Что такое духовное созерцание


Кен Боа

Многие из тех, кто пользуется термином lectio divina (духовное чтение), преимущественно подразумевают под этим медленное, внимательное, молитвенное чтение библейского отрывка, книги или духовного текста, а не продвижение от чтения к размышлению и молитве созерцания. Как я вижу это, lectio divinaдолжно начинаться с чтения и завершаться созерцанием.

Часто созерцание путают с размышлением, но как мы в последствии увидим, это не синонимы. Размышление и молитва, которая проистекает из него, приводит нас к общению с живым непостижимым Господом, и таким образом, подготавливают нас к созерцанию. Молитва размышления должна быть не просто интеллектуальным упражнением, когда она сопровождается эмоциональным намерением, она ведет к любви и общению молитвы созерцания. Из-за природы молитвы созерцания, представляется особенно трудным передать на словах ее характеристики. Это загадочная территория, на которой языком общения является молчание, а действием — восприятие. Истинное созерцание — это богословская благодать, которую невозможно свести к логическим, психологическим или эстетическим характеристикам. Возможно, некоторые особенности молитвы размышления и созерцания могут помочь понять разницу (таблица 15.1)

МОЛИТВА РАЗМЫШЛЕНИЯ    МОЛИТВА СОЗЕРЦАНИЯ

Увидев чудо преображения Иисуса на святой горе, охваченный благоговением Петр неожиданно заговорил, но его заставил замолчать голос, донесшийся из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!» (Матфея 17:4-5). Когда мы входим на эту таинственную территорию созерцания, лучше всего для нас перестать говорить и «Его слушать» в простом и любящем внимании. На этой непонятной и святой территории, нам следует отбросить обувь наших идей, мыслей, наклонностей и тихо слушать голос Божий. Периоды созерцания могут быть маленькими темными ночами веры. В эти периоды, Бог может казаться далеким и молчащим, но Его присутствие и речь находятся на более глубоком уровне, чем мы в состоянии почувствовать или понять. Подготавливая место в нашей душе, мы учимся «покоряться Господу и надеяться на Него» (Псалом 36:7).

Недавно многие смогли ознакомиться с аспектами молитвы созерцания через «центрированную молитву», которая была восстановлена и обновлена тремя цистериканскими монахами, Томасом Китингом, Вильямом Менингером и Базилем Пеннингтоном. Этот метод молитвы основан на классической мистической теологии четырнадцатого века «Облако неизвестного». Еще один подход к молитве созерцания — это «молитва сердца», которая описана в «Филокалии», антологии цитат восточных отцов монахов с третьего века до средних веков. В этой традиции призывание имени Господа Иисуса создает состояние восприимчивости и внутреннего воспоминания присутствия Божия.

Советы по созерцанию

•    Уделите достаточно времени, чтобы предстать перед Богом в молчании и подчинении. Молитва созерцания поможет вам достичь более глубокого и интуитивного восприятия сверхъестественного.

•    Как и во время размышления и молитвы, не заботьтесь о том, чтобы достичь результатов, чувств или какого-либо опыта во время созерцания. Наиболее важно, чтобы вы предстали перед Богом в молчании и готовности всего вашего существа.

•    Полезно думать над словом или образом, который выражает то, что мы обычно называем «духом отрывка», который вы прорабатывали во время чтения, размышления и молитвы. Если вы почувствуете, что отвлекаетесь во время созерцания, сосредоточьтесь снова на «духе отрывка».

•    Созерцание — это дар, который мало кто из верующих попытался развить. Примите то, что рост в этой новой для вас области потребует времени, дисциплины, и готовности к разочарованию из-за неудач. Не позволяйте отвлекающим факторам или недостатку первоначальной пользы заставить вас отказаться от этой проверенной временем дисциплины. Истинное созерцание может потребовать нескольких лет верности, но последовательность в этой практике принесет вам значительную награду.

•    Созерцание особенно трудно для экстравертов с чувствительным темпераментом. Это дисциплина молчания, отказа от контроля, оставления попытки анализировать и рационально все объяснять, а стремиться развить интуитивные способности.

•    Помните, что вы не сможете участвовать в молитве созерцания «по заказу»; это работа Бога, и она требует от вас «восприимчивой пассивности». Во время созерцания лучше всего оставить застенчивость и позволить себе приблизиться к невыразимым глубинам Божьей любви.

•    Поскольку lectio divina не косное прохождение через четыре этапа, вы возможно, иногда захотите вернуться к чтению, размышлению или молитве, а потом возвратитесь снова к молчанию и созерцанию. Определите сами, сколько времени вы проведете в каждой из этих четырех стадий, поэкспериментируйте в этом. Однако, я рекомендую вам практиковать все четыре стадии, потому что каждая даёт свои преимущества.

•    Питайте свою внутреннюю жизнь с помощью сокращения времени на радио, телевидение и другие формы суеты.

Lectio divina вовлекает всю человеческую личность от физического до психологического и глубже в духовную суть нашего существа. Этот метод помогает найти гармоническое единство через органический процесс, который использует целый ряд приемов. Верность и постоянство в этом долгом процессе постепенно укрепят и обогатят вашу жизнь.

 

Кен Боа, Духовность поклонения

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий