Люди могут толковать Писание, но только как дар от Христа: Реформация и разъяснительная проповедь


Разъяснительная проповедь в эпоху Реформации 1500—1648 ГГ.

В Джеймс Ф. Ститцингер

Основная идея Реформации — основополагающее значение Библии. Принципы, Реформации «слава принадлежит только Богу», «только по благодати», а в особенности «только Писание»), коренятся в изучении и преподавании Слова. Свободное право Писания править в церкви в качестве Слова Божьего, вне зависимости от папской и экклезиастической власти и традиции.

Выдающимся проповедником был сам лидер швейцарской Реформации –Жан Кальвин. Его жизнь была посвящена объяснению Слова Божьего, что доказывает его искренность. Как старший служитель Женевы, Кальвин проповедовал дважды каждое воскресенье и каждый будний день с 1549 года до своей смерти в 1564. Он произнес более двух тысяч проповедей только по Ветхому Завету. Он потратил год на толкование Иова и три года — на толкование Исаии. Кроме проповедей, он читал лекции по Библии с комментариями. Кальвин говорил: «Давайте запомним, что не надо искать Бога нигде, кроме как в Его святом Слове, не надо думать о Нем ничего, кроме того, что сказано в Слове, и не говорить ничего, кроме того, что взято из Слова».

Кальвин оказал влияние на многих из своих современников, в том числе на Генри Буллингера (1504— 1575)136 и Джона Нокса (1513—1572).’ Нокс защищал то, что он называл «наставлением… с помощью языка и живого голоса в эти самые извращенные дни, скорее, чем с помощью сложных книг для грядущего века». Некоторые проповедники англиканской церкви, в том числе Джон Джуэл (1522—1571), Хью Латимер (1485—1555)140 и Томас Картрайт (1535—1603),'» также практиковали разъяснительную проповедь.

В период после Реформации появилось много известных проповедников-разъяснителей, в том числе несколько пуритан. Пуритане были прежде всего проповедниками. Проповедь была так важна для них, что многие пуритане поставили кафедру с раскрытой на ней Библией в центр церкви, чтобы она заняла место алтаря. Для пуритан «подлинная проповедь — это разъяснение Слова Божьего. Это не просто изложение догмы или учения церкви… Проповедь, говорили они, — это разъяснение Слова Божьего, следовательно, она важнее всего».

Ллойд-Джоунс также считает, что пуритане рассматривали проповедь как отличительную черту истинного христианства в сравнении его с другими религиями. В то время как религии (например, ислам) делают акцент на том, что человек должен сделать, чтобы угодить своему богу и умилостивить его, христианство прежде всего слушает Бога, как Он «говорит»: «Религия — это поиск Бога человеком, христианство — это поиск человека Богом, проявление Богом Себя для человека, привлечение Богом людей. В этом, я полагаю, основная причина того, что пуритане в проповеди ставили на первое место разъяснение Слова».

Уильям Перкинс (1558—1602), один из первых пуританских разъяснителей, оказал большое влияние на все пуританское движение. Он рассматривал проповедь Слова как передачу свидетельства Самого Бога. Эти идеи развиваются в его Искусстве пророчества, первом учебнике такого рода для проповедников английских церквей.

Перкинс также учил, что проницательностью для толкования Писания обладает только Христос. Люди получают способность толковать фрагменты Писания один за другим, но только как дар от Христа.

Многие последовали этой кроткой, но благородной традиции. Иногда они проповедовали по несколько часов подряд, веря, что «ни одна из великих истин Писания не может быть представлена меньше чем за час или два».

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Добавить комментарий