Соломон как строитель храма Божьего


В.Я. Канатуш, 

После того, как Соломон женился на дочери египетского царя (3Цар. 3:1), на четвертом году его царствования он, по завещанию отца, начал большую работу — строительство Храма, которое было окончено через семь лет (3Цар. 6:1,38). Это было величественное, прекраснейшее сооружение, подобного которому не было на всей земле. Храм был размером 60 х 20 х 30 локтей. В его возведении принимало огромное количество рабочих (3Цар. 5:13-18). Здание было построено из больших камней, кедровых бревен и досок, обложенных внутри золотом (3Цар. 6:13-22; 7:9-12). Камни обтесывались в горах, поэтому при строении Храма не слышно было грохота строительных орудий (3Цар. 6:7). Употребленные на строительство золото, серебро, драгоценности и прочие металлы (1Пар. 22:14-16; 29:2-9) в современной оценке достигали баснословной суммы. Это была одна из самых дорогих построек в мире, ценности и убранство которой вызывали зависть у народов земли.

Храм символически отображал Самого Бога, Его величественную Вселенную и Его небесное святилище, где Он обитает в неприступном свете. Внешний вид Храма возвещал величие, святость и милость Божию. Вместе с тем он был символом тройного состава человека с его духом, душой и телом. Но еще большим великолепием сияло его внутреннее убранство.

Когда строительство было окончено, Соломон созвал старейшин и всех глав поколений в Иерусалим, и в присутствии всего народа священники и левиты в торжественной обстановке перенесли Ковчег Завета и все священные вещи в новый Храм. При этом царь Соломон и все общество приносили жертвы, 120 священников трубили трубами, а левиты пели славу и восхваление Господа. При звуках пения и труб Слава Господня наполнила Храм (3Цар. 8:10-11; 2Пар. 5:14) и пребывала на нем, доколе в народе хранилась хоть капля верности Господу (т. е. до времени пророка Иеремии и Иезекииля).

В торжественной обстановке Соломон совершил освящение Храма и вознес вслух перед народом молитву. Соломон молился: «Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему… Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение Его, Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне…» (3Цар. 8:22-53). И далее молитва Соломона включает обширное ходатайство за весь народ во всех обстоятельствах его жизни. Он перечисляет беды, какие могут постигнуть народ за отступление, и просит Бога миловать и избавлять, когда народ обратится к Нему всем сердцем.

Затем Бог явился Соломону и сказал следующее: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил этот Храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (ЗЦар. 9:3). И подтвердил ему обетование, данное Давиду, о том, что «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом».

Храм посвящался Богу Иегове с надеждой и верой, что он станет местом Его откровения для всех народов земли и превратится в центр религиозной жизни Израиля. Так впоследствии и было: этот Храм в истории израильского народа играл огромную роль как в религиозном, так и в политическом отношении. С ним Израиль был нерасторжимо связан во все времена своих тяжелейших мировых бурь.

Но как ни величествен был Храм Соломонов, он все же был скромнее Храма, который был восстановлен на его месте после разрушения. Соломонов Храм простоял 400 лет, Храм Зоровавеля — 500 лет, а Храм, обновленный  Иродом (который застал Спаситель и который Ирод Великий перестраивал 46 лет), — 90 лет. Последний был восстановлен из мрамора и золота и был изумительно красив (Ин. 2:20; Мр. 13:1-2), но был разрушен римлянами в 70 году н. э. по предсказанию Христа (Мф. 24:1-2).

Надо отметить, что Храм Соломонов был фактически спроектирован Давидом, который взял за образец скинию Моисея. Поэтому этот Храм по праву можно было бы назвать Давидовым. Давид долгие годы с любовью в душе вынашивал мечту построить дом Господу и приготовил для этого материалы и чертежи. Соломон же гениально воплотил его замысел. Когда у Давида только родилась мысль о строительстве, то Сам Бог вразумил его, как и какой дом надо строить. Давид свидетельствует, что он получил «все это в письме от Господа» (1Пар. 28:19). По его словам, «дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями» (1Пар. 22:5). В своих войнах с языческими народами Давид скопил огромный запас золота, серебра, драгоценных камней и ценных пород дерева, и все это вместе с личными сбережениями, завещанием, чертежами и планом строительства передал Соломону. Он также призвал народ жертвовать из своих сокровищ и просил всячески поддерживать руки молодого Соломона. Все это сопровождалось народным веселием, радостью и хвалением Бога, даровавшего эти великие богатства и такое усердие народа в пожертвовании (1Пар. 29:1-19).

В этом отношении Давид — яркий прообраз того, как Бог Отец приготовил все необходимое для устроения и украшения дома Божия — Его Церкви. Он приготовил для нее великое наследие в богатстве премудрости и Благодати, в Его неисчерпаемых благословениях и завещал Своему Сыну осуществить это домостроительство. Господь Иисус построил дом Божий — Церковь Нового Завета — из драгоценных камней человеческих душ, евреев и язычников, возрожденных и обновленных, соделав их наследниками Бога, царями и священниками (Рим. 8:17; Еф. 1:11; Отк. 5:10).

Сооружением Храма Соломон положил начало весьма обширному строительству дворцов, которое длилось на протяжении 20 лет. Дворцы примыкали непосредственно к самостоятельному, по существу, району Храма и располагались на южном склоне горы Сион, на вершине которой во всем своем великолепии сиял построенный им Храм. Он был воздвигнут на горе Мориа (2Пар. 3:1), одной из наивысших точек Иерусалима, значительной тем, что на это место приходил Авраам с его «единственным сыном» Исааком, чтобы принести его в жертву (Быт. 22:2). Постройка Храма была наивысшим достижением и славой израильского государства.

В.Я. Канатуш, Герои веры Ветхого Завета

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий