Голливуд выпустил фильм о покаянии и преображении


Nosce te ipsum

Анатолий Денисенко

 

Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118: 71)

Фраза «Nosce te ipsum» переводится с латинского как «познай самого себя». Считается, что именно эта надпись предваряла всякого входящего в храм Аполлона в Дельфах. Древнегреческий философ Платон (в диалоге «Протагор») считал, что эти несколько слов – плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» древней Греции. В своей работе он пишет, что однажды в VI в. до н. э. Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине, если хотите — самой основной истине человеческого бытия. Сократ, в свою очередь, популяризировал это выражение (поэтому именно ему многие приписывают авторство той фразы), используя его в поучениях и беседах. Хилон, который входил в число семи мудрецов, эту мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Современный эквивалент древней истины «познай самого себя» звучит как: «кто ты такой?» — и является квинтесценцией, на которой построен фильм «Экипаж» (2012) известного голливудского режиссера Роберта Земекиса («Форест Гамп», «Рождественская история», «Изгой»). Фильм повествует об опытном пилоте по имени Уип Вайтекер (Дэнзел Вашингтон), который просто чудом (хотя по фильму его склоняют к мнению, что именно «по воле Бога») избегает крушения самолета, и, совершив аварийную посадку около баптисткой церкви, сохраняет жизни практически всех пассажиров. Уипа превозносят как героя, но чем больше расследуются причины катастрофы, тем больше вопросов возникает у родственников погибших, выживших членов экипажа, судмедэкспертов, детективов и т.д. То, что произошло на борту самолета, можно понимать двояко. С одной стороны, никто из других пилотов, пытавшихся посадить самолет во время последующей симуляции произошедшей аварийной ситуации так и не смог. С другой стороны, даже одной пролитой слезы по вине пилота-алкоголика достаточно для того, чтобы обвинить капитана корабля во всех смертных грехах.

Так кто он, этот Уип: герой, спасший жизнь более сотни людей, или аморальный элемент общества, погубивший нескольких пассажиров? Земекис очень искусно играет на чувстве зрителя, который то симпатизирует главному герою, когда тот выливает весь годовой запас алкоголя в раковину, то презирает его, когда тот «нажирается» как последняя свинья в ночь перед судебным заседанием, которое должно стать для него судьбоносным.

Фильм достаточно социально ориентирован, так как развивает доселе не популярную тему в голливудском кинематографе. Массово снимаются фильмы, поднимающие темы неблагополучных семей, гомосексуальных взаимоотношений, женской эмансипации и т.д. Болезнь алкоголизма и пагубного пристрастия к наркотическим веществам как-то до сего времени обходили стороной (о пропаганде алкоголя и наркотиков снимается много), хотя это одна из самых больших проблем современного общества. Бич алкоголизма, наверное, не прошел мимо ни одной семьи, живущей сегодня на просторах бывшего Советского Союза. Сегодня практически у всех есть знакомые или соседи, которые сталкиваются с проблемой наркотической зависимости. Один из моих близких родственников умер от цирроза печени в местной больнице, а молодой сосед по лестничной площадке в свои двадцать восемь выглядит как дряхлый старик: без зубов с осунувшимся лицом и разбитой фигурой.

Кроме этических и социальных тем, фильм поднимает и религиозный вопрос. Особенным ярким является диалог на лестничной клетке местного госпиталя трех абсолютно потерянных для общества людей: законченной наркоманки, умирающего от рака парня и пилота-алкоголика. Вот компания так компания. Однако эти трое представляют тех, кто осознает свою конечность, своё падение, свои слабости, и говорят о них открыто, отбросив маски лицемерия и ложный пафос. Они похожи на тех блудных сыновей, которые, пав низко, все же смогли вернуться в отчий дом. Именно о них говорит Христос: кому мало прощается, тот мало и любит, а кому много прощается, тот любит много (Лк 7:47). Смотря на эту начинающую прозревать «несвятую» троицу, действительно понимаешь, что «что мытари и блудницы вперед нас идут в Царство Божье» (Мф. 21:31). И идут они туда первыми именно благодаря своей честности, о которой порой забывают те, кто сегодня именуется служителями культа, религиозной элитой или просто церковными людьми. Раковый больной, который, зная свой диагноз и понимая, что его дни сочтены, произносит слова, которые звучат более назидательно, чем многие современные религиозные проповеди уверенных в себе телеевангелистов:

— А какой у вас рак?

— У меня фибромиксоидная саркома. Саркома мягких тканей. Очень редкая. Господь выбрал меня.

— Вы в это верите?

— Ну конечно, а вы просто тупица, если не верите в Господа. Когда поймете, что все случайности в жизни от Бога, жить вам станет гораздо проще. Мы пытаемся контролировать все, что происходит с нами, а это чушь. Самолет, на котором вы летели, упал, а вы бессильны. Бог дал мне рак, и я тут бессилен. Это не в нашей власти… Смерть дает перспективу, все как-то приобретает смысл… Каждое утро теперь особенное. Я так благодарен за это. Жаль, что это чувство не разольешь по бутылкам. Как прекрасен каждый глоток жизни.

Высказавшись, раковый больной покидает компанию, а наркоманка и горе-пилот делают такой вывод:

— После него такое чувство, как будто мы с вами последние люди на этой планете.

— И вместе спасем мир.

Это может показаться банальным, но ведь, действительно, спасая себя, эти асоциальные элементы спасают весь мир, так как каждый из этих микрокосмов отождествляет собой весь макрокосмос в целом. Быть честным перед собой (а не просто перед общественностью) — вот основной посыл фильма. Однажды этот вопрос встанет и перед каждым из нас. Он как червь постоянно сверлит не только самых закостенелых грешников, но и тех, кто скрывается под маской благочестия и святости.

Быть честным, признать, что ты действительно тот, кто ты есть: алкоголик, наркоман, религиозный лицемер – это самый сложный и очень смелый поступок. Таких людей мало, их практически нет. Дух века сего не терпит слабаков, распускающих сопли и пускающих слезу. Он говорит: «Соберись, ты сильный, ты сможешь остановиться, у тебя сильная сила воли». А абсолютная честность, которая только одна может принести абсолютную свободу, призывает к тому, чтобы грешник перестал врать, ведь в конечном счете, он врет не другим, а себе. Честность ожидает от нас реальной оценки ситуации, ведь только так мы узнаем, кем являемся на самом деле. «Я и сейчас пьян», — говорит пилот в суде, тем самым показывая, что ниже пасть уже нельзя. «Потому что я алкоголик», — звучит из уст Вайтекера как приговор самому себе, в то время и в том месте, в котором, соври он совсем малость, он бесспорно остался бы национальным героем и избежал бы продолжительного тюремного заключения. Он пытается говорить правду, но говорит ее пока что настолько тихо, что прокурор его не слышит. Не слышит по той причине, что правду о себе надо говорить громко и отчетливо, а не мямля себе под нос, оставляя возможность убедить других в том, что это им всего лишь послышалось. Даже когда пилот говорит правду, представители правосудия (адвокаты Вайтекера) остаются заинтересованы в том, чтобы оправдать своего подзащитного, протестуя против исповеди алкоголика. Даже они, олицетворяющие правосудие, не заинтересованы в том, чтобы восторжествовала правда.

Уже сидя в камере, Уип говорит самую значимую фразу своей жизни: «Я исчерпал свой жизненный лимит лжи и больше не смог соврать ни разу». Если бы он соврал еще хотя бы разок, то смог бы сохранить и карьеру, и репутацию. Правда же привела к утере лицензии пилота, а шансов полететь уже практически никаких не осталось. Столкнувшись с выбором: сохранить свою ложную гордость или написать письма раскаяния каждой семье, потерявшей близких в той авиакатастрофе (хотя бы и очень сомнительно, что именно из-за алкогольного опьянения пилота), он выбрал второе. «Я предал общественное доверие», — говорит главный «герой» фильма. Одна маленькая ошибка стоила ему всего: потери себя прежнего и обретения себя нового. От героя к антигерою один шаг. Однако и от антигероя к герою тоже рукой подать. И кто знает, что считать геройством, а что анти-?

Итак, фильм, который начинается с откровенной аморальной сцены (утро после секса с подружкой-стюардессой, которому предшествовали несколько дней употребления наркотиков и алкоголя) заканчивается сценой христианской метанойи, поворотом на 180 градусов, покаянием, изменением в понимании собственного Я. «Одни люди меня никогда не простят, а другие простят, но, по крайней мере, я трезв, я благодарен Господу, что Он спас меня. И пускай это прозвучит глупо из уст человека, который сидит в тюрьме, но первый раз в моей жизни – я свободен», — говорит Вайтекер.

Почему этот фильм так глубок? Потому что он не просто об алкоголизме, хотя и о нем тоже. Он о том, кто является для каждого из нас «самым интересным человеком, с которым мы знакомы». Он о каждом из нас. И есть только один самый главный вопрос, который каждый из нас должен задать себе. И он звучит так: «Кто же ты все-таки такой?» Все остальное второстепенно.

religion.in.ua

Добавить комментарий