Размышления о Воскресения Иисуса Христа


Кен Боа и Лэрри Муди

 

Новый Завет ясно говорит, что Воскресение Иисуса Христа в теле является одним из главных оснований, на которых держится христианская вера. Павел писал коринфянам: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна; вы еще в грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:17-19). Проповеди апостолов в книге Деяний концентрировались вокруг Воскресения (напр. Деяния 1:22; 2:24-32; 3:15; 4:10; 10:40-41; 13:30-37; 17:31; 26:6-8,23). Без Воскресения Иисуса Христа христианство не могло бы выдержать нападки критиков.

Целый ряд мыслителей, которые предпринимали попытки опровергнуть Воскресение и таким образом лишить силы само христианство, оказывались перед лицом такого количества свидетельств в пользу Воскресения, что это заставляло их склонить колени перед живым Христом. Несколько лет назад адвокат Фрэнк Морис задумал написать книгу, которая положила бы конец мифу об Иисусе Христе. Но его книга «Кто сдвинул камень?» привела к прямо противоположному результату, а сам Морисон обратился в христианство через исторические свидетельства о пустой гробнице.

Генерал Лу Уоллас решил написать исторический роман о еврее-современнике Иисуса. Однако когда он принялся исследовать исторический фон для книги, произошло нечто непредвиденное. Исторические свидетельства переполнили его, и он написал книгу «Бен Гур» в то время как сам стал новообращенным христианином.

Относительно недавними примерами можно считать К.С.Льюиса и Малкольма Маггериджа. Льюис описал путь, который он нехотя прошел от атеизма к христианству, в своей автобиографии «Удивленный радостью». Он не хотел встречаться с Христом, но, несмотря на отчаянное сопротивление, свидетельства привели его в царство небесное. Маггеридж, бывший редактор журнала Панч и ярый аналитик современной культуры, недавно обратился в христианство. Его путь, который начинался со скептицизма, прослеживается в его работах «Вновь найденный Иисус» и «Хроники потерянного времени».

Исторические факты

Факты, которые так сильно повлияли на этих людей, имели твердое основание в исторических и критических процессах. Сегодня научный мир признает историчность этих фактов, несмотря на то, что ученые не соглашаются с тем, что Писание богодухновенно и с тем, что описанные в нем события следует понимать как исторические.

Мы перечислим восемь таких фактов. Первые три произошли до Воскресения:

(1)    Иисус принял мученическую смерть через распятие. Он перенес шесть судов (три религиозных и три гражданских), которые длились всю ночь до утра. В результате этого, люди жестоко били Его по лицу и телу, выдирали Его бороду, с силой надели на Его голову терновый венец с шипами и многократно бичевали Его обезображивающими римскими плетьми. После того, как истязатели заставили Иисуса нести на окровавленной спине тяжелую перекладину от креста для Его распятия, они вбили гвозди в Его руки и ноги, чтобы закрепить Его на кресте. После Его смерти один из Его палачей пронзил копьем Его бок и «кровь и вода» немедленно излились. После этого тысяченачальник объявил, что Иисус мертв (Марка 15:44-45).

(2)    Друзья положили тело Иисуса в гробницу, которая тщательно охранялась. Гробница Иосифа из Аримафеи была вырублена в цельной скале и имела один вход, который был перекрыт «весьма большим» (Марка 16:4) камнем, подкатывавшимся к входу. По размеру камень был подогнан к желобу, по которому его нужно было бы катить вверх по наклону, на что потребовалась бы сила нескольких мужчин. Вот так можно было войти в гробницу. Друзья обернули тело Иисуса пеленами, пропитанными благовониями, которых было около 100 литров (Иоанна 20:39-40), а Пилат приказал солдатам (возможно римским) охранять гробницу, поместив их перед входом с того момента, как полагали камень (Матф. 27:65-66). Римская печать, которую приложили к камню, удостоверяла, что тело было внутри гробницы, и что к самой гробнице никто не мог проникнуть.

(3)    Ученики были явно обескуражены распятием и не питали никакой надежды на воскресение Иисуса из мертвых. Несмотря на многократные предсказания Иисуса о Своем воскресении, ни один из Его учеников все же не ожидал Его воскресения (Луки 24).

Оставшиеся пять исторических фактов относятся к событиям после Воскресения:

(4)    На третий день Мария Магдалина и другие последователи Иисуса обнаружили, что гробница пуста. Об этом факте много спорили в прошлом, но недавние исследования, проведенные даже критически настроенными богословами, привели к тому, что все большее количество ученых соглашается с тем, что гробница действительно была пуста. С этим вынуждены были открыто согласиться даже враги Иисуса, потому что старейшины и первосвященники подкупили стражу, чтобы те сказали, что тело было украдено учениками (Матф. 28:11-15). Конечно, если бы в тот момент, когда начали распространяться слухи о Воскресении, гробница не была пустой, власти, чтобы прекратить эти слухи, приказали бы эксгумировать труп и выставили бы его для публичного обозрения. Но тело так никогда и не нашли, а против того, что гробница была пуста, никто никогда не возражал.

(5)    Римская печать была сломана, а огромный камень, плотно закрывавший вход в гробницу, отодвинут.

(6)    Стража оставила пустую гробницу и доложила первосвященникам о том, что случилось. Священники дали большой подкуп и обещание защиты от наказания Пилата, который мог бы их казнить за плохую охрану.

(7)    Погребальные одежды Иисуса были найдены пустыми, но свитыми по-прежнему, как будто тело было внутри (Иоанна 20:3-8).

(8)    Ученики Иисуса говорили о том, что Иисус являлся им в теле несколько раз. Это были свидетельства очевидцев, и они включали в себя разные обстоятельства (напр., в доме и на улице) и разных людей. Однажды Иисус явился более чем 500 человекам одновременно (1 Кор. 115:6). Во всех этих явлениях Иисус говорил, что Он был в настоящем теле и разнообразно подтверждал эту истину. Первыми свидетелями Воскресения были женщины и маловероятно, чтобы сфабрикованный случай включал в себя свидетельства женщин, так как они бы считались ненадежными. Иисус также являлся своему брату Иакову, а позже Павлу. В каждом таком случае жизни свидетелей радикально изменялись. Особенно трудно объяснить изменение в случае с Павлом, если пытаться делать это вне связи с Воскресением.

Эти факты невозможно игнорировать историкам и богословам, но их можно объяснять разными способами, что и было неоднократно сделано в попытках избежать вывода о том, что Иисус воскрес из мертвых. Было выдвинуто несколько натуралистических теорий в отношении гробницы и явлений Иисуса, но ни одна из них не смогла объяснить исторические события. Более того, есть целый ряд косвенных улик, которые дополняют эти данные и делают доводы в пользу Воскресения еще более вескими.

Объяснения в отношении гробницы

В первый день недели в гробнице либо было тело Иисуса, либо она была пуста. В начале мы с вами рассмотрим четыре теории, которые утверждают, что в гробнице было тело. После этого мы исследуем четыре натуралистических теории, которые делают попытку объяснить, почему гробница была пуста.

Первый вариант того, что в гробнице все еще было тело:

(1)    Местонахождение гробницы было неизвестно. Эта теория совершенно неприемлема, потому что все четыре Евангелия говорят о том, что Иосиф из Аримафеи получил у Пилата разрешение похоронить тело Иисуса в своей новой, только что вырубленной в скале гробнице, которая была неподалеку от места распятия. Конечно, он знал местонахождение своей собственной гробницы в саду. Описания так же ясно говорят, что ни женщины, ни ученики не испытывали трудностей в том, чтобы найти гробницу, и сторож тоже знал, где она находится. Один из вариантов этой теории говорит, что тело Иисуса было брошено в общую могилу, куда обычно бросали тела казненных. Эту точку зрения можно поддерживать только в том случае, если совершенно отвергать все четыре описания захоронения, а для этого нет никаких свидетельств.

(2)    Женщины и ученики пошли не к той гробнице. Эта теория отвергает слова Марка 16:6: «Он воскрес», утверждая, что молодой человек, который разговаривал с женщинами, просто сказал: «Его здесь нет, вот место, где Его положили». Он хотел сказать им, что они спутали гробницу, но женщины не поняли. В тексте Писания нет никаких оснований для того, чтобы изменять этот стих; и если говорить истину до конца, эта теория должна была бы исказить еще много других стихов. Она также требует абсурдного вывода, что Петр и Иоанн, сам Иосиф из Аримафеи, стража, а так же еврейские и римские власти все пошли не к той гробнице, и что настоящая гробница так никогда и не была найдена.

(3)    Иисус воскрес в духе, а не в теле. Этот «благочестивый» компромисс отвергает физическое воскресение Иисуса, но утверждает, что Он жив. Его явления ученикам были подлинными, но они не правильно истолковали Его воскресение. Как и многие другие, эта теория обращается жестоко и несправедливо с историческими записями. Во всех событиях, произошедших после Воскресения, Иисус делал особый упор на тот факт, что Он воскрес в теле: «Посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это — Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Луки 24:39). Ученики ухватились за ноги Его (Матф. 28:9). Мария ухватилась за Него (Иоанна 20:17), Он ел кусок печеной рыбы перед учениками (Луки 24:42-43). Иисус подчеркивал воскресение в теле, потому что просто духовное воскресение (в то время как тело Его гнило бы в могиле) было бы неприемлемым для иудеев; иудаизм первого века правильно ожидал восстановления всего человека, включая тело.

(4)    Брат-близнец или кто-то очень похожий на Иисуса был распят и похоронен вместо Него. Эта отчаянная теория не подтверждается ни малейшими свидетельствами, кроме того, она противоречит многим ясным местам Писания. Например, по воскресении из мертвых у Иисуса на теле были следы распятия и рана от копья (см. Иоанна 20:24-28). Он физически вознесся в небеса на глазах учеников (Деяния 1:9).

Остается одна возможность, что гробница была действительно пуста:

(1)    Один или несколько учеников Христа украли Его тело. Таково было первоначальное объяснение пустой гробницы (см. Матф. 28:11-15); солдаты были подкуплены первосвященниками и старейшинами, которые велели им солгать, сказав, что ученики украли тело пока они спали. Конечно, если они спали, как они могли знать, что ученики украли тело? Подобное объяснение требовало того, чтобы весь караул без исключения спал одновременно, а это обстоятельство было еще менее правдоподобным, потому что они ставили под удар свою жизнь, если тело было украдено. Более того, шум откатываемого от входа огромного камня, безусловно, пробудил бы от сна некоторых солдат. Вдобавок к сказанному, ни у Иосифа из Аримафеи, ни у учеников не было повода красть тело. Они не ожидали воскресения и ничего бы не приобрели, а только все потеряли бы, если бы совершили обман. Ученики переживали великие страдания, потому что свидетельствовали о воскресении Господа, большинство из них страдали до смерти. Такое поведение было бы абсурдом, если они знали, что это ложь. Такого рода обман несовместим с высокими моральными качествами, которые просматриваются в их Посланиях Нового Завета. И, наконец, как могла эта перепуганная кучка людей преодолеть вооруженную охрану профессиональных воинов?

(2)    Враги Иисуса украли тело. Эта теория имеет ту же проблему повода. С какой стати евреи или римляне украли тело, если это прямо противоречит тому, что они пытались предотвратить? Даже если они перенесли тело в целях безопасности, они обязательно заявили бы об этом и при необходимости выставили бы тело для обозрения, чтобы положить конец слухам о Воскресении, которые ходили по Иерусалиму. Полное молчание еврейских и римских властей громко говорило о том, что они признавали то, что тело исчезло необъяснимым образом.

(3)    Иисус на кресте погрузился в глубокий обморок и казался мертвым. Он был приведен в сознание прохладным воздухом гробницы, а Его ученики были убеждены, что Он воскрес из мертвых. Если анализировать эту рационалистическую теорию восемнадцатого века, потребуется не меньшее чудо, чем само Воскресение. Это значит, что Иисус пережил побои во время судов, терновый венец, ужасные бичевания плетьми, распятие и даже то, что Его бок пронзили копьем, и при этом остался жив. Профессиональные палачи были убеждены в том, что Он мертв. Его тело завернули в полотно, пропитанное 100 литрами благовоний. Не смотря на огромные кровопотери и долгие часы, проведенные в холодном склепе без еды, воды или помощи, Он пришел в себя. Потом умудрился выбраться из пропитанных благовониями пелен и аккуратно сложил их в гробнице; Он откатил огромный камень вверх по уклону и открыл вход в гробницу, победил вооруженную стражу, прошел много миль на пронзенных ногах и убедил Своих учеников, что Он победил смерть как воскресший Автор жизни. Эта нелепая теория также требовала бы от нас того, чтобы мы поверили, что Иисус продолжал жить после этого и умер естественной смертью в полной безвестности.

(4)    Иисус хотел обмануть Своих учеников и убедить их в том, что Он — Мессия с помощью исполнения Ветхозаветных мессианских отрывков. Он договорился с Иосифом из Аримафеи, чтобы Ему дали во время распятия наркотик, с помощью которого все примут Его за мертвого. После этого Иосиф должен был положить Иисуса в своей гробнице и привести Его в чувство, так чтобы Его ученики поверили, что Он воскрес. Но римское копье, которым Его пронзили, изменило все их планы, и после того, как Он очнулся, Иисус жил совсем недолго. Иосиф убрал тело, а когда какой-то молодой человек явился несколько раз сбитым с толку ученикам, они подумали, что он — Иисус. Этот фантастический сценарий встречается в «Пасхальном Сюжете», который является порождением ума Хью Шонфильда. Он требует, по крайней мере, не меньшего искажения исторических фактов, чем предыдущие теории. Шонфильд просто отвергает многие отрывки, которые опровергают его теорию. Он строит теорию на нескольких стихах, полностью вырванных из контекста. Эта теория анти-воскресения полностью лишена свидетельств; Иисуса она представляет злобным обманщиком, а его учеников — группой легковерных глупцов.

Ни одна из этих теорий не подходит даже близко к описанию исторических фактов, связанных с пустой гробницей, явлениями воскресшего Христа и радикально изменившимися жизнями учеников. Они искажают ясные свидетельства без всяких на то оснований и требуют большей веры, чем само Воскресение. Иронично то, что первосвященники и фарисеи потратили столько сил на то, чтобы установить у гробницы охрану, потому что если бы они этого не сделали, доказательства Воскресения не были бы столь вескими.

Объяснения явлений Христа

(1)    Все ученики лгали, что они видели воскресшего Иисуса. Первая проблема этого утверждения состоит в том, что оно противоречит историческим сведениям. Это также означает, что все ученики, которые свидетельствовали о том, что видели Господа (включая 500 человек, которых упоминал Павел), были лжецами. Ухудшало эту ситуацию то, что этим людям не было смысла увековечивать такую фальшь, а многие из них страдали за свое свидетельство даже до мученической смерти. Могло ли такое количество людей добровольно отдать жизни за подделку?

(2)    Явления Христа были просто галлюцинациями в мозгу учеников. Есть целый ряд причин, по которым теория галлюцинации не соответствует фактам: (а) Галлюцинации характерны в уединении, а не в толпе. Однако, согласно историческим описаниям, Иисус являлся несколько раз, группам людей, включая и толпу из 500 человек. (б) Галлюцинации обычно происходят в благоприятных местах и в благоприятное время дня, но Христос являлся в различное время и в разных местах. Его явления не происходили по одному и тому же образцу. (в) Обычно галлюцинируют только люди определенного типа (например, шизофреники, отшельники или наркоманы, которые принимают галлюциногены), но явления Христа распространялись на большое количество разнообразных личностей. (г) После того, как Иисус являлся в течение 40 дней, Его явления внезапно прекратились. Галлюцинации, в свою очередь, обычно повторяются в течение длительного периода и не прекращаются неожиданно. Галлюцинации стимулируются ожиданием, но у учеников не было никакой надежды на воскресение Христа. К ранним сведениям о воскресении они относились весьма скептически. Ученики касались Его, говорили и ели с Господом в разное время, а это никак нельзя назвать характерной особенностью галлюцинаций.

(3)    Вся история о воскресшем Иисусе, включая Его явления — это просто тщательно разработанная легенда, созданная ранней церковью. Чтобы ответить на это возражение, возможно, будет необходимо рассмотреть вопрос, касающийся достоверности Библии (см. гл. 6). Все эти случаи подтверждались свидетельствами очевидцев и передавались без сомнений, как друзьями, так и врагами Иисуса. Петр твердо заявлял: » Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2 Петра 1:16). Датирование Новозаветных документов также препятствует появлению такой легенды, потому что прошло слишком мало времени. С каждым годом все новые археологические находки продолжают доказывать историческую достоверность Писания.

Косвенные улики

(1)    Христос предсказывал Свое воскресение на третий день и провозглашал, что это должно стать самым важным знамением, подтверждающим истинность Его заявлений. Господь показал Свое знание этого будущего важного события несколько раз (напр. Матф. 12:38-40; Марка 8:31; 9:31; 10:33-34; Иоанна 2:18-22).

(2)    Молчание еврейских лидеров по поводу Воскресения красноречиво свидетельствовало, что они знали о неопровержимости этих событий. Безусловно, они нашли бы опровержение этому христианскому заявлению, если бы для этого у них были хоть какие-нибудь основания.

(3)    Перед Воскресением ученики были пугливыми людьми, чья вера была слабой, и которые оставили Иисуса сразу после Его ареста. Но ко Дню Пятидесятницы, семь недель спустя, они бесстрашно провозглашали Иисуса Христа толпам в Иерусалиме. Это преображение было полным, постоянным и единодушным. Все они пострадали за распространение вести о воскресшем Господе, и почти все погибли как мученики. Ясно, что все они были абсолютно уверены в том, что Воскресенье было настоящим; безусловно, они могли достоверно знать, произошло ли Воскресение на самом деле.

(4)    Успех, с которым развивалась ранняя христианская церковь, несмотря на жестокую оппозицию — это еще одно свидетельство в пользу Воскресения. Церковь началась в Иерусалиме, где находилась пустая гробница, и все проповеди апостолов сконцентрировались вокруг воскресшего Спасителя. Без Воскресения церковь не появилась бы.

(5)    Перемена дня поклонения с субботы на воскресение для ранних иудейских христиан (Деяния 20:7; 1 Кор. 16:1-2) была радикальным явлением, которое не произошло бы, если бы Христос не воскрес бы в первый день недели (Матф. 28:1; Луки 24:1).

(6)    Таинства крещения и вечери имеют отношение к Воскресению; они были бы бессмысленными в ранней церкви без связи с исторической реальностью Воскресения.

(7)    Полное равнодушие христиан первого века к гробнице Иисуса также показывает, что эти христиане знали, что они служат воскресшему Господу.

(8)    Обращения Иакова и Павла представляют собой дополнительные свидетельства в пользу Воскресения. Иаков был против заявлений Иисуса, своего брата по материнской линии (Иоанна 7:5), но с ним произошла перемена после того, как воскресший Иисус явился ему (1 Кор. 15:7). Он стал лидером Иерусалимской церкви и называл себя «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1). Невероятная перемена, которая произошла с молодым фарисеем Саулом, также не находит себе объяснения в отрыве от Воскресения. Саул, ярый гонитель христиан, вдруг стал Павлом, гонимым христианином. С тех пор, как он видел славу Христа по дороге в Дамаск, он уже никогда не был прежним человеком.

Вывод

Все попытки дать естественные объяснения историческим фактам, относящимся к Воскресению, провалились. Прямые свидетельства, относящиеся к пустой гробнице и явлениям, связанным с косвенными свидетельствами, бесспорно, подтверждают факт физического воскресения Иисуса Христа. Он завоевал благодать и предлагает жизнь в воскресении тем, кто уверует в Него.

 

Кен Боа и Лэрри Муди, «Я рад, что вы меня спросили» Исчерпывающие ответы на трудные вопросы о христианстве»

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий