Что такое разъяснительная проповедь


Ричард Л. Мэйхъю

После прозвучавшего предостережения против отхода от библейской проповеди единственным разумным ответом будет возвратиться к библейским корням проповеди, чтобы подтвердить его важность. Когда мы пересматриваем наследие провозглашения Библии, выявляются два основных момента: наказ проповедовать и манера проповеди.

Наказы проповедовать

В Евангелиях, Деяниях, Посланиях и Откровении есть много примеров и призывов проповедовать истину, исполняя волю Божью. Чтобы напомнить об апостольском наследии и заново утвердить авторитет проповеди, основанной на Библии, мы выбрали из множества отрывков пять важных наказов в качестве примера.

1) Мф. 28:19-20 — «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

2) 2Тим. 4:13 — «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением».

3) 2Тим. 2:2 — «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».

4) 2Тим. 4:2 — «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

5) Тит. 2:1 — «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением».

Проповеди делятся на три типа: тематические, текстовые и разъяснительные. Тематические проповеди обычно объединяют ряд библейских стихов и свободно связывают их с темой. Текстовые используют короткий фрагмент текста, который обычно служит вступлением для перехода к теме проповеди. Ни в том ни в другом случае не предпринимается серьезных попыток толкования, осмысления, объяснения или применения Божьей истины в контексте, используемом Писанием.

Напротив, разъяснительная проповедь прежде всего рассматривает текст(ы) с учетом контекста(тов). 22 Разъяснение обычно посвящено конкретному тексту Писания, но иногда тематико-богословское послание и историко-биографическое рассуждение могут быть разъяснительными по сути. Разъяснение может трактовать отрывок любой величины.

Роип ЛаИопа , называет разъяснение «контекстуальной проповедью» в отличие от текстовой и тематической.

Один из способов объяснить разъяснительную проповедь — это определить, чем она не является:

1.    Это не комментарий слово за словом и стих за стихом, лишенный единства, схемы и общей идеи.

2.    Это не беспорядочные замечания и ссылки, связанные с отрывком, но не основанные на тщательной экзегетике и логическом порядке.

З. Это не масса бессвязных предположений и ссылок, основанных на поверхностном значении отрывка, но не поддерживаемых доскональным исследованием текста.

4.    Это не чистая экзегетика, какой бы научной она ни была, если она лишена темы, тезиса, схемы и развития.

5.    Это не структурная схема отрывка с несколькими комментариями, но без других элементов риторики и проповеди.

6.    Это не тематические проповеди, в которых выборочно используются части отрывка, но не обсуждаются другие не менее важные части.

7.    Это не нагромождение грамматических находок и цитат из комментариев, не объединенных в гладкое, плавное, интересное и осмысленное послание.

8.    Это не обсуждение типа урока в воскресной школе, которое является содержательным, информативным и пламенным, но не обладающим структурой проповеди и риторическими составляющими.

9.    Это не чтение Библии, в котором соединены отдельные отрывки, рассматривающие одну и ту же тему, но не оформленные тщательным грамматическим и контекстуальным образом.

10.    Это не просто обряд почитания или молитва, в которых беглые комментарии, случайные замечания, бессвязные предположения и личные впечатления объединены в обсуждении, обладающем некоторой долей вдохновения, но не основанном на экзегетико-контекстуальном исследовании и лишенном элементов убеждения. Прежде чем продолжить, подумайте о значении слов «разъяснять, разъяснение, разъяснительный». Они говорят о попытке передать информацию или сделать ясным, понятным нечто трудное для восприятия. Если применить эту идею к проповедованию — это значит, что автор разъяснительной проповеди должен объяснять Писание, представив текст публике, чтобы рассмотреть его значение, пояснить трудные для понимания места и сделать соответствующее применение.

Очень похожие вещи говорил о разъяснительной проповеди Жан Кальвин столетия назад.

Прежде всего, Кальвин считал, что проповедь должна объяснять Писание. Слова Писания — источник и содержание проповеди. Как разъяснитель, Кальвин подошел к задаче проповеди со всем искусством ученого-гуманиста. Как толкователь, Кальвин объяснял текст, отыскивая его подлинное, истинное, библейское значение… Проповедь — не только объяснение Писания, это также его применение. Подобно тому как Кальвин объяснял Писание слово за словом, он и применял его, предложение за предложением, к жизни и опыту своей паствы.

Разъяснительная проповедь определяется не столько формой послания, сколько его источником и процессом, в ходе которого оно оформляется. Унгер точно ухватил это отличие.

Неважно, какова будет величина объясняемого отрывка, важно преподать его таким образом, чтобы его подлинное и реальное значение, вложенное в него конкретным библейским автором и звучащее в свете общего контекста Писания, было прояснено и применено к современным нуждам слушателей — тогда это точно можно назвать разъяснительной проповедью… Важно не проповедовать о Библии, а проповедовать Библию. «Так сказал Господь» — вот что должно быть альфой и омегой разъяснительной проповеди. Она начинается с Библии и Библией заканчивается, и все, что в нее входит, проистекает из Библии. Другими словами, разъяснительная проповедь ориентирована на Библию.

Еще два определения разъяснительной проповеди помогут пояснить, что это такое. В идеале, разъяснительная проповедь — это «представление библейской истины, выведенной на основании исторического, грамматического и контекстуального анализа отрывка, сделанного под руководством Духа Святого, которую Он [Дух Святой] применяет сначала в жизни проповедника, а затем, через него, в жизни паствы».27

В 1950-е гг. доктор Мартин Ллойд-Джоунс в Англии практически один занимался тем, что считал «разъяснительной проповедью». По его мнению, для того чтобы проповедь соответствовала этому определению, недостаточно, чтобы ее содержание было библейским; сообщения, которые посвящены изучению слов или дают беглый комментарий и анализ целых глав, тоже могут быть названы «библейскими», но при этом они не являются разъяснительными. Изложить суть Библии значит не просто сообщить правильный грамматический смысл стиха или отрывка, но скорее установить принципы или доктрины, которые эти слова призваны передать.

Хаузер утверждает, что сила пуританских проповедей уменьшилась тогда, когда формальная сторона послания стала преобладать над процессом его составления. Когда эти факторы стали доминировать, к тому же вкупе с утомительным изложением и чрезмерно длинными посланиями, влияние пуританских проповедей начало быстро падать.

Таким образом, разъяснительная проповедь, является проповедью доктрины, она затрагивает специфические истины, которые Бог хочет передать человеку. Разъяснительная проповедь — не просто выступление человека, который делится результатами своих исследований с другими. Проповедник должен быть посланцем, авторитетно передающим людям Слово Божье. В такой проповеди представляется текст, затем, с постоянным вниманием к этому тексту, следует вывод, аргумент и призыв, составляющие послание, которое обладает авторитетностью Писания. Если так рассматривать разъяснительную проповедь, то для надлежащего выполнения учительских обязанностей надо, чтобы проповедник был способен сказать вместе с Павлом; «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17). Это предполагает более высокий уровень проповеднического мастерства, но, как полагал доктор Ллойд-Джоунс, не больший, чем необходим для служения.

Подведем итоги: для того чтобы проповедь могла считаться разъяснительной, необходимо выполнение следующего минимума условий.

1.    Послание должно быть основано только на Писании.

2.    Послание извлечено из Писания в результате тщательной экзегезы.

3.    При подготовке послания Писание правильно истолковывается в его обычном значении и контексте.

4.    Послание ясно объясняет оригинальное значение Писания, соответствующее замыслу Бога.

5.    Послание применяет сказанное в Писании к современности.

Примером проявления духа разъяснительной проповеди можно считать два следующих библейских стиха.

1) И читали из книги, из закона, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное (Неем. 8:8).

2) Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. 20:26-27).

Особый пример разъяснения — это объяснение Иисусом в синагоге отрывка из Ис. 61:1-2 (Лк. 4:16-22). Позже Он дал тематическое разъяснение о Самом Себе ученикам на дороге в Еммаус (Лк. 24:27, 32,44-47). В Деян. 8:27-35 Филипп разъясняет Ис. 53:7-8 евнуху-эфиопу. Стефан произнес перед иудеями историко-биографическую разъяснительную проповедь, прежде чем они побили его камнями (Деян. 7:2-53).

КеГогтеа, 1967, 253, категорически утверждал, что разъяснение Писания, достойное своего имени, является самой сутью проповеднической деятельности. Из этого следует, что рекомендовать разъяснительную проповедь лишь как один из нескольких правомочных методов будет серьезной ошибкой. Недостаточно даже, как это делают многие консерваторы, представлять разъяснительный метод как наилучший. Все проповеди должны быть разъяснительными. Только разъяснительная проповедь может считаться основанной на Писании.

А. Биапе Шип, утверждает: «Любая проповедь, которая не дотягивает до уровня разъяснительной, и не проповедь вовсе».

Гриэр Бойс подводит итоги определения разъяснительной проповеди.

Коротко говоря, разъяснительная проповедь требует, чтобы, на основании тщательного анализа каждого текста в его непосредственном контексте и в рамках книги, к которой он относится, вся мощь современной экзегетической и богословской учености была направлена на изучение нами Библии, Задача проповедника — не щегольнуть на кафедре своей ученостью. Напротив, проповедник должен без сомнений опираться на твердое знание текста и выходить на кафедру, по крайней мере, как «делатель неукоризненный, правильно преподающий слово истины».

Заключительный шаг проповедника — самый важный и самый опасный. Его задача — точно изложить послание Библии и применить к современной жизни. В этот момент надо задействовать все свое мастерство. Мы должны понимать, что точное изложение текста само по себе не гарантирует эффективности проповеди. Мы должны также помнить, что нельзя жертвовать точностью изложения текста ради того, что мы считаем актуальностью. Современные проповедники слишком часто идут на эту жертву, в результате чего проповеди превращаются в собрание морализаторских советов, основанных на их собственных, неавторитетных, а подчас и немудрых мнениях, и последних достижениях психологии. Разъяснительная проповедь, в которой послание должно совпадать с темой текста, возвращает проповедника к его истинной задаче: провозглашать Слово Божье в Библии и через нее.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий