Нравственное возрастание – как символ духовного благочестия


Джерри Бриджес

Важным признаком благочестивого характера всегда было возрастание во всех добрых качествах, которые считаются плодом Духа. К добродетелям, записанным в 5 главе послания Галатам, можно добавить сдержанность и смирение, которые также являются результатом действия Духа Святого в нашем сердце. Благочестивый характер сохраняет гармонию. Он с одинаковой силой проявляет все качества, характерные для благочестивого человека.

Мы склонны придавать большое значение тем характерным свойствам, которые кажутся нам самыми естественными в соответствии с нашим темпераментом. Но плод духа — это не темперамент. Это результат стремления Христианина к возрастанию во всех аспектах Христианского характера под водительством Духа Святого и с Его помощью.

Древнегреческий врач и философ Гиппократ разделил темпераменты на четыре класса. Он установил, что веселый человек — это сангвиник, решительный — холерик, чувствительный — меланхолик и надежный — флегматик.

Сангвиник легко реагирует на приглашение радоваться в Господе и быть сострадательным и нежным. В то же время ему трудно держать себя в руках и верно исполнять обязанности. Такому человеку нужно молиться и прилагать больше старания, чтобы проявлять все эти добрые качества. Он не должен извинять себя за недостаток верного исполнения обязанностей, говоря: «Я такой по характеру».

Подобным образом равнодушный, вялый флегматик легко реагирует на необходимость быть благонадежным, однако ему трудно радоваться. Я отношу себя к флегматикам. Благонадежность находится высоко в шкале моих ценностей. Когда мне что-то поручают, я добросовестно все выполняю. Но мне нужно быть особенно внимательным ко всему, что касается радости. Несколько лет назад Бог обратил мое внимание на то, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Я понял, что радость в Господе так же важна, как и всякое другое качество благочестивого характера.

Природные качества, которые проявляются в нас более всего, тоже должны развиваться под действием Духа Святого. Бог окружает нас обстоятельствами, которые испытывают наш характер, и желает, чтобы мы проявляли плод духа, а не свой собственный. Например, благонадежный от природы человек может не быть таким, если ему это невыгодно. Но благочестивый всегда сдержит свое слово, если даже это будет дорого стоить ему.

Холерик не может понять, как другим трудно владеть собой, потому что ему присуще самообладание. Но будучи благочестивым человеком, стремящимся проявлять плод духа, он может плакать от недостатка терпения и нежности во взаимоотношениях с другими.

Меланхолик обычно чувствителен к нуждам других. В то же время, он склонен к критике и ему трудно прощать. Поэтому ему особенно нужно полагаться на Духа Святого в этих аспектах Христианского характера.

Не хочу, чтобы читатель принял вышеприведенное описание темпераментов просто за психологический анализ. Я старался показать, что у всех есть множество нужд в вопросе проявления плода духа. Мы ответственны за видимое проявление всех качеств благочестивого характера. Одни качества проявляются у нас легче, другие — труднее. Поэтому требуется много молитв и внимания с нашей стороны. Это цена, которую мы должны заплатить за возрастание в благочестии и в уподоблении Христу.

 

БЛАГОЧЕСТИЕ, Джерри Бриджес

god-one.ru

Добавить комментарий