Что такое отречение и каким оно бывает


И. В. Музычко

Что такое исповедание и зачем оно нужно, всем хорошо известно, а относительно такого действия как отречение, то необходимо дать более подробное объяснение. Лучше это сделать на примере истории Иова.

 

 

Причиной страданий Иова не были его согрешения или неправедная жизнь, или какие-то ошибки, или какие-то другие его недостатки. Вот характеристика, данная ему Богом: «Нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8). Причиной страданий Иова был диавол, «клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк. 12:10). Он клеветал на Иова пред Богом, приписывая ему корыстолюбие, будто бы Иов старается угождать Богу не искренно, а из-за корысти, за Божьи благодеяния (Иов. 1:9-10)    . Чтобы доказать диаволу ложность его утверждений, Бог позволил диаволу ввергнуть Иова в нечеловеческие страдания.

Бог знал, что Иов не подведет Его и окажется верным Ему, и, таким образом, диавол будет посрамлен. И Бог не ошибся в Своих ожиданиях. Иов в своих тяжких страданиях оказался верным Богу, хотя этот тяжелый экзамен он сдал не на отлично, а с некоторыми погрешностями, из-за чего пришлось ему раскаиваться пред Богом в своих ошибках (Иов. 42:6). В чем же состояли эти погрешности? В том, что он не распознал, что истинным виновником его страданий был враг — диавол. Он возложил эту вину на Бога и стал обвинять Бога в своих жестоких страданиях (Иов. 7:19-20; 10:8; 13:3; 16:78; 19:6-13). Конечно, это был грех против Бога. Но Иов, из- за своих жестоких страданий, не видел этого греха, он был, как бы ослеплен жаждой справедливости. Грех Иова отличался тем, что он был сделан по побуждению сатаны. Диавол не только поразил его тело, но хотел погубить его, внушив ему мысль, что это Бог несправедливо послал ему такие тяжкие страдания. Он побуждал Иова на бунт против Бога. Когда же Бог заговорил к нему, показал ему все Свое величие, и этим просветил очи сердца его, то Иов в прахе и пепле раскаялся в этом своем грехе. После этого Бог освободил Иова из этих огненных страданий, куда вверг его диавол, исцелил его и вернул ему всю его потерю.

И вот здесь возникает вопрос: от чего же Иов отрекался, и почему необходимо было это отречение (Иов. 42:6)? Кто-то скажет: он отрекался от своего греха, от своих слов, которые он говорил в адрес Бога. Это верно, но зачем это нужно было делать, если для прощения и очищения греха достаточно раскаяния, исповедания (1Иоан. 1:9)? Это очень важный вопрос, и чтобы на него ответить, необходимо более глубоко проанализировать понятие греха.

Грехом является всякое действие (мысль, слово или дело), которое противно Богу, Его святости и справедливости. Следует делать различие между грехом, сделанным по инициативе человека (вследствие его греховной природы), и грехом, совершенным человеком по внушению диавола или духов зла. К греху, содеянному по инициативе человека, имеют отношение две личности — человек и Бог. Человек своим греховным действием прогневил Бога. Такой грех прощается и очищается через раскаяние. В случае, когда совершено греховное действие по внушению диавола, то к этому действию имеют отношение уже три личности — человек, Бог и диавол. По отношения к Богу это действие является грехом и, как всякий грех, он прощается и очищается через раскаяние. Но чем же является это греховное действие по отношения к диаволу? Конечно же, не грехом, так как это действие никак не оскорбляет диавола, наоборот оно приятно ему, так как оно (это действие) является исполнением его (диавола) воли.

Если грех отвращает Бога от человека, ставит разделение между ними (Ис. 59:2), то это же греховное действие привлекает диавола к человеку, как давшему ему место (Еф. 4:27), и ставит человека в зависимость от лукавого, делает человека рабом диавола (2Тим. 2:26; Рим. 6:16; Иоан. 8:44). Для освобождения человека, сделавшего грех по внушению диавола, от гнева и наказания Божьего, необходимо раскаяние пред Богом, а для освобождения такого человека от диавольской зависимости необходимо отречение от него и совершенного по его внушению действия. Всякое отречение по своему значению — это такое словесное действие, которое производит разрыв установившихся ранее отношений. Например, отречение монарха от престола, отречение от наследства, отречение от обязательств, от какой-то зависимости, — все это действия направленные на разрыв ранее установленных отношений. Если человек по неосторожности или по неведению принимает от лукавого какую-то мысль или совершает какое-то действие, то он этим дает место диаволу (Еф. 4:27), в результате чего человек попадает в зависимость от лукавого. Освобождение от этой зависимости или разрыв ее совершается через отречение.

Почему друзья Иова не смогли ему помочь? Ведь они старались своими обличениями привести Иова к покаянию пред Богом и тем самым к освобождению его от страданий. Их старания оказались безуспешными, потому что их слова были неверными. Через неверность их слов они даже оказались виновными пред Богом. Вот как Бог оценил их слова: «Сказал Господь Елифазу Феманитянину; горит гнев Мой на тебя и двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7) . Как же понять это, что друзья Иова говорили о Боге не так верно, как Иов? Ведь они защищали Бога от обвинений (Иов. 8:1-6; 15:12-16; 22:1-10, 21-30), которые Иов выдвигал против Бога (Иов. 6:4; 7:1920; 10:8; 13:3; 16:7-8; 19:6-13).

Бог, по-видимому, делал различие в речах Иова между словами, которые шли от сердца Иова, от его веры, надежды и упования (Иов. 1:21-22; 2:10; 9:1-14,32; 19:25-27; 26:7-14; 28:20-28), и теми словами, которые Иов произносил по внушению диавола (Иов. 6:4; 7:1920; 10:8; 13:3; 16:7-8; 19:6-13). Бог знал, что истинным автором обвинительных слов в устах Иова был не Иов, но диавол. Друзья Иова этого не знали, и они несправедливо приписывали эти слова Иову. Если бы они были просвещены Духом Святым в такой мере, как Апостол Петр, то, возможно, они указали бы Иову на истинную его вину, как это сделал Петр, когда заявил Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль» (Деян. 5:3) . Они защищали Бога, основываясь на своих неверных умозаключениях, поэтому они не так верно говорили о Боге, как Иов. Обвинительные речи всех друзей Иова не дали желаемого результата, не привели Иова к раскаянию. Необходимо было вмешаться Богу, и Бог начал говорить Иову.

Бог начал Свою речь с вопросов: «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» (Иов. 38:3) . Чтобы Иов понял всю суть своей драмы, речь Бога была направлена не только к нему, но и к сатане, истинному виновнику всех бедствий Иова. Это видно из следующих слов Бога: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь?» (Иов. 38:4-5). «Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико» (Иов. 38:20-21). Конечно же, Иов не знал всего этого. Поэтому некоторые исследователи Священного Писания полагают, что Бог сказал эти слова Иову с иронией. Но мы не находим в Слове Божьем, чтобы Бог для вразумления человека пользовался иронией. А вот, такой способ вразумления человека, когда Бог говорит одновременно к человеку и к сатане, Бог иногда применяет. Например, Христос таким же способом вразумил Своего ученика Петра, который высказал слова, внушенные ему врагом. Христос сказал Петру и одновременно сатане: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое» (Мф. 16:23).

После того, как Иов выслушал речь Бога, ему открылись глаза, и он понял, кто является истинным виновником его тяжких страданий, и кто внушал ему говорить обвинительные слова в адрес Бога. Иов немедленно отрекся от этих слов и раскаялся пред Богом в прахе и пепле. В результате наступило полное исцеление Иова от его жуткой болезни. Бог полностью оправдал его и даже сделал его ходатаем за его друзей.

Таким образом, из истории Иова следует, что отречение является средством освобождения человека, попавшего в зависимость от диавола через обольщение, когда человек дает ему место в своем сердце (Еф. 4:27) . Если это так, то возникает вопрос, можно ли найти подтверждение необходимости отречения от лукавого и его дел в Новом Завете? Некоторые приходят к отрицательному ответу на этот вопрос на том основании, что в Новом Завете русской Синодальной Библии ничего не говорится об отречении от диавола и его дел. Но такой вывод является следствием поверхностного восприятия Слова Божьего, следованию букве, а не духу Писания. А ведь Господь призвал нас и «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3:6).

Действительно, в Новом Завете слово «отречение» не используется по отношению к сатане и его делам. Но необходимо иметь в виду, что в русском языке имеется много синонимов слова «отречение», то есть других слов с тем же значением. И для нас главное — это значение слова, а не его форма. Если обратиться к словарю синонимов, то можно установить, что синонимами слова «отречение» являются следующие слова: отвержение, отказ, отбрасывание, отрицание и др. Действительно, отречься от чего-то или от кого-то означает отвергнуть это, отказаться от этого, отбросить это. Если дело обстоит таким образом, то в Новом Завете имеется прямое повеление детям Божьим отвергать все, исходящее от князя мира сего: «Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света» (Рим. 13:12). Возможно, кто-то скажет, что в этом месте Писания речь не идет об отвержении дел диавола, а об отвержении греховных дел, которые перечислены в следующем 13 стихе. Конечно, и греховные дела Писание относит к делам тьмы (Еф. 5:11). Но рассматриваемый стих (Рим. 13:12) ближе всего по смыслу к месту Писания Еф. 6:10-17, где прямо говорится о духовной борьбе верующего с властями тьмы, то есть с кознями лукавого. Такой авторитетный источник, как «Толкование новозаветных посланий» под редакцией П. Харчлаа, объясняя значение этого стиха (Рим. 13:12), говорит:

«Христиане — это солдаты армии Христа, которые постоянно должны быть на страже и вооружены для битвы (Еф. 6:10-17; 1Фес. 5:8)».

 

И. В. Музычко, Живое христианство и тайна беззакония

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий