Жан-Поль Сартр — певец абсурду: Бога нет, поскольку человек не сумел его найти


Равви Захариас

Жан-Поль Сартр (1905 -1980)

Жан-Поль Сартр, французский философ и писатель, получил известность как один из наиболее ярких представителей атеистического экзистенциализма. Его творчество отмечено влиянием таких мыслителей, как Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер. После Второй мировой войны Сартр возглавлял движение французских интеллектуалов левого толка; тогда же им был основан журнал «Les Temps Modernes». Последующие годы ознаменовались постепенным отходом Сартра от экзистенциализма и движением в сторону марксистского социализма. Впрочем, сам Сартр считал эти два мировоззрения взаимодополняющими и наиболее удобными для взвешенной критики общества, стремящегося к политической свободе и реализации потенциала человеческой личности.

Стиль Сартра-публициста отличался предельной остротой, и со своими противниками философ не церемонился. Люди, близко его знавшие, рассказывают, что в быту он был крайне эгоистичен. Об отце, скончавшемся, когда Сартру было полтора года от роду, он отзывался так: «Покойник мало что значил в моей жизни». Не отличавшийся внешностью трибуна, Сартр, тем не менее, оказал решающее влияние на революционные настроения французского студенчества в 60-е годы.

В политическом смысле Сартр бы склонен к экстремизму. Чем Хайдеггер стал для нацистов, тем Сартр стал для марксистов второй половины XX века. О себе философ говорил: «Мое кредо — путешествия, полигамия и незаметность». Рене Декарт как-то заметил, что нет такого абсурдного или нелепого заявления, которое бы не сходило с уст философов — это в полной мере относится к Сартру, любившему вызывающе бессмысленные фразы. Мало что лучше характеризует стиль жизни философа, чем просьба, с которой он однажды обратился к своему издателю. Сартр попросил тайно напечатать четыре экземпляра его новой книги с персональным посвящением четырем разным женщинам. Причина? Он одновременно встречался с четырьмя любовницами, и каждая желала получить от него книгу, посвященную ей.

Но от смешного до трагического, как известно, один шаг. Если во Франции политическое влияние Сартра ограничилось студенческими беспорядками 68-го года, то в Камбодже радикально настроенные марксисты учинили кровавый геноцид собственного народа, унесший десятки тысяч жизней.

Философское наследие Сартра невозможно оценить вне рамок экзистенциализма, понимаемого как попытка осмыслить существование с точки зрения индивидуального сознания. На основе этого осмысления формулируются такие понятия, как личная свобода, свобода выбора и т. д.

Самая известная из философских работ Сартра, «Бытие и ничто» появилась в 1943 году. Она посвящена проблеме человеческого существования. «Что значит быть человеком в этом мире?» — спрашивает автор и приходит к выводу, что никакого разумного объяснения порядку вещей — нет. Мир абсурден, и никакой изначально присущей ему системы ценностей не существует. Следовательно, нравственные ценности сугубо индивидуальны. По Сартру, человек является продуктом собственных решений и дел. Каждое новое решение изменяет характер человека и предопределяет следующее. Кроме этого, перед человеком всегда маячит перспектива смерти. Положение человека, таким образом, парадоксально: с одной стороны он предопределен, с другой — свободен; с одной — независим, с другой — порабощен.

Критиковать философию Сартра — значит критиковать атеизм вообще. Одно из возражений философа против существования Бога такое: человек не сумел найти Бога, следовательно, Бога нет. Нетрудно увидеть, что такой довод ничего не доказывает. Неспособность найти Бога говорит только об этой неспособности и ни о чем больше. Так, человек может умереть в пустыне от жажды, но это не значит, что воды не существует как таковой.

Что касается этической теории Сартра, то она недвусмысленно анархическая, т. е. близка к проповеди беззакония. Следовать ей невозможно, что в какой-то мере понял и сам Сартр. Существуют серьезные указания на то, что в последние годы жизни философ склонялся к теизму, если не однозначно высказывался в его пользу.

 

Равви Захариас. Может ли человек жить без Бога? Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо». Санкт-Петербург

Добавить комментарий