Чтобы Христос пришел к тебе


Е. К. Родославов

«НЫНЕ ПРИШЛО: СПАСЕНИЕ ДОМУ СЕМУ…» Луки 19, 9

 

Долгие годы многие родители, молясь о покаянии детей, стучат, словно в глухие двери, за которыми их никто не слышит. Дети уходят в мир, а они недоумевают: почему на угодные Богу молитвы нет ответа? Но знаем ли мы, что такое искренняя молитва и на какие просьбы отвечает Бог?

Посылая дамасского ученика Ананию к гонителю церкви Савлу, Господь сказал: «Он теперь молится». Да, Савл предавал на смерть христиан, но это осталось в прошлом. Теперь он стал христианином и к нему можно идти: «он теперь молится».

Разве раньше Савл не молился? Ведь он, можно сказать, вырос при храме. Сам фарисей и сын фарисея, он не только в праздники молился, но и по нескольку раз в день преклонял колени — таков был ветхозаветный обычай. Но почему-то о прошлых его молитвах Бог не упомянул ни слова, будто их и не было, а сказал: «Он теперь молится!»

Истинная молитва — это не просто словесное обращение к Богу в какой-то особо благоговейной позе, но разговор с Богом, во время которого молящийся произносит не свои слова, а те, которые влагает в его уста Дух Святой. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26) .

Сколько в мире возносится молитв людьми различных вероисповеданий, но не ко всем из них благоволит Бог, как некогда не благоволил к молитвам Израильтян: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу… Омойтесь, очиститесь…» (Ис. 1, 15 —16). Другими словами: если человек ежедневно перечисляет Богу множество важных просьб, но никогда в сокрушении не сказал: «Господи, будь милостив ко мне, грешнику!» — можно с уверенностью сказать: он еще не молился как должно.

В Священном Писании есть замечательное повествование о Закхее, сборщике податей, который, как написано, принял в свой дом Христа с великой радостью. Возможно, он омыл великому Гостю ноги, как это было принято в Израиле, накрыл стол, предложил большое угощение — деньги у него были, он был человек богатый. А толпа, в окружении которой Христос подошел к дому Закхея, роптала. Они то знали, кто такой Закхей, сколько он брал с них лихвы, взымая подати, сколько обид причинял. Народ на улице негодовал, Христос же в доме молчал.

«К грешному человеку вошел Христос!» — недовольствовали люди. Закхей знал, что народ говорит правду и, по-видимому, начинал понимать, почему Христос молчит. Трудно было Закхею загладить свою вину услужливостью. И только исчерпав все гостеприимство, он, наконец, решился: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19, 8). Именно после такого признания Христос сказал: «Ныне пришло спасение дому сему».

Мы ничем не можем задобрить всевидящего Бога, и даже если тело отдадим на сожжение — не будет нам в том никакой пользы. Когда на нашей совести есть хоть одно пятно греха (например, сказали ближнему обидное слово), не нужно приносить пред Богом никаких просьб; не пытайтесь умилостивить лицо Его усердной жертвой. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди, прежде примирись с братом твоим…» (Мтф. 5, 23—24).

Огорчив ближнего, мы причинили боль Господу, и это пятно греха может быть снято с совести только практическим покаянием. Нужно, чтобы и окружающие видели, что мы принесли достойный плод покаяния. Мы щедры на колкие слова, но скупы на покаяние. На виду у всех оскорбляем брата, а просим прощение наедине. Ах, если бы мы были похожи на Закхея! Ему нужно было открыть свои тайники, выйти в толпу и раздать все золото, которое он похитил у людей, и только тогда жители могли сказать «аминь» на то благодатное слово, которое Христос произнес его дому.

И не потому ли нередко родители, молясь всю жизнь, не получают просимого, что они не осмелятся поступить, как Закхей?! О них не скажешь, что они неверующие, нет. В своем доме они накрыли Христу щедрую трапезу, поют, молятся, но сердце их никак не может раскрепоститься от угрызений совести за прошлые грехи. Они боятся уронить себя в глазах собственных детей и не торопятся облегчить совесть раскаянием перед ними. Дети видят, что родители в собрании ведут себя совсем не так, как дома, и не могут прийти к Богу. А ведь двери спасения для них закрыли мы, а не кто-то другой. Кто закрывал двери спасения перед домочадцами Закхея? Не он ли сам? Но, когда он пришел в себя и вынес из дома чужое богатство, Господь помиловал его дом.

Одному служителю братья высказали замечание, указали на ошибки. В ответ он прослезился: «Братья, я могу дополнить этот справедливый список, потому что знаю о себе то, чего вы не заметили…»

Господь многое хотел бы поставить на вид некоторым родителям, но они стыдливо укорачивают этот «список», потому что не познали Бога, не знают самих себя, не поняли, что такое истинная молитва, на которую отвечает Бог.

Мало разумного в поступке, если больной, придя к врачу, договорится с медсестрой, чтобы та посодействовала и врач поменьше обнаружил у него болезней. Мы идем к врачу, чтобы узнать правду и только правду. Когда человеку вовремя поставят правильный диагноз, его можно еще спасти.

«Если бы хотя на полгода раньше мы поняли, к чему приведет такой образ жизни…» — сокрушалась жена о распадающейся семье. Если бы чуть раньше Анания и Сапфира поняли, к чему приведет их хитрость и обман, они остались бы живы. А ведь они молились, жили в образцовой христианской общине, возможно, даже перед тем, как отнести часть денег Апостолам, просили благословения…

Истинная молитва — это трезвое суждение о самих себе. Только на коленях мы получаем самое большое откровение о нашем подлинном духовном состоянии. Часто в христианских семьях муж и жена стесняются молиться вслух, и это приводит семью к гибели.

Есть такое выражение: семейный очаг. Понятно, это не только устройство для поддержания огня, вокруг которого тепло всем. Что же согревает христианскую семью, что сближает детей и родителей? — Алтарь, у которого ежедневно собирается для молитвы вся семья. В чьем доме он есть, — теплом взаимной любви согреты родители, не стынут от черствости и невнимания дети.

Семейная молитва — это место, где сгорает любая обида, плавится лед отчуждения, исчезают все недоразумения. Невозможно перечислить всей благодати, которую приносит постоянная семейная молитва. Это — престол Божий, у которого малые и большие лицом к лицу встречаются с Самим Богом!

Признаемся откровенно: не просто поддерживать семейную молитву: отец рано утром спешит на работу, дети — в школу. Возвращаются кто в полдень, а кто и к ночи. Но не в этом беда. Она глубже. Зачастую отец, как глава семьи, не имеет силы сказать: «Дети, сегодня мы вместе (неважно, что время 3 часа дня), сейчас у нас будет общая молитва». Не пересилит себя отец, не осмелится предложить это мать, и вырастают дети, не понимая того, насколько важна молитва.

Призвав к молитве семью, нужно прежде всего исповедаться родителям, а потом, соответственно, детям во всем том, что упущено, что греховно, за что обличает совесть. Необходимо покаяться отцу, что пренебрегал семейной молитвой, был увлечен приобретением земных благ, ничего не делал для Бога, для братства. Нужно произнести те слова, которые рождает в нашем сердце Дух Святой. Многие ли поступают так в своем доме? Можем ли мы быть в присутствии своих детей такими, какими видит нас Бог?

Пренебрегая семейной молитвой, мы удаляем от общения с Богом всю семью, изгоняем Дух Святой из собственного дома. Во многих семьях Он долгие годы стоит вне и стучит за дверью. Если мы не способны быть откровенными в своей семье, если нас тяготит присутствие Духа Святого, — кто спасет наших детей? Кто удержит их от растления мира? Искренняя молитва — это залог благословенной жизни и церкви, и каждого дома!

Мне очень нравится чистосердечная молитва убитого горем отца: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Марк. 9, 24). Какая молитва! Разве она осталась без ответа? Не в тот ли час был освобожден от духа бесовского его сын? О, как хочет Господь услышать от нас такое признание: «Верую, Господи, что Ты есть, но не служу Тебе чистой и доброй совестью. Потерял я детей, мучает их сатана, они глухи к восприятию слов Твоих. Прости меня…» Разве в ответ на мою искреннюю молитву покаяния Дух Святой не расплавит сердце моей дочери, сына, жены, бабушки, дедушки? Разве Ангел Господень не произведет возмущение воды в вашей семье и ее спасительные струи не исцелят родных детей от проказы греха?!

Милые родители! Если вы хотите видеть своих детей спасенными, прежде всего впустите Господа в сердца свои вы! Достаточно уже холодной любезности, какую вы оказывали Господу в своем доме. Вы видите, что Христос молчит? Он не может успокоить ваши сердца долгожданным благословением, потому что ваши уста закрыты, вы медлите с покаянием. Пришло время половину имения раздать нищим, половину времени, которое тратили для своих целей, посвятить на служение Богу и ближним. Вспомните, кого вы огорчили и воздайте им вчетверо, потому что они много пролили слез за годы вашего нерадения и беспечности. Не стыдитесь и не жалейте, если для полного примирения вам придется пойти с извинением и раз и два. Только искренней любовью вы сможете расположить тех, кто был огорчен вами.

Искренняя молитва — это открытая дверь для Бога, а значит и для спасения ваших детей. Слово Господне говорит, что прежде должны отцы обратить сердца свои к детям (Мал. 4, 5—6) и только потом дети повернутся лицом к Богу и к ним.

Тот, кто не постыдится, как Закхей, каяться перед домашними и перед церковью в неверных поступках, в нерадении или соделанных грехах, услышит долгожданные слова Господа: «Ныне пришло спасение дому сему»!

 

Вестник истины, 1, 1990

Добавить комментарий