Владимир Соловьев: На Западе не понимают — с русскими воевать бессмысленно
Телерадиоведущий каждую неделю собирает на свое ток-шоу политиков, которые спорят о судьбах России и Украины, войны и мира. А что думает об этом сам Соловьев?
— Сегодня даже насквозь аполитичные граждане не отлипают от телерадиоприемников. Вот и радио «Вести FM», где вы ведете передачу «Полный контакт», побило все рекорды, увеличив свою аудиторию в два раза. Эксперты говорят, что люди увлечены политикой. А сейчас политика — это война, санкции… Какие-то жуткие настают времена.
— Мы пока больше себя пугаем. Санкции для нашей экономики — это скорее стресс-тест. Они заставляют нас провести давно нужные реформы. И понятно, что опыт Украины нам показал, к чему приводит оголтелый майдан. Гражданская война, распад, деградация.
И есть две взаимоисключающие точки зрения, каждая из которых неверна. Первая — что Россия всегда права, вторая — что Россия всегда не права. И то и другое не подразумевает никакого диалога. А надо уметь слышать друг друга и разговаривать. Вот это искусство в нашей стране потеряно.
— Мнение «Россия всегда права» общепринято внутри страны, а тех, кто сомневается, считают чуть ли не нацпредателями.
— Санкции не должны привести к возрождению генетической памяти террора. Мы не должны объединиться в ненависти. Да, в этой ситуации с Украиной и Крымом мы правы на 100%. Справедливость на нашей стороне исторически. Но мы не можем ее усугубить экономической глупостью или социальной пошлостью. Поэтому не должно быть никакого завинчивания гаек, никакого воинствующего ура-патриотизма.
— А если усугубим?
— Тогда мы срываемся в привычную сталинскую концепцию. Мы начинаем искать внутренних врагов, давить пятую колонну, а раздавив ее, начинаем искать следующую.
— Но во время войны положено вылавливать предателей. Мы разве сейчас еще не на войне?
— Говорить, что мы сейчас на пороге большой войны (задумывается)… Это ведь очень страшно. Слово материально. Но война давно уже пришла. Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан, теперь Украина. Пока не в наш дом… Обозначает ли это, что мы должны ввязаться в войну? (Пожимает плечами.) На Западе многие это не понимают: с русскими вообще воевать бессмысленно. И не только потому что мы великая ядерная держава и мир может закончиться словами Дмитрия Киселева «все превратятся в ядерную пыль». Но и потому что русские, наверное, единственный народ, воспринимающий войну как естественное времяпрепровождение. Ведь наши афганский и чеченский синдромы — не вьетнамский, а как раз наоборот. Люди не боятся войны, а хотят снова взять в руки оружие… Они вдруг начинают ощущать, что настоящая жизнь там, под пулями. И это очень странная, непостижимая наша генетическая особенность. Мы относимся к войне как к иной форме существования.
— Более честной?
— Да, более понятной, более простой.
Владимир ВОРСОБИН
Комсомольская правда, 12 Августа 2014