Безмолитвенность как испытание в дни наших духовных невзгод


Почти каждому верующему человеку приходится время от времени переносить скорби, неудачи и страдания по причине своей недостаточной и слабой молитвенной жизни. Нам хорошо знакомо это мучительное состояние учеников Христовых в Гефсиманском саду, когда Иисус разбудил их и с легким укором сказал: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Мтф. 26, 40).

Мы пытаемся бороться с этой слабостью духовной лени, даем себе слово отвести ежедневно определенное время для молитвы, но всегда что-то нам мешает привести в исполнение наши добрые намерения, или просто у нас отсутствует молитвенное настроение, и мы откладываем молитву на «позже». После нескольких попыток мы, наконец, говорим себе: «Я не могу победить в себе этой слабости».

Но не давайте сатане убедить вас в этом. Он знает, что молитва — наша сила. Он не может подступить к человеку и сбить его с Божьего пути, если он находится в близком общении с Богом. Чтобы христианин перестал сопротивляться искушениям и поддался греху, сатана первым делом стремится ослабить в нем молитвенное бдение. Если ему удастся парализовать желание верующего к молитве, остальное уже не составляет для него труда…

«Безмолитвенность» может быть преодолена. Если вы не можете молиться, не старайтесь заставлять себя через силу. Просто скажите об этом Христу, как вы сказали бы своему другу: «Господи, я не чувствую в себе никакого побуждения к молитве. Я даже ищу себе какое-нибудь «неотложное» дело, чтобы найти причину не молиться. Я знаю, что это плохо, но не могу ничего с собой сделать».

Вот вы высказались перед Господом, и вам уже стало легче. Он вас понимает и сочувствует вашей слабости. Он хочет вам помочь и имеет силу это сделать, если вы желаете этого. Ведь ваше признание — это уже молитва. Молитва — это разговор с Богом. А говорить с Богом можно обо всем.

Говорить с Богом можно во всякое время, в любом месте: в автомобиле, в огороде, на работе с пилой в руке, во время мытья посуды, на прогулке и т. д. Такие молитвы приходят по вдохновению. Они побуждаются Святым Духом, и нельзя упускать такого чудного случая для общения с Богом. Бывает, что душа тянется поговорить с Господом в самое неподходящее, как нам кажется, время. Мы спешим закончить наше дело, чтобы потом помолиться «как следует». Но когда мы готовы для молитвы, вдохновение уже исчезло. Господь к нам приблизился, но мы искали свои условия и место разговора с Ним,— и Он ушел.

Хорошо, полезно и нужно иметь ежедневно определенное время для молитвы и чтения Библии. Человек, дисциплинированный в своей молитвенной жизни, обычно дисциплинирован и в других сферах своей жизни. О дисциплинированном человеке говорят, что он «умеет держать себя в руках». С самодисциплиной связана сила воли. С Божьей помощью каждый может развить в себе силу воли для дисциплинированной жизни. Но без Божьей помощи это невозможно.

Однако это совсем не значит, что постоянная, ежедневная молитва на коленях, с Библией в руках, сильнее, чем молитва женщины во время мытья посуды, когда к ней неожиданно пришло желание поговорить с Господом, а оставить работу нельзя. Бог смотрит не на положение нашего тела, а на состояние нашего сердца.

Коротенькая молитва в несколько слов, произнесенная от всего сердца, имеет гораздо больше силы, чем длинная, формальная молитва «по привычке», или что еще хуже,— «пред людьми» (Мтф. 6, 5).

Не следует думать, что Бог оставляет без внимания молитву, произнесенную без вдохновения. Главное, чтобы в молитве была искренность. Сказать Богу, что у вас нет желания молиться,— самая искренняя молитва. Лучше молиться без вдохновения, чем совсем не молиться. Молитва по вдохновению — это дар от Бога. Она приносит радость, чувство духовного подъема, умиление, примирение. «…Молитесь во всякое время духом…» (Еф. 6, 18). Но когда вы приходите к Богу в молитве, не имея к этому никакого расположения, вы приносите Ему свою жертву, т. е. вы молитесь не потому, что вам это приятно, а потому, что это нужно, потому что вы хотите угодить Господу, приблизиться к Нему, ходить в послушании перед Ним, исполнить не вашу волю, а волю Его.

Такая жертва Господу угодна. Не случалось ли с вами так, что вы начинали молиться без всякого чувства, но во время молитвы приходило и чувство, и вдохновение, и свобода духа, и сила, которой до этого не было? Это значит, что Бог принял вашу жертву.

Как свободно льются слова хвалы и благодарности нашему Отцу Небесному в такие минуты! Целый день чувствуется какое-то особое «праздничное» настроение. И все проблемы как-то сами собой разрешаются, хотя в начале дня настроение было самое будничное, и день ожидался тяжелый.

 

Вестник Истины 1, 1988

Добавить комментарий