В чем должен состоять смысл христианской проповеди


Ричард Л. Мэйхъю

Понять библейские основания и определение разъяснительной проповеди очень важно и сравнительно легко. Настоящие трудности начинаются, когда мы из класса выходим на кафедру. Проповедник может ясно понимать процесс разъяснения, тем не менее, у него может не хватать мастерства для самой разъяснительной проповеди.

В рамках данной дискуссии, мы предполагаем, что процесс разъяснения включает четыре стандартных элемента: подготовку проповедника к разъяснению, обработку и исследование библейского текста, составление разъяснительного послания и проповедь. Все эти четыре фазы заслуживают равного внимания и должны быть полностью эффективны в глазах Бога и собрания.

Подготовка проповедника к разъяснению

Источником разъяснительных посланий должен быть Бог, поэтому человек, который передает сообщение, должен находиться в близком общении с Ним. Только тогда послание будет точным, ясным и прочувствованным.

Есть по меньшей мере семь стадий подготовки, которые должен пройти человек, желающий провозгласить с кафедры волю Божью:

1.    Проповедник должен действительно быть рожденным свыше верующим в Иисуса Христа. Он должен быть одним из искупленных чад Божьих (Ин. 1:12-13). Если человек хочет эффективно доставить личное послание небесного Отца, он должен быть Его истинным духовным сыном, иначе послание неизбежно будет искажено.

2.    Проповедник должен быть помазанным и одаренным Богом для служения учителя и проповедника (Еф. 4:11-16 и 1 Тим. 3:2). Если Бог не предназначил человека к провозглашению истины, он сможет полагаться только на человеческие способности и потерпит поражение.

3.    Проповедник должен иметь наклонности и подготовку для исследования Слова Божьего. Иначе он не сможет выполнять наказ 2 Тим. 2:15 и «верно преподавать» истины Слова Божьего.

4.    Проповедник должен быть зрелым верующим, с устоявшимся благочестивым характером (1 Тим. 3:2-3).

5.    Проповедник должен полагаться на Бога и Духа Святого, прося о божественном прозрении и понимании Слова Божьего (1 Кор. 2:14-15). Без просвещения и силы Духа послание будет относительно слабым.

6.    Проповедник должен постоянно находиться в молитвенном общении с Богом, чтобы видеть Слово во всей его полноте (Пс. 118:18). Очевидно, лучше всего обращаться за разъяснениями к автору книги.

7.    Проповедник должен сначала пропустить суть послания через свое собственное мышление и жизнь, и только потом проповедовать его другим. Ездра был прекрасным примером этого: «Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Езд. 7:10).

Обработка и исследование библейского текста

Человек, настроенный на волну Духа Божьего и Его Слова, готов начать исследование не только того, что изначально хотел сказать Бог, но и того, как применить эти принципы сегодня.

Чарлз X. Сперджен писал: «Если вы не понимаете произведения писателя, который далеко от вас, вы не можете спросить его, что оно значит; но Дух, Который вдохновил Священное Писание, живет вечно, и Он рад открыть смысл Слова тем, что ищет Его наставлений».

При подготовке разъяснения необходимо учесть два момента:

1.    Исследование библейского текста. Человек не может надеяться на успех проповеди, не проработав сначала тщательно и аккуратно библейский текст. Только таким способом проповедник может понять послание Бога. Два проповедника разных эпох определяют основные черты процесса.

Человек не может точно проповедовать Слово Божье, если сначала не проведет тщательной, исчерпывающей экзегезы текста. Проблема здесь в том, что для компетентной экзегезы необходимо много времени, напряжения ума, «крови, пота и слез», а также огромная доза молитвы.

Если вы не будете заниматься, вы скоро обнаружите свое невежество как разъяснителя; следовательно, вы просто вынуждены усердно читать. Все, что помогает проповеднику исследовать великую Книгу, очень для него полезно. Если некоторые беспокоятся, что усердный труд помешает им, позвольте напомнить, что умственный труд в некоторой степени освежает, а Библия — тема исследования, которая способна доставить наибольшее наслаждение. Ум ослабевает от умственного труда только тогда, когда он выходит за границы здравого смысла, что обычно грозит людям не пытливым или занятым вопросами неинтересными и неприятными; но наша тема благодатна, и использование наших способностей в полную силу было бы для таких молодых людей, как мы, здоровым упражнением.

2.    Выделение принципов библейского текста. Проповедь не сводится к пониманию древних языков, истории, культуры и обычаев. Проповедь будет мало отличаться от школьной лекции, если опыт веков не будет связан с современностью. Сначала надо проработать текст и обнаружить его изначальное значение, а потом рассмотреть его с точки зрения применимости к текущему моменту. Если оставить без внимания этот шаг или пренебречь им, цель исследования не будет достигнута.

Составление разъяснительного послания

На третьей стадии подготовки проповедник завершает свои глубокие исследования и спрашивает себя: «Как могу я изложить это таким образом, чтобы моя паства поняла Библию и ее требования к их сегодняшней жизни?» Некоторым образом, здесь начинается искусство разъяснения.

Нолан Хоуингтон использует образное описание, чтобы передать связь экзегетики и разъяснения: «Экзегетик подобен ныряльщику, который достает жемчужины со дна моря; автор же разъяснительной проповеди действует как ювелир, который нанизывает их в определенном порядке».

На этой стадии разрабатываются введения, примеры и выводы. Из сырья, добытого в ходе экзегезы, получается конечный продукт изложения, который слушатели, надеемся, сочтут интересным для себя, убедительным и волнующим. Главное на этом этапе — помнить, каковы отличительные черты разъяснения: объяснение текста, особенно частей, которые трудно понять или применить. Важно помнить не только о тексте, но и об аудитории. Ф. Б. Мейер предлагает следующий совет, касающийся слушателей и формы проповеди.

Есть пять моментов, которые делают проповедь эффективной. Она должны взывать к Разуму, Совести, Воображению, Чувствам и Воле; и главный метод, чтобы добиться всего этого, — систематическое разъяснение.

Разъяснительная проповедь

Последнее решение, которое должен принять проповедник, относится к способу чтения проповеди, по памяти или с помощью заметок. Возможно, сторонники истинного разъяснения, меньше всего уделяют внимания этому моменту. Слишком часто проповедники считают, что работы, проделанной ими в кабинете, достаточно, чтобы за кафедрой все прошло само собой. Конечно, усердный труд и изучение нельзя ничем заменить, но если проповедник будет не меньше трудиться за кафедрой, это в значительной степени вознаградит его и его паству. Джеймс Сталкер привлекает наше внимание к этому.

Проповедникам не всегда удается привлечь внимание слушателей, удовлетворить их и доставить им наслаждение своей работой; и слабость заключается в средстве установления связи между исследованием и собранием — то есть, в изложении проповеди. Я прошу уделять больше внимания демонстрации проведенной работы.

Что касается изложения, проповеднику нужно четко представлять себе свои цели. Иначе тема проповеди может получиться далекой от изученного послания и послания Писания. Дж. И. Пэкер подчеркивает этот момент, противопоставляя то, какой должна быть проповедь, тому, какой она быть не должна.

Задача проповедника — не побудить людей к действию, взбудоражив их умы так, чтобы они никогда не поняли, почему Бог хочет от них того, чего требует пастор (это манипуляция); и не напичкать их разум истинами, пусть ясными и жизненно важными, которые осядут там мертвым грузом и не приведут к изменению их жизни (это пустая ученость)… Задача проповеди — проинформировать, убедить и вызвать отклик на переданное послание и наставление Бога.»

Важен также язык, которым передается послание. Он должен быть ясным, доступным, красочным и, что важнее всего, библейским. Предупреждение, сделанное двадцать лет назад, по-прежнему актуально.

Я призываю хранить верность библейской терминологии. Многие современные проповедники прибегают в своей речи к психологическим или социологическим оборотам. Они выдвигают психиатрические идеи и часто используют терминологию психиатра, а не христианского благовестника. Они говорят о комплексах, идеях фикс, травмах, неврозах и синдромах. Я считаю, что это не те термины, которые может эффективно использовать Дух Святой.

Другой важный момент — это динамика речи, например взаимоотношения с аудиторией и эффективность общения. Вайнс и Аллен подчеркивают три основных принципа, необходимых для каждого разъяснителя.

Коротко говоря, для того чтобы сообщение, звучащее с кафедры, было эффективным, говорящий должен помнить о риторической триаде Аристотеля: логос, эфос и пафос. Надо хорошо знать предмет, и здесь необходима тщательная экзегеза. Надо хорошо чувствовать взаимоотношения оратора с аудиторией, чтобы проповедник мог говорить доступно, а аудитория знала о его искренности. Наконец, надо знать людей и то, как они реагируют на высказывания.»

Прежде всего, проповедник должен излагать Слово, как делал Павел в Коринфе (1 Кор. 2:1 -5).»Он появился перед ними не как остроумный оратор или ученый гений; он не прибыл со своим собственным посланием; он не проповедовал, полагаясь на собственные силы. Нет, Павел свидетельствовал о Боге и смерти Христа, будучи уверенным в силе Бога и желая изменить этим посланием жизнь слушателей. Если современная разъяснительная проповедь будет лишена этой полной зависимости от Бога, ей будет недоставать божественной силы, которую может дать только Бог.

Подводя итоги, скажем, что из четырех шагов при подготовке разъяснительной проповеди: подготовка проповедника, исследование библейского текста и выделение его принципов, составление разъяснительного послания и проповедь — нельзя опустить ни одного, не рискуя повредить истинности или полезности изложения Слова Божьего через разъяснение.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий