Чему и как должен учить проповедник Слова Божьего


Джон Мак-Артур-младший

Меня постоянно переполняет чувство ответственности, которая возложена на проповедника Слова Божьего. Все мы с негодованием относимся к юристу или судье, который ради личного обогащения искажает истину, нанося ущерб репутации и имуществу людей, повергает их в нищету. Мы с таким же негодованием относимся к некомпетентному врачу, который ради получения финансовой выгоды ставит под угрозу чье-то здоровье и жизнь. Таких людей следует считать преступниками; они несут ответственность за боль и потери своих жертв.

Только безответственный человек может предложить свои услуги в качестве советчика или целителя для оказания помощи в момент кризиса, а затем из-за небрежности, некомпетентности или из жадности причинить ему вред. Медицинские и юридические организации разработали специальные правила, чтобы воспрепятствовать подобным злоупотреблениям.

Но как обстоит дело со мной, защитником божественной истины, целителем души? Разве не несу я ответственность перед Богом за любое искажение истины, даже неумышленное, за мою небрежность и недостаточную подготовленность? Какая земная организация может оценить мои способности? Разве не отвечаю я, как проповедник Слова Божьего, перед более высоким судом, чем юридический или медицинский трибунал? Иаков сказал: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1).

Нет ни одной профессии, которая была бы столь ответственна, как профессия проповедника Слова Божьего. Каждый проповедник ответит перед Богом за истинность и точность своих проповедей. Любая ошибка говорящего от имени Бога влечет за собой не просто позор (2 Тим. 2:15), но и суд. Дух Святой сказал, что все пастыри стада Божьего обязаны «дать отчет» (Евр. 13:17). Такой час расплаты настанет для проповедника. Только люди определенного типа имеют право считаться юристами, судьями или врачами. Для проповедников стандарты еще более высоки.

Что делает человека способным принять на себя ответственность, возлагаемую на проповедника? Разумеется, я буду утверждать, что это следующие качества: уважение к Богу, сознание почетности обязанностей пастыря, здравый смысл, трезвость суждений, ясное и глубокое мышление, любовь к чтению, усердие в учении и размышлении. Важны также хорошая память, свободное владение словом, понимание человеческого мышления. Для того чтобы объяснять сложные фрагменты Писания, находить применение Слова в жизни и защищать истину, борясь с ее притеснителями, да и выполнять все обязанности, составляющие суть жизни и служения проповедника, необходимо обладать необыкновенным талантом и прилагать невероятные усилия.

Проповедник, не обладающий достаточной подготовкой и способностями, никогда не сможет проповедовать или учить доктрине, объяснять глубочайшие истины Бога, переубеждать упрямые умы, завоевывать сердца людей или проливать свет на темную реальность так, чтобы уничтожить тени сомнений, невежества, возражений, предрассудков, искушений и обмана.

Если проповедник хочет обнажать заблуждения слушателей и освобождать их от цепей невежества, переубеждать их сознание, опровергать их возражения и выполнять свои обязанности, провозглашая волю Бога, он, прежде всего, должен хорошо знать Слово. Это единственное и самое мощное оружие проповедника — обоюдоострый меч Слова, только он способен проникнуть в глубины души и духа.

Если предположить, что Бог дал проповеднику умственные способности, личную дисциплину, прилежание и дар Духа для проповедования, успех тем не менее зависит от глубокого знания и верной передачи Слова. Проповедник должен прежде всего быть, как Ездра, который «расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить…закону и правде» (Езд. 7:10), или как Аполлос, «сведущий в Писаниях» (Деян. 18:24).

Ни один текст Писания не говорит так замечательно о необходимости использовать наши навыки для изложения Слова, как мощный призыв во 2 Тим. 4:1-4.

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.

Серьезность задачи проповедника выражена в стихе 1: « Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом». Проповедник держит ответ перед Богом и Иисусом Христом, Который однажды будет судить каждого из нас.

Закаленный воин Павел пытался показать своему молодому сыну по вере его огромную ответственность. Джон Нокс чувствовал этот груз ответственности, когда перед проповедью запирался в комнате на несколько дней и плакал, потому что боялся этой серьезной обязанности.

Совершенный судья примет совершенное решение, оценивая качество, точность, рвение и усилия проповедника. Важно угодить Богу и Иисусу Христу, а не людям. Человеческий суд поверхностен и не влияет на вечность. Суд Бога совершенен и свершается в вечности, только он имеет значение.

Суть задачи проповедника выражена в стихе 2: «Проповедуй слово». Проповедовать Слово Бога — наша обязанность. Мы должны не только держаться здравого учения (2 Тим. 1:13), не только верно преподавать его (2:5), не только хранить Слово (1:14), — мы должны его провозглашать.

Павел строго наказывал в Кол. 1:25: «…Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, [чтобы] исполнить слово Божие».

Разъяснительная проповедь, — точно выражающая волю славного Владыки, — позволяет говорить Богу, а не человеку.

Разъяснительная проповедь, — передающая мысли Духа, — требует от проповедника прямого и продолжительного контакта с разумом Святого Духа как автора Писания.

Разъяснительная проповедь позволяет проповеднику полностью провозгласить откровение Бога, придав служению целостность и единство.

Разъяснительная проповедь основана буквально на Библии и дает богатое знание истин об искуплении.

Разъяснительная проповедь основана на конечном божественном авторитете и передает голос Самого Бога.

Разъяснительная проповедь преобразует самого проповедника и помогает ему преобразовать собрание.

В 2 Тим. 4:2 сказано не только о сути, но и о цели служения проповедника: «Настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Проповедник должен быть всегда готов проповедовать, в удобное и неудобное для этого время. Он готов изобличить грех и поощрить праведное поведение. Он терпелив, не раздражается, не проявляет горечи или отчаяния. Он всегда проповедует здравую доктрину, которая показывает людям истинные стандарты Бога.

Важность роли проповедника выражена в стихах 3 и 4: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням».

Грешники нетерпимо относятся к неприятной для них истине. Этого следует ожидать. С другой стороны, они хотят услышать приятную ложь. Их влекут сенсации, развлечения, нечто льстящее их самолюбию, неопасное само по себе и популярное. Но то, что проповедуем мы, диктует Бог, а не толпа, перед которой мы стоим. Психиатр и христианский писатель Джон Уайт написал по этому поводу: «Еще пятнадцать лет назад психология считалась большинством христиан наукой, противоречащей Писанию. Стоило кому-то, исповедующему имя Иисуса, «окрестить» светскую психологию и представить ее как нечто совместимое с истиной Писания, — как большинство христиан с удовольствием заглотило богословскую наживку в форме «психологического проникновения».

Последние пятнадцать лет в церквях существует тенденция слишком полагаться на обученных пасторских наставников… Мне кажется, это говорит о слабости разъяснительной проповеди или безразличном отношении к ней в евангельских церквях… Почему мы вообще должны обращаться к светской науке? Зачем? Потому что в течение долгих лет мы неспособны изложить Писание целиком. Потому что, из-за слабости нашего изложения и поверхностного отношения к темам, выросло поколение христианских овец без пастыря. И теперь мы сами навлекаем на себя проклятие худшее, чем обращение к мудрости этого мира.

То, что я, как психиатр, и мои коллеги-психологи предлагаем в своих исследованиях и консультациях, имеет для христиан, пребывающих в депрессии, бесконечно малое значение по сравнению с тем, что говорит Бог в Своем Слове. Но пастыри, подобно ведомым ими овцам, сами следуют (если вы позволите мне на мгновение обратиться к другой метафоре) за новым «пастушком», ведущим их в темные пещеры гуманистического гедонизма.

Те немногие из нас, кто серьезно занимается гуманитарными науками, чувствуют себя вопиющими в безбожной пустыне гуманизма, в то время как церкви обращаются к гуманистической психологии, вместо Евангелия благодати Божьей.’

Проповедник, несущий людям учение, в котором они нуждаются, часто бывает человеком, которого им меньше всего хочется слушать. Но если проповедник не будет предан разъяснительной проповеди, его овцы превратятся в слабое, безвольное, неуправляемое стадо.

Для тех из вас, кто хочет проповедовать Слово точно и мощно, потому что понимает бесполезность всего остального; для тех, кто хочет открыто смотреть в лицо Судьи в час расплаты и чувствовать, что Господь доволен вашими усилиями; для тех, кто стремится, чтобы Слово Божье звучало через него так же прямо, значительно и мощно, как Бог дал его; для тех, кто хочет, чтобы люди преобразились и жили благочестиво, разъяснительная проповедь — единственный выбор.

Я давно хотел, чтобы у моих учеников была книга, в которой были бы собраны все материалы по разъяснительной проповеди. Я считаю, что это и есть такая книга, и я обязан ее появлением богословскому взгляду доктора Ричарда Л. Мэйхью, редакторской работе доктора Роберта Л. Томаса и помощи факультета Семинарии Господа. Тот факт, что весь факультет объединил свои усилия, показывает, что они разделяют мое стремление воспитать поколение квалифицированных проповедников.

Если вы хотите стать одним из пастырей по сердцу Богу, пастырей, которые будут насыщать Его овец божественным знанием и духовным пониманием через изложение Библии, вам надо обязательно прочитать эту книгу. Я молюсь, чтобы этот том помог вам достичь уровня, который удовлетворит Божьи ожидания, связанные с вашим призванием.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий