Россия пока не доносит своего мнения до западной аудитории. За нее это делает Путин.


Журнал «Эксперт»

В ожидании новых медиа

Всякий раз, когда в мире происходят чрезвычайные события, так или иначе затрагивающие наши интересы, как то война в Грузии, cирийский конфликт или протесты на Украине, неизбежно всплывает вопрос о том, что мы проигрываем информационную битву Западу. И каждый раз мы уже постфактум осознаем, сколь чувствительно для нас такое поражение, понимаем, что надо что-то делать. Однако со временем тема затухает — и так до следующего чрезвычайного события.

Понятно, что выиграть информационную войну на чужой территории у таких монстров, как CNN или ВВС, для нас невозможная задача. Как, впрочем, и им не удается выиграть эту войну на нашей территории. Но, например, реакция на нашумевшую статью российского президента о ситуации в Сирии, опубликованную в The New York Times в сентябре этого года, показывает, что западная аудитория способна воспринимать аргументированную, четкую позицию.

Так что события, разворачивающиеся вокруг закрытия РИА «Новости» и создания на его месте агентства «Россия сегодня», основная задача которого — продвижение российских интересов в мире, выглядят не то что актуальными — уже запоздавшими. Нам остро необходим механизм донесения нашего мнения, нашего видения ситуации до западной аудитории. Не будет же Путин все время писать заметки.

У нас есть собственная позиция по внешнеполитическим вопросам, и она часто, иногда даже агрессивно, обнародуется «на внутреннем рынке». Однако мы ограничены в технологиях ее распространения. Делать ставку на трансляцию наших ценностей иностранными СМИ, пускать этот процесс на самотек, уповая на их объективность и непредвзятость, — опасное заблуждение или простая лень. Нужна кропотливая работа по выстраиванию новых связей и технологий распространения информационного контента без учета благосклонности или неблагосклонности к нам западных СМИ. Видимо, РИА «Новости», несмотря на возложенные на него функции, с этой задачей не справлялось. И когда в очередной раз, в связи с событиями на Украине, «накипело», была предпринята попытка активизировать работу. Тем более что все сейчас происходит на фоне острой экономической и политической нестабильности и нет оснований полагать, что в ближайшем будущем ситуация улучшится.

Как правило, события внезапны, и проходят они по незапланированному сценарию: никто не мог предположить, что у России будет война с Грузией, что неподписание ни к чему не обязывающего соглашения выльется в многонедельные волнения на Украине. Но все это говорит о том, что в информационном плане нужно уметь реагировать быстро и четко, иметь для этого отлаженные структуры и технологии.

Справится ли с этой задачей новое международное агентство «Россия сегодня»? Во всяком случае, материальная суперсовременная база, унаследованная от РИА «Новости», у него уже есть. Есть идейный руководитель — заместитель генерального директора ВГТРК и ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» Дмитрий Киселев, демонстрирующий готовность всеми силами защищать информационные интересы страны.

Но для того, чтобы что-то успешно транслировать на Запад, нужно решить масштабную внутреннюю задачу — создать адекватное информационное пространство, задать новую генеральную линию в медиасреде.

Несколько лет назад журнал «Афиша» опубликовал специальный материал — подборку главных медийных проектов, созданных в новой России. Кое-каких новых СМИ там не оказалось (например, нашего журнала), но подборка была показательна: за полтора десятка постсоветских лет возникла серьезная медийная платформа западничества. «Западники» в значительной степени видят в России (подобно самому Западу) угрозу, дремучесть, ярый антилиберализм. Казалось бы, разгром телевизионных гигантов 1990-х — НТВ Гусинского и ОРТ Березовского — должен был подорвать западническую медийную платформу, но этого не произошло. И не произошло не случайно. Идеологией слабости, ущербности России, идеологией вражды к власти пронизана наша интеллектуальная среда. А ведь прежде всего именно она и определяет позицию СМИ.

Между тем наступает, пусть и медленно, новое время. Экономическая стагнация и реальная опасность дальнейшей деградации нашей цивилизации заставляют искать опору и свежие идеи не вовне (как это делалось в 1980-е), а внутри самой России. СМИ в этом поиске будут играть первую роль. И поверьте, совсем несложно искать и находить проявления воли, совести, трудолюбия, ума в своей стране.

expert.ru

Добавить комментарий