Печаль атеистов: астрономы считают, что на Марсе жизни нет и не могло быть

Владимир Покровский

Астероид того же типа, что 65 млн лет назад покончил с царством динозавров, вполне мог принести жизнь на Марс. К такому выводу пришли ученые США из Университета штата Пенсильвания, изучив раннюю историю Солнечной системы. Свои выкладки исследователи опубликовали в журнале Astrobiology.

Авторы подсчитали число обломков астероидов на Красной планете, которые могли нести на себе следы жизни, и утверждают, что шансы переноса жизни на другую планету кусками скальной породы с Земли были больше 50%.

За последние три с половиной миллиарда лет астероидный обмен между первыми четырьмя планетами Солнечной системы был очень активен, утверждают исследователи. По словам Рейчел Уорт, одного из авторов, было бы крайне удивительно, если бы земная жизнь за это время не добралась до Марса.

Добраться-то она, может быть, добралась, и, может быть, даже не один раз, но беда в том, что, согласно другому исследованию, проведенному группой парижского планетолога Жереми Леконта из Института Пьера-Симона Лапласа, Марс не попадает в обитаемую зону нашей Галактики. Больше того, будь Земля всего на 10% ближе к Солнцу, скорее всего, жизнь на ее поверхности не смогла бы существовать.

Обитаемой зоной или зоной Златовласки считается тот спектр расстояний планеты от звезды, при которых на ее поверхности возможно существование жидкой воды. Однако дьявол прячется в деталях: есть такая неприятная вещь, как парниковый эффект. Испаряющаяся вода может стать парниковым газом не хуже двуокиси углерода и, по компьютерным расчетам парижских ученых, может разогреть планету до непригодной для каких-либо организмов температуры. На Венере именно по этой причине температура под 500 °C.

Изучив с помощью компьютерного моделирования все известные на сегодня нюансы очень непростого процесса атмосферных движений, облачности различной высоты, их альбедо и одновременно их способность к захвату солнечного тепла, группа Леконта сузила зону обитания жизни земного типа в Солнечной системе. По всей видимости, их расчеты хотя бы частично можно применить и при поиске обитаемых миров в других звездных системах.

slon.ru