называют русскую нацию главным объектом «ущемления». Логика развития любого этноконфессионального конфликта: бурный расцвет религиозной жизни, сопровождаемый одновременно общественно-национальными движениями, способствует укреплению национального и религиозного самосознания (национальной и религиозной идентичностей), осознанию достоинств собственной нации, ее вклада в общегосударственное и культурное развитие. Эти позитивные стремления часто сопровождаются побуждением отделиться, выделить свою «особенность», противопоставляя «своих» и «чужих».

Конфессиональная и национальная исключительность становятся специфическими чертами, укрепляющими как религиозную, так и этническую идентичности. Развитие толерантных отношений в наибольшей степени зависит от уровня терпимости москвичей в национальной и конфессиональной сферах.

Общий показатель нетерпимости в религиозной сфере среди населения мегаполиса не изменился к 2010 году и составил 25%. В то же время общий уровень национальной нетерпимости за четыре года вырос на 7п.п. и составил 31%. Таким образом, уровень конфессиональной нетерпимости в межличностных отношениях (в своем большинстве) не ведет к росту конфликтного потенциала в религиозной сфере. Очаги напряженности в области этноконфессиональных отношений касаются, прежде всего, межнациональных отношений.

 

IV Всероссийский социологический конгресс — Социология в системе научного управления обществом. Секция 14, Социология религии

Газета Протестант.ру


 

Добавить комментарий