Что делает Бог в храме Своем

В. Костов

В церкви часто можно услышать молитву: «Господи, осмотри мое сердце!». И Господь отвечает на такую молитву, хотя мы не всегда разумеем это.

Одно из знаменательных событий земной жизни Иисуса Христа — посещение Им Иерусалимского храма — может послужить примером того, как отвечает Господь на просьбу осмотреть наше сердце.

В Ев. Марка читаем: «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» (11, 11).

Божественной премудрости угодно было отметить в этом повествовании важный момент. Христос, придя в последние дни Своего служения в Иерусалим, посетил храм. С каким намерением Он туда вошел и с каким впечатлением оставил его в тот вечер,— мы не знаем. Но сказано: «…и осмотрев все… вышел». Обратите внимание: не кое-что особо выделяющееся или бросающееся в глаза осмотрел Христос, а — все осмотрел!

Храм того времени был зданием не малым. Построенный из мрамора и золота, окруженный четырьмя, расположенными один выше другого, дворами (для язычников, женщин, израильтян и священников), окаймленный крытыми колоннадами со столбами в 12 метров из цельного камня, он представлял собой величественное сооружение. И все же написано, что Христос осмотрел все.

Не зная дальнейшего развития событий, можно подумать: ну, осмотрел Христос храм, и это все. Частично Он его осмотрел или полностью — какая разница?! Так бывает и в духовной жизни. Искренне помолившись: «Господи, осмотри мое сердце», мы представляем, что Христос тихо войдет, осмотрит, может быть, все, а может только часть, и выйдет. И это многие считают ответом на молитву. Господь действует не так. Об этом свидетельствуют следующие события.

Возвратившись на другой день в Иерусалим, Христос вновь пришел в храм. Для чего? Опять осматривать его, восхищаться красотой, роскошью, величием?! Мы, бывает, по нескольку раз возвращаемся на приглянувшиеся нам красивые места. Но Слово Божье свидетельствует более чем о неожиданном: «Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь» (Мр. 11, 15).

Некоторые удивляются: как это любвеобильный Христос, Который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, вдруг со всей строгостью выгоняет, опрокидывает?! «Господи! Что же Ты такой беспорядок вносишь? Ведь здесь свой порядок установлен: стоят столы меновщиков; с одной стороны скамей — продающие, с другой — покупающие; птицы в клетках, поодаль волы, овцы… Надо же с уважением к людям относиться…»

Нет, Христос такого «порядка» не создавал и поэтому с непримиримостью разрушал его. «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния…» (Аввак. 1, 13). Разве можно позволить, чтобы дом Его, дом молитвы, сделали вертепом разбойников?! 

В нашей жизни иногда получается так: помолимся мы, чтобы Господь осмотрел храм нашего сердца, и ожидаем, что Христос благоговейно, тихо войдет, представляя Его таким, как на картинах рисуют: кротко стучащим в дверь. И как же бываем поражены, когда после молитвы нас постигают серьезные испытания. Мы ожидали благословений, встречаем — неудачи. Думали, что сердце наполнится миром, блаженством, а повергаемся в печаль, в уныние, рыдаем, все у нас из рук валится. «Господи, разве это Твои действия? Неужели Ты так отвечаешь на молитву? Ты все ломаешь, сдвигаешь! Господи! Уже и сердце болит…» А Господь все сокрушает, бьет, выгоняет. Это что же такое?

Позвольте сказать — это как раз то, о чем мы просили. Просто иногда, как и мать сынов Зеведеевых, мы не до конца представляем себе последствий того, о чем просим. Мы желаем, чтобы Господь осмотрел сердце, и не разумеем, что после этого начнет действовать сокрушающая грех рука Божья.

Знаете, я тоже думал, что Господь наш прежде всего Бог созидающий; представлял, что Он в первую очередь строит, насаждает, восстанавливает. Но никак не разрушает. Я не понимал порядка действий Божьих. Однако смотрите, что говорит Господь через Иеремию: «Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (1, 10).

Искоренять, разорять, губить, разрушать… Скажите, это созидание или разрушение? Мы все с уважением относимся к созидательной работе, и сами всегда стараемся что-то построить, восстановить. Но Господь поставляет Своих пророков, чтобы они прежде всего проводили разрушительную работу и только потом — созидательную. Таков закон Божий. Если Он не разрушит нашей плотской жизни,

Он не может построить ничего другого в нас. Почему?

Представим себе, что какому-то человеку понадобилось расширить дом. Начнет ли он сразу строить? Нет. Сначала разрушит старую постройку и на очищенном месте начнет строить новую. Крышу разберет, стены сломает — пыль, грязь, мусор кругом!.. Но наберемся терпения и вскоре увидим, как на новом месте появится сначала фундамент, потом стены, новые окна, последние отделочные работы — и нас приглашают на новоселье. Так поступает человек.

Иисус Христос сказал однажды: «Вино молодое вливают в новые мехи…» (Мтф. 9, 17). А если новое вино влить в старые мехи? — Они порвутся. А если новую заплату пришить к ветхой одежде? — Дыра станет еще больше, потому что ветхое близко к уничтожению. Вот здесь-то и заложен секрет действий Божьих.

Мы должны знать, что Бог наш не только любовь, но и огонь поядающий (Втор. 4, 24). Когда Бог видит «ветхое» в личной жизни, в церкви или семье,— Он не может равнодушно относиться к этому. Разве Бог может соединиться с ветхим? — Никогда! Для ветхой природы есть единственное место — крест. Все ветхое подлежит уничтожению. Когда мы поймем, что Бог сокрушает в нас все плотское — у нас появится вера и мы скажем: «Да, Господи, хотя мне и трудно в то время когда Ты разрушаешь все ветхое, хотя и постигают меня печали, неудачи, разочарования, но я буду надеяться,— как сказано в книге Плач Иеремии,— потому что милосердие Твое обновляется каждое утро и благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (3, 22—23; 27). Утешившись этими словами, мы сможем не только с терпением, но и с благодарностью переносить прикосновение руки Божьей, хотя она будет производить в нас разрушение.

И скажу вам: период разрушения действительно трудный. Посмотрите на Иова. Он имел большое богатство, друзей, прекрасную семью. Но настал момент, когда Господь начал сокрушать, разорять, губить. Остался Иов один. Тело его покрылось проказой. Он сидел и скоблил черепицей воспаленные раны на теле. Пришла жена и вместо того, чтобы поддержать: «Муж дорогой! Мужайся! Господь милостив, Он не забыл тебя! — она сказала: — Похули Бога и умри». Друзья пришли утешить и еще больше расстроили его. Очень тяжело была Иову. Но давайте вспомним еще одно прекрасное место Священного Писания, не оставляющее места слезам и печали. Ноеминь однажды сказала о Воозе: «…человек тот не останется в покое, не кончив… дела» (Руфь. 3, 18). Вооз — прообраз нашего Господа. Господь никогда не останавливается на полуделе. Если Он начал что-либо совершать — обязательно доведет до конца. Вспомните, как после пережитого испытания Иов воскликнул: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено»! (Иов. 42, 2).

Если Господь предопределил совершить что-то в личной вашей жизни, в семье, в церкви или в братстве,— никто и ничто не может остановить Его намерения! Кто в состоянии выступить против всесильного Бога? Кто осмелится преградить Ему путь или сказать: не так, Господи, а вот так пусть будет? Никто не может. Потому что Он — Бог всемогущий.

Господь иногда долгие годы работает над нашими сердцами, сокрушая, ломая, разбивая. Нас постигают скорби, неудачи; мы впадаем в уныние, душевные терзания. Но разве Господь допускает это ради того, чтобы причинить нам боль? Нет. Настанет благодатный период, когда Господь начнет в нас созидать и насаждать. Это самый долгожданный, самый приятный час, когда видишь, что там Господь начинает в нас строить. Только воззовешь к Нему — Он отвечает, Духом Святым находится в нас, утешает, наставляет, укрепляет. И тогда начинаешь понимать: христианская жизнь — это не только крест, но это еще и благодать, нисходящая свыше, это еще и радость общения с Богом, это победа, это торжество, это благоухание! Потому что Господь ведет в нас не только необходимую разрушительную работу, но и благословенную созидательную работу. Нам же нужно терпение. Конечно, легко жить, когда Господь возводит в нас Свое строение, и как трудно, когда Он сокрушает!

В первом послании Коринфянам Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа… и вы не свои» (6, 19). И вот в таком, принадлежащем Богу храме, Он и производит Свою работу, хотя мы часто и не понимаем этого.

Но давайте посмотрим как развивались события дальше. В Евангелии Матфея 21, 14 читаем: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их». Оказывается, в храме находились еще и больные люди. Меновщики меняли деньги, торговцы занимались своим делом, и в этой шумной толпе невозможно было различить нуждающихся. Но вот Христос расчистил храм, и к Нему стали подходить слепые и хромые. Им не нужно было теперь пробираться через нагромождения скамей, столов, клеток с птицами — все было очищено, свободно. Наступила радостная минута: Христос мог совершить чудеса! Открылись очи слепых, восстановились хромые — какая радость, какое торжество!

Это краткое повествование имеет для нас глубокий духовный смысл.

Нам понятна жажда людей, живущих в непрестанной тьме, исцелиться от недуга. Жизнь их, действительно, более чем печальна, подвержена постоянной опасности. Но насколько трагичнее судьба тех, кто лишен духовного зрения! Обратимся к Ветхому Завету.

Господь через Моисея послал 12 соглядатаев осмотреть обетованную землю. Все они видели одну и ту же страну, и только двое из них, возвратившись, говорили о ней правду. Зрение же других десяти оказалось таким же, как у исполинов, живущих в Ханаане. В результате погибли и те и другие. Почему они не могли правильно видеть? Что застилало их глаза? — Страх перед великорослыми людьми той земли. Духовные очи их были закрыты, потому что робость овладела их сердцами. Они совсем забыли, что с ними — всемогущий Бог. Кто устоит против Него? Написано: «Боязнь пред людьми ставит сеть…» (Пр ит. 29, 25). Как часто страх пред людьми лишает детей Божьих верного видения. Надежда на Бога, Который всем управляет, без воли Которого не падает и волос с головы — становится для них чем-то далеким и недоступным.

В жизни пророка Елисея был такой случай: неприятель шел на народ его стеной, а пророк спокойно смотрел на это полчище, в то время как слуга его дрожал от страха: «Увы! господин мой, что нам делать?» (4 Цар. 6, 15). Елисей стоял как кремень и торжествовал в духе. Посмотрел он на убоявшегося слугу и ему стало жаль его. И помолился он Богу: «Господи! открой ему глаза, чтобы он увидел». Обратите внимание: слуга имел глаза, но не видел! И только когда Господь открыл его глаза,— он увидел, что вся гора наполнена конями и колесницами огненными, наполнена силой Божьей, могуществом Его. И колени слуги перестали дрожать. Почему? — Он увидел и успокоился.

Что еще, кроме страха, может застилать наши глаза? «Не можете служить Богу и маммоне»,— читаем в Евангелии Матфея 6, 24. И «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мтф. 6, 22). Как бы мы ни старались угодить сразу двум господам, у нас ничего не получится. Привязанность к чему-либо, кроме Бога, поглотит все наше время, силы, ослепит наши глаза. Вспомните Ахана, почему он впал в тяжкий грех. «Полюбилась мне сеннаарская одежда»,— признался он. Забыл Ахан о заповеди Божьей не прикасаться к заклятым вещам и печально закончилась жизнь его.

В нашей жизни много бывает полюбившихся нам вещей, которые лишают нас верного зрения, и Господь, чтобы исцелить нас, вынужден искоренять, разорять, разрушать все то, к чему мы привязались.

Иногда одинокие сестры в волнении: устроится ли их судьба? Сестры дорогие, что вам прежде всего нужно делать? — Увидеть и успокоиться. Увидеть невидимое, увидеть волю Божью и пребывать в полном мире: Господь о вас не забыл и не забудет. Для других невидимая воля Божья как нечто несуществующее, а для уповающих детей Божьих — она якорь надежный. Потому что воля Божья это не безнадежность и отчаяние. Она благая, угодная и совершенная. Если вы хотите блага, то Господь приготовил его вам. И хорошо, если каждая из молодых сестер может с полным доверием сказать: «Господи, Ты знаешь мои волнения, тревоги. Но при всем этом я твердо верю, что воля Твоя в отношении меня — благая, угодная и совершенная, поэтому я буду ожидать». И вы знаете, Господь чудом разрешит все ваши проблемы, откроет духовные глаза, вы увидите и возрадуетесь. Он введет вас в такую восторженную духовную жизнь, что вы скажете: буду служить Богу! И это будет не в тягость, но в радость и утешение. Блажен человек, который видит невидимое и пребывает в уповании на Бога!

Сколько есть духовно близоруких людей, которые видят только то, что перед глазами. Они все силы употребляют на то, чтобы им сейчас было хорошо, а что произойдет дальше — не видят. И нередко Господь ради непреходящей вечности не дает им временных благ, начинает оперировать, чтобы исцелить их близорукость, но они сопротивляются, ропщут и остаются слепыми.

Я обратил внимание, как сказано о Моисее: «И сделали Моисей и Аарон; как повелел им Господь, так они и сделали» (Исх. 7, 6). Если бы они предыдущее повеление не выполнили, сказал бы им Господь, что делать дальше? — Нет. Одно сделали — Господь указал следующее. Справились с этим — Он поручает третье и т. д. В начале у Моисея было общенье с Богом у тернового куста, где он закрыл лицо свое от страха: это же Бог! А о конце жизни Моисея сказано, что он лицом к лицу имел общенье с Богом. Есть разница в этом и очень большая! Если раньше, приближаясь к Богу, он закрывал лицо — так ему страшно было — то впоследствии в своем хождении в вере, в послушании Господу он пришел к чудной победе — имел общенье с Ним лицом к лицу!

Дорогие друзья, разве такая победная жизнь с Богом доступна только Моисею? Это и наш удел. Только бы мы, как Моисей, согласились пройти через сокрушение своего «я», через крест, на котором должна быть распята наша ветхая природа. Господь сегодня желает, чтобы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Если в нашей жизни нет послушания, Господь не прикоснется к нашим духовным глазам, духовным ногам, не сделав прежде переворота в нашем плотском хождении. Только после очищения Он коснется наших глаз, наших ног. Когда откроются наши духовные очи, мы будем знать что делать нашим рукам, куда идти нашим ногам, как управлять всей нашей духовной жизнью, как строить ее — на все получим ответ и силу; «все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22).

Господь сегодня хочет проверить: каково наше духовное зрение, верно ли наше хожденье в это смутное время, не хромаем ли мы на оба колена, как это случилось с Израильтянами во времена пророка Илии? Почему они захромали? Ваал появился! А они пытались и Бога чтить, и Ваалу служить — ведь господствует Иезавель! Илия увидел эту погибельную раздвоенность и, получив откровение от Бога, с дерзновением сказал: «Долго ли вам хромать на оба колена?»

Друзья дорогие! До каких пор наша христианская жизнь будет бедной и нищей? Доколе будем хромать, доколе будем выбирать между Господом и еще какими-то интересами? Решимся же, наконец, служить Господу Богу одному и лишь Ему поклоняться.

Обратите внимание, что Христос заходил в храм и еще раз. В 21 главе, 23 стихе того же Евангелия Матфея сказано: «И когда пришел Он в храм и УЧИЛ, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?»

Итак, Христос, придя в храм, во-первых, осмотрел его; во-вторых,— очистил и сокрушил; в-третьих,— исцелил и, в-четвертых,— учил.

Мы много поем о Духе Святом, что Он — Учитель. «Учитель жизни, Пастырь мой, хвала Твоей любви…» Так вот, Дух Святой — Учитель жизни. Как приятно постоянно воспринимать уроки нашего Господа! Не от случая к случаю, а ежедневно, ежеминутно. Как радуется дух откровениям Господним! Он наставляет не двусмысленно, не туманно. Господь ясно научит что и как делать, если мы, во-первых, доверим Ему осмотреть наше сердце, потом Он очистит его, сокрушит, исцелит и только после этого будет учить.

Нередко плоть нас искушает, чтобы пожить немножко для себя, а Господь говорит,— нет, если будете жить по плоти, то умрете. Мы ответственны за то, какое примем сегодня решение. В молитвах будем просить Господа, чтобы Он осмотрел наше сердце, чтобы стал производить нужную Ему работу. Конечно, у одних период сокрушения будет долгим, у других быстрым, но хочется всех укрепить надеждой, что после этого наступит благословенное созидание. Если мы уже сейчас в смятении, значит сегодня начал Господь сокрушать. Вчера Он осматривал, а сегодня расчищает. Нам нужно только это понять. Хочется ободрить каждого из вас, дорогие друзья: укрепитесь, Господь будет еще созидать. Он будет еще исцелять и учить,— у Него есть для этого сила, только бы мы не поколебались, не отступили от Него. А если доверимся,— увидим чудо! Может быть, некоторые только слышали о подлинной христианской жизни, о близком общении с Богом, томились и воздыхали об этом, но сегодня Господь хочет, чтобы мы не только слышали, а пережили все на личном опыте.

Апостол Иоанн в первом своем послании говорит: «О том, что мы видели, о том, что мы слышали и о том, что осязали руки наши… о том мы хотим вам возвещать». Часто мы благовествуем людям о том, чего не видели, не слышали и не осязали руками нашими, и поэтому не имеем успеха. Нам необходимо лично соприкоснуться с силой Божьей, научиться отличать Божественный голос, сблизиться с Ним настолько, чтобы осязать Его присутствие, и только тогда наше свидетельство будет действенным, будет сильным и достигнет сердца человека. Да поможет нам Господь довериться Ему вполне.

 

Вестник истины, 1,1987,

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий