Богодухновенность и авторитетность Библии

Боб Атли

Хотя Библия и подвергалась различным нападкам со стороны людей, поводом для которых были человеческие ожидания и пользование ею, она по-прежнему является нашим единственным руководством для веры и практики. Я хотел бы высказать здесь свои предпосылки в отношении Библии.

Я верю, что Библия, как Ветхий, так и Новый Заветы, является единственным ясным и определенным самооткровением Бога. Новый Завет — это идеальное исполнение Ветхого Завета, и он же — его совершенный толкователь (мы должны смотреть на Ветхий Завет через призму новых откровений Иисуса и Новый Завет, которые радикально обобщили и унифицировали обетования Израилю). Я верю, что есть один-единственный Бог — Вечный, Творец, Искупитель — Который инициировал написание имеющегося у нас канонического Священного Писания, вдохновив Святым Духом совершенно определенных избранных Им людей, чтобы те смогли записать и объяснить действия Бога в жизни отдельных людей и народов.

Библия является нашим единственным ясным источником информации о Боге и Его замыслах (я знаю об Иисусе Христе только со страниц Нового Завета). Естественное откровение (ср. Иов.38-39; Пс.18:1-7; Рим.1:19-20; 2:14-15) достоверно, но оно не полно. Иисус Христос — замковый камень Божьего откровения о Себе (ср. Ин.1:18, Кол.1:14-16; Евр.1:2-3). Библия должна быть освещена Святым Духом (ср. Ин.14:23; 16:20-21; 1Кор.2:6- 16) для того, чтобы быть правильно понятой (в её духовном измерении). Её послание — авторитетное, адекватное, вечное, непогрешимое и надежное для всех верующих. Точный механизм её богодухновенности нам не был открыт, но для всех верующих совершенно очевидно, что Библия является сверхъестественной книгой, написанной «естественными» людьми под особым руководством.

Доказательство сверхъестественной богодухновенности и авторитетности Библии

Хотя приведенные выше заявления имеют характер предпосылок и предположений, свойственных всем человеческим знаниям, это вовсе не означает, что не существует никаких убедительных подтверждающих доказательств. Давайте рассмотрим здесь некоторые из таких доказательств.

А.    Предсказывающее пророчество

В Библии есть очень точные предсказания (исторические, а не типологические [Ос.11:1] или апокалиптические [Зах.9]) о будущих событиях, притом не в неопределенных формулировках, а с конкретной и часто шокирующей точностью. Ниже приведены два хороших примера этому.

1.     В тексте Ис.9:1 было предсказано, что местом служения Иисуса Христа будет Галилея. Для евреев из Иудеи это было весьма неожиданным, поскольку Галилея не считалась достаточно кошерной областью из-за её физической удаленности от Иерусалимского храма. Однако, основная часть служения Иисуса прошла именно на этой географической территории.

2.    О месте рождения Иисуса есть конкретная запись в тексте Мих.5:2. Вифлеем был очень маленькой деревней, единственным поводом для известности которой было то, что в ней жила семья Иессея. Тем не менее, за 750 лет до рождения Иисуса Христа Библия точно указывает Вифлеем как место рождения Мессии. Даже ученые раввины при дворе Ирода знали об этом (Мф.2:4-6). Кто-то может поставить под сомнение датировку книг пророков Исаии и Михея 8-м веком до Р.Х., однако, благодаря Септуагинте (которая является греческим вариантом древнееврейского Писания, перевод которого был начат около 250-200 гг. до Р.Х.) можно сделать точный вывод, что эти пророчества были сделаны, как минимум, более чем за 200 лет до их исполнения.

Б. Археологические открытия

Еще один вид доказательств связан с современной научной дисциплиной — археологией. Последние несколько десятилетий принесли нам огромное количество археологических открытий. Насколько мне известно, не существует ни одной археологической находки, которая поставила бы под сомнение историческую точность Библии (Нельсон Глюк, «Реки в пустыне» [Nelson Glueck, Rivers in the Desert], стр. 31: «Никогда еще не было сделано ни одного археологического открытия, которое бы противоречило или отвергало исторические утверждения Священного Писания»), но — всё как раз наоборот. Археология снова и снова способствует лишь возрастанию уверенности в историчности Библии.

1.    Один из примеров — это употребление в надписях Нузи и Мари, относящихся ко второму тысячелетию до Р.Х., месопотамских имен, которые также встречаются и в книге Бытие. Разумеется, это не одни и те же люди, но имена у них одинаковые. Имена представляют собой важную характеристику конкретного времени и места. Имена «Фарра» и «Нахор» являются общими для библейских книг и для этих древних надписей.

2.     Другой пример — существование цивилизации хеттов/хеттеев в Малой Азии. В течение многих лет (вплоть до 19 века) в светской истории не приводилось никаких ссылок на устойчивую, высокоразвитую культуру с этим названием (Арчер [Archer] 1982, 96-98, 210). Однако, в главе 10 книги Бытие и в

исторических книгах Библии о хеттеях упоминается много раз (4Цар.7:6,7; 2Пар.1:17). С тех пор археология многократно подтвердила не только факт существования этой цивилизации, но и её долголетие и могущество (напр., в 1950 г. археологи нашли царскую библиотеку, состоявшую из 2000 клинописных табличек, где этот народ назывался и Хеттским царством, и Анатолией).

3.    Существование Валтасара, последнего вавилонского царя (Дан.5), часто отрицалось. У светских историков есть десять списков вавилонских царей, взятых из вавилонских документов, но ни в одном из них имени Валтасара нет. Но благодаря более поздним археологическим находкам стало очевидным, что Валтасар был соправителем, официально назначенным на эту должность именно в тот период времени. Его отец Набонид, мать которого была верховной жрицей богини луны Син (Нанна), стал настолько ревностным поклонником Син, что перенес свою резиденцию в город Тему (Аравия), святой город Син, на время десятилетней военной кампании против Египта. Он оставил своего сына Валтасара править в городе Вавилоне во время своего отсутствия.

В.    Последовательность и согласованность библейского послания

Это также очень важное доказательство сверхъестественной богодухновенности и авторитетности Библии. Последовательность и согласованность библейского послания вовсе не означает, что Библия не содержит некоторого количества парадоксального материала, но она точно не противоречит сама себе. Поразительно уже то, если только попытаться представить себе, что она писалась на протяжении 1600/1400 лет (в зависимости от даты Исхода, т.е. 1495 или 1290 г. до Р.Х.) авторами, имевшими совершенно различное происхождение, образовательный уровень, культурные корни — от Месопотамии и до Египта. В Библии присутствуют различные литературные жанры, и она писалась на трех разных языках (древнееврейском, арамейском и на греческом койне). однако, даже несмотря на всё это разнообразие, она явно представляет собой единое послание (т. е. единую сюжетную линию).

Г. Навсегда измененные люди

Наконец, одним из самых удивительных свидетельств уникальной богодухновенности Библии являются навсегда нравственно измененные жизни мужчин и женщин из разных культур, разного уровня образования и разного социально-экономического уровня на протяжении всей истории.

Везде, где только Библия ни была даже просто прочитана, происходили радикальные и долговременные изменения образа жизни людей. Самый лучший апологет Библии — это она сама.

 

Боб Атли, Учебник по толкованию Библии

См. также: «Назначение Библии» analitikaru.ru, а также «Падение общего уровня знания Библии в странах христианской культуры» preobrazuya.ru

 

Добавить комментарий