Верность Бога и вера Неемана


Ярл Пейсти

 

В Священном Писании мы находим множество примеров веры. Они даны для нашего назидания, ободрения и для подкрепления нашей веры. Заметьте, что в Своих проповедях и беседах Христос неоднократно приводил примеры веры из Ветхого Завета.

Между прочим, Христос привел один такой пример, когда упрекнул жителей Назарета за их неверие. Вот что сказал Господь: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.» Что Спаситель хотел этим сказать? Он хотел подчеркнуть, что несмотря на то, что Нееман был язычником и не принадлежал к народу Божьему, он все же был исцелен от проказы, и причиной тому была его вера!

Я уверен, что многие из вас помнят эту ветхозаветную историю о том, как известный военачальник Сирийской армии услышал от девочки-израильтянки, бывшей у него в услужении, что среди израильтян есть пророк Божий, Елисей, который мог бы исцелить его. Но, узнав об этом, Нееман сперва отправился к царю Израиля, думая, что у царя он найдёт исцеление. И только после того, как Нееман узнал, что царь израильский ничего не может для него сделать, он занялся поисками Елисея. Однако пророк Елисей, вместо того чтобы лично принять такого почетного гостя, через своего слугу говорит Нееману, что он должен семь раз окунуться в Иордане, и тогда он будет исцелён от проказы. В связи с этим мы читаем такие слова: «И разгневался Нееман, и пошёл и сказал: вот, я думал…»

Да, гнев и гордость чуть было не погубили Неемана. И причина была в том, что у него были собственные идеи о том, как он должен исцелиться. И из-за этой независимости мышления он чуть не лишился Божьего благословения. Бог дал нам разум для того, чтобы мы думали. Но направление наших мыслей должно быть правильным, наши мысли должны быть под контролем Божиим.

Допустим, что я заболел и вызвал врача для того, чтобы он выписал мне нужное лекарство. Но после визита врача не захотел придерживаться режима, который порекомендовал врач, и не захотел принимать лекарства, необходимые для моего выздоровления. Мне показалось, что нужно совсем другое лекарство, не то, которое выписал врач. Ну скажите, разумный ли это поступок? Кто лучше знает, что мне нужно: врач или я сам? А если считаю, что знаю больше, чем врач, зачем было обращаться к врачу?

А ведь нечто подобное случилось с Нееманом. Он говорит: «я думал…» И когда пророк Елисей велел ему поступить не так, как он думал, Нееман чуть было не отказался от исцеления. Нееман так представлял своё исцеление: «Вот думал, что он выйдет, станет и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? — возражает Нееман — Разве не мог бы омыться в них и очиститься?» Послушайте, что случилось после этих слов. О Неемане сказано: «И обратился и удалился в гневе.»

У Неемана были свои понятия о том, как Бог должен был исцелить его. Какой абсурд! Но не поступаем ли мы подобным образом? Не указываем ли мы Богу, каким именно образом Он должен ответить на наши молитвы или как Он должен был нас спасти и помиловать? Как часто люди не только лишаются Божьих благословений, но и упускают возможность получить спасение души только потому, что убеждены, будто знают лучше, чем Бог. Какая трагедия!

Посмотрите только, какие мы несем потери, как мы вредим себе тем, что даём Богу предписания, как Он должен с нами поступить. Из-за этого мы лишаемся мира и радости и постоянно недовольны. Подобно народу Израильскому, выведенному Богом из Египта мы попадаем в землю Ханаанскую окольными путями! Как израильтяне, мы жалуемся и ропщем: почему нас это постигло, почему случилось то и другое, почему Бог допустил такое испытание в моей жизни, почему я должен всё время ждать, почему Бог не ведет меня прямым путём, а посылает в обход? Неужели Бог не мог так устроить, чтобы этого горя не было в моей жизни? Постоянные недовольства, во всем чудятся затруднения и препятствия. Какое печальное состояние!

И в чём дело? Вся беда в том, что люди сами намечают определённый путь. Они думают, что Бог поведёт их по этому пути, а оказывается — Он повёл их совсем другим путём. Не так ли бывает часто и с нами? Не удивляемся ли мы тому, как ведёт нас провидение Божие? Не идёт ли это вразрез с нашими желаниями и вопреки нашим предпочтениям? Нам кажется, что то или другое будет нам на пользу и принесет благословение не только нам самим, но и другим. Но получается наоборот, нас постигает беда. Нам это непонятно. Мы недоумеваем. Почему не прекращается это испытание? Почему это жало продолжает причинять мне боль, тогда как было бы полезнее, если бы оно было удалено? Как часто возникают такие вопросы, и как нам хочется разрешить подобные затруднения, но мы никак не можем найти ответа на свои вопросы.

Не пора ли нам прекратить мудрствовать и пытаться разрешить эти проблемы своим ограниченным умом, предав всё это в руки нашего Небесного Отца? Когда же мы, наконец, поймём, что Божьи мысли — не наши мысли, не наши пути — пути Его. Не забудем также, что сказано в следующем стихе 55-й главы книги пророка Исаии: «Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», — говорит Господь Бог.

Когда мы готовы расстаться со своими планами и своими предрассудками, когда мы предадим свой путь Господу и позволим Ему явить начертанный Им план для нашей жизни, тогда мы сможем убедиться, насколько лучше будет, если Господь поведёт нас Своим путём. Вся беда в том, что мы не решаемся доверить себя Богу. Мы не отдаёмся Ему целиком, мы не верим, что Бог всегда руководствуется принципами любви, и обращается с нами по этому закону, закону любви. Мы никак не можем поверить, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу.

Притом, мы часто забегаем вперёд, и непременно придумываем, что нас должно постигнуть какое-то несчастье, какая-то неприятность. И это другая крайность, не менее опасная. Мы начинаем воображать очень мрачное будущее. «Всё против меня, — говорим мы, — даже Сам Господь меня покинул, не могу надеяться ни на что хорошее, мне суждены одни несчастья!» О, если бы мы могли видеть, что всё это для нашего блага, для нашей пользы. Да, настанет день, когда всё нам станет ясно.

Почему бы ни поверить, что Господь устроил путь наш! Что любовь побудила Его выбрать для нас эту дорогу. Он приготовил нечто дивное для нас. Он готовит для нас трапезу в виду врагов наших! А поэтому оставим свои мысли, свои планы и предрассудки, и с твердою верою скажем вместе с псалмопевцем Давидом: «Господь — пастырь мой!» И как бы ни был мрачен наш путь, если бы даже нам пришлось пойти долиной смертной тени, всё равно мы можем сказать: «благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей»,- включая и этот день. Слава Ему!

Но давайте возвратимся к Нееману. Посмотрите, что он думал. Вот что Нееман говорит: «Вот, я думал, что он (т.е. пророк Елисей) выйдет, станет, и призовёт имя Господа, Бога своего,»- и сделает то и другое, и что реки Дамасские лучше вод Израильских!

Нееман считал, что благословение Божие непременно должно выразиться в чем-то великом, важном, значительном. Он не учёл, как не учитывают многие другие, что чаще всего Бог избирает немощное мира и уничиженное, и ничего не значущее избирает Бог, чтобы упразднить значащее, как сказано в Слове Божием. И делает Он это для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. Да, Нееман не учёл этого.

Не из уст ли девочки-израильтянки, своей рабыни, впервые услышал он о том, что Бог может исцелить его? Неужели это не было доказательством того, что Бог может проявить Свою силу и благодать через скромное и ничтожное? Ведь Бог не отказал Нееману в радостной вести из-за того, что эта радостная весть была возглашена таким жалким существом, девочкой-рабыней. Почему же теперь Нееман требует, чтобы пророк отслужил над ним торжественный молебен?

Заметьте, что Бог вторично посылает Нееману слово не через какое-то важное и знатное лицо, а через рабов. Слушайте: «И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся и будешь чист». Какую мудрость проявили эти рабы!

Вы заметили, как раздражается человеческая гордость незначительным и маловажным? В этом-то и заключалась причина того, что иудеи возненавидели Христа, ибо «Он взошёл как отпрыск и как росток из сухой земли; не было в Нём ни вида, ни величия — и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.» «Не плотников ли Он сын? Не здесь ли между нами братья его и сестры?» — говорили они.

Подобно Нееману, они были раздражены обыденностью и заурядностью этого Мессии. Они ожидали не такого Мессию. Они не искали Его в яслях, и когда Он пришёл, иудеи отвергли Его. Они закрывали глаза на пророчества, которые не соответствовали их желаниям и предрассудкам. Они ожидали, что совершенно внезапно Христос явится в блеске и великой славе. Как и Нееман, они ожидали необычного, захватывающего явления.

Если Господь говорит, что нужно окунуться в воды Иордана, это значит, что все реки мира не смогут помочь тому, что может совершить послушание слову Божьему. Сила и величие не во внешних проявлениях, а в слове Божьем. Оно живо и действенно. Через уста младенца оно может совершить то, чего невозможно достичь речами самих великих ораторов. Давайте позволим Господу устроить наш путь, ведь Он ожидает только детского доверия от нас. Будем же ходить во свете, который Он даёт, предадимся же Его воле, и тогда наша жизнь будет полна радости.

Но хочу также обратить ваше внимание на ужасное заблуждение, присущее людям. Послушайте, что сказано в Слове Божием: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — пути к смерти.»

Нееману казалось, что реки дамасские лучше всех вод израильских, и, тем не менее, если бы он окунулся в них хоть тысячу раз, то остался бы прокаженным. Скажите, кто знает путь спасения лучше, Бог или человек? Может показаться, что это излишний вопрос. Все же есть люди, которые думают, что их путь правильный, несмотря на то, что он противоречит всему тому, что говорит Бог. Мы говорим о небесном, о вечном. Скажите, как может грешный человек знать то, что Божье? Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить Его? Неужели ты, человек, знаешь лучше и больше, чем Сам Господь Бог? Неужели ты возьмешься наставлять Его?

Не берись назначать и предписывать, как тебе спастись. Каким бы прямым ни казался этот путь, конец его — погибель. Всем тем, кто воображает себя мудрее Бога, Господь говорит: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).

Когда Нееман оставил помыслы свои и поступил так, как ему было сказано, он был чудно помилован и исцелён. Новое небо и новая земля открылись перед ним, когда он вышел из Иордана. Его тело совершенно обновилось, и он очистился от проказы. Какая чудная картина духовного возрождения! Не Иордан очистил Неемана, а благодать Божия по вере Неемана. Он поверил и получил обещанное.

Представьте себе эту картину. По совету своих рабов Нееман, наконец, решился ступить в воды Иордана. Ему было велено окунуться семь раз. «Какой абсурд!» — наверное, подумал Нееман. Вокруг него стоят рабы и смотрят на своего великого маршала. Но вот он осмелился окунуться. Смотрит, никаких перемен. Хотя бы одна седьмая проказы была удалена, но нет! Нееман окунается в воду во второй раз, и снова никакой перемены. Третий раз — и тут неверие стало шептать: «Чудак, что ты делаешь? Разве ты не видишь, что нет никакого улучшения? Обманул тебя пророк!»

Но — благодарение Богу за живую веру, которую вселила в сердце Неемана девочка-рабыня вестью о силе Божией. Эта вера заставила Неемана окунуться в четвертый раз, пятый, шестой. Но даже после шестого раза не появилось никаких признаков выздоровления. Однако Нееман больше не сомневался. По слову Елисея, он окунается в седьмой раз. И на этот раз Нееман увидел, что он чист. Слава Господу! Проказа была снята с него. Древнее прошло, теперь всё новое, проказы нет! Он новый человек! Вы слышите? Раздаётся смех, крик восторга, рукоплескания. «Я чист! Я чист!» Благодарение Господу!

Представьте себе, если бы Нееман начал понемножку, постепенно очищаться, после каждого погружения в воду. В таком случае он мог бы подумать, что в исцелении была и его доля старания, он постепенно добился своего исцеления, он как бы заслужил его. Но нет! Для того, чтобы это исцеление было по вере, не от дел, Господь устроил так, что очищение было не постепенным, а внезапным, моментальным. Господь сказал, что дела Божии — чтобы мы веровали в Того, Кого Он послал. Единственное дело, которое Бог признаёт и принимает от нас, — это наша вера. Заметьте, как заканчивается рассказ о Неемане. После того как он очистился, Нееман возвратился к пророку Елисею в сопровождении своих подданных и засвидетельствовал: «Вот, узнал (заметьте, раньше он думал, а теперь узнал), что на сей земле нет Бога, как только у Израиля!» Да, Нееман исцелился, стал новым творением, и убедился в верности Божией, после того как он верой покорился сказанному ему слову.

Если же ты возражаешь, что это слишком просто, что путь этот слишком лёгкий, не забывай, что несмотря на всё — это единственный путь. Иного пути нет! Если ты откажешься идти этим путём, то скажи, как ты спасешься?

Не откладывай дня своего спасения. Приди к Богу с верой в Сына Его, Иисуса Христа, и ты получишь прощение грехов. Когда верой ты примешь спасение, приготовленное тебе, ты станешь совершенно новым человеком. Точно так же, как израильтяне, странствовавшие по пустыне, должны были взглянуть на медного змея, выставленного Моисеем для того, чтобы не умереть, — так и ты должен оком веры взглянуть на Страдальца Христа, который взял твою вину на Себя, и ты будешь спасён. Жало греха и смерти будет удалено от тебя.

О, как это просто! Но если ты не примешь его верой, то знай, что ты не сможешь исцелиться от проказы греха, и навеки погибнешь. О, дал бы Господь, чтобы многие поверили и нашли спасение во Христе.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий