Как выбрать настоящего пресвитера в церковь

Др. Марк Дэвер, Пол Александер

Церкви редко опережают своих руководителей в духовном росте. Такое возможно, но весьма маловероятно. Я имею в виду, что избрание пресвитеров может быть либо значительной помощью, либо значительным препятствием для зрелости и роста церкви.

Зрелые, способные лидеры будут показывать пример благочестивого поведения и преподавать здравое учение, что будет способствовать здоровью и росту церкви. Напротив, незрелые лидеры, менее всего способные учить, будут показывать пример поведения, которое не будет безупречным, и преподавать учение, которое не будет убеждать следовать благочестию. Всё это, скорее всего, сильно снизит уровень зрелости членов церкви, потому что они не будут слышать здравого учения или видеть, чтобы их лидеры жили в соответствии с этим учением.

Таким образом, пасторам нужно осознать, что избрание пресвитеров имеет решающее значение для здоровья церкви. Этот процесс должен подчиняться библейским критериям и характеризоваться мудростью, терпением и созидательным отношением.

Оценка характера

Хороший кандидат на должность пресвитера узнаётся по поведению (1 Тим. 5:24-25), потому что поведение открывает характер, а характер во многом формирует пресвитера. Важна также репутация в обществе (1 Тим. 3:7). Но это требование не должно служить оправданием назначения человека только потому, что он честный бизнесмен в городе. Он действительно может быть общепризнанным руководителем в бизнесе, но не склонен ли он к спорам? Не предан ли излишествам в чём-либо? Гостеприимен ли? Щедр ли? Великодушен ли в словах и обращении с людьми? Не сребролюбив ли, не гонится ли за наживой, не копит ли деньги для себя, не чрезмерно ли тратит на себя? Воздержан ли он? Добр ли ко всем? Терпеливо ли переносит обиды и несправедливость по отношению к себе? Все эти вопросы — прямое применение критериев характера, описанного в 1 Тим. 3:17 и 2 Тим. 2:24-25.

1.    Прочитайте 1 Тим. 3:17. Почему пресвитеру особенно важно быть спокойным, а не сварливым?

2.    Прочитайте 2 Тим. 2:24-25. Почему для пресвитера важно не быть обидчивым?

Мы можем поискать в других местах Библии мудрости для определения привычек и стиля жизни, свидетельствующих о том, что у человека сердце пресвитера. Проявляет ли он любовь к Богу и церкви, постоянно посещая собрания в церкви (Евр. 10:24-25; Иоан. 13:34-35; 1 Иоан. 4:20-21)? Вносит ли вклад в духовное здоровье церкви тем, как относится к людям и разговаривает с ними (Фил. 2:15; Ефес. 4:29)? Старается ли использовать свои слова для назидания, указывая на признаки Божьей благодати в жизни других, или обескураживает их постоянной критикой? Общается ли он с новообращёнными или слабыми христианами для их духовного укрепления (Иез. 34)? Заботится ли он о духовной жизни других людей (Деян. 20:28)? Молится ли он с постоянством о церкви и её членах? Способен ли он ясно благовествовать неверующим, и делает ли это с постоянством? Возрастает ли он в познании Бога и принесении плодов в личном служении в церкви (Кол. 1:9-14)? Влияние, оказываемое им, направлено на разделение или на единство? Упражняется ли он в благочестивой мудрости, которая «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17)? Показывает ли смирение в мудрости, легко поддаваясь исправлению, или горделиво и упорно не подчиняется, полагаясь только на собственное мнение (Прит. 12:1)? Другими словами, подаёт ли он пример церкви «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12; 1 Пет. 5:15) Если нет, то лучше набраться терпения и продолжать искать подходящего человека.

Такая тщательность — это желание подчиниться указанию Павла Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). Лучше проявить терпение, ожидая, когда Бог призовёт других пресвитеров, чем разделять вину за ошибки в пасторстве, совершённые преждевременно назначенными людьми (ср. также Евр. 13:17).

Оценка способностей

Когда мы оцениваем характер человека, необходимо также оценить его способность учить других. Конечно, здравый смысл подсказывает нам, что, прежде чем человеку дадут возможность учить, следует убедиться в пригодности его характера. Поэтому ему нужно проявлять постоянство в посещении собраний, явно интересоваться и участвовать в жизни церкви, не иметь какого-либо публичного, постыдного недостатка характера, а также твёрдо стоять в учении церкви. Мы должны знать его как человека, последовательного в самостоятельном чтении и изучении Библии, молитве, благовестии и добром свидетельстве на работе, и живущего святой, благочестивой жизнью.

Собрав такую общую информацию о характере, мы можем иметь достаточную уверенность в предоставлении человеку, молодому или пожилому, возможности проявить свои учительские способности, что, в свою очередь, даст нам возможность проверить эти способности. Эта проверка основана на словах Павла Тимофею: «И таких [диаконов] надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим. 3:10). Если диаконов следует испытывать как служителей в физической и финансовой областях церкви, то потенциальных пресвитеров вполне разумно испытывать в отношении их пригодности и способности нести служение Слова.

А что означает «умеющий учить» (1 Тим. 3:2)? Многие считают, что такое учительство означает формальную, публичную, разъяснительную проповедь. Хотя это и является частью умения учить, проповедь не исключительно и не обязательно соответствует этому определению. Способность преподавать Слово просто означает, что человек способен настолько доступно и правильно объяснить Писание людям, что это принесёт им духовную пользу. Он должен быть известен в церкви как человек, к которому можно обратиться за разъяснением Писания. Это может означать, что у него есть дар проповедника. Но это также может означать, что он несёт эффективное и широко распространённое служение ученичества в церкви, объясняя Писание и конкретно применяя его таким образом, что это помогает людям возрастать в христианском познании, любви и принесении плода. Более того, он может приносить плод в качестве составителя учебных образовательных программ, руководителя малой группы или наставника.

С таким пониманием фразы «умеющий учить» мы можем увидеть, что некоторые пресвитеры «спотыкаются» на публичном учении чаще, чем другие. Однако для развития авторитета пресвитера лучше выбирать таких людей, которые, по крайней мере, желают учить публично и которые проявляют некоторый интерес и склонность к этому. Повторю, что вся власть в церкви принадлежит Иисусу Христу, и через Своё Слово Он перепоручает часть этой власти Своим служителям. Поскольку авторитет пресвитера происходит от его знания Писания, ему просто необходимо уметь учить публично, пусть даже нечасто, просто для того, чтобы показать, что его авторитет исходит из Слова Божьего и того, как он его знает (а не от силы личности этого человека или успехов его деловых начинаний).

Библейские уроки для взрослых или воскресное вечернее собрание обычно лучше всего подходят для испытания учительских способностей человека. Лидерство в малой группе или помощь лидеру малой группы также могут стать полезными и эффективными способами различить, способен человек учить или нет. Но предоставление ему таких возможностей не принесёт должного плода, если на занятии или собрании не будет присутствовать опытный служитель для наблюдения за его преподаванием и для последующей конструктивной «обратной связи», на которой можно будет строить для дальнейшего роста к пригодности.2

Мы также считаем необходимым наблюдать, как часто и эффективно человек проявляет гостеприимство для духовного блага других людей (1 Тим. 3:2), и насколько он занимается наставничеством молодых братьев, сознавая ответственность за них и являя для них пример благочестивого поведения. Мы должны без стеснения задавать такие вопросы как самому кандидату, так и другим членам церкви.3 Обращение к членам церкви с вопросами об их мнении показывает смирение вашего стиля руководства и может дать вам возможность принять более мудрое, более обдуманное решение о том, кого рекомендовать церкви как кандидатов в пресвитеры.

Оценка пригодности

После оценки характера и способностей кандидата следует оценить, способен ли этот человек влиться в коллектив нынешних пресвитеров. Здесь доминируют два важных соображения: одарённость с желанием и стиль общения, подходящие к остальным пресвитерам.

Что касается одарённости и желания, то среди пресвитеров всегда полезно иметь определённый баланс. В нашей церкви один пресвитер имеет особый дар и побуждение к миссионерской работе, у другого есть явные административные способности, у третьего — склонность к богословской и процедурной точности, у четвёртого — большие планы в отношении ученичества и проповеди, другие проявляют способность к принятию решений, и так далее. Суть в том, чтобы внештатные пресвитеры уравновешивали слабые стороны первого, проповедующего пастора и чтобы одни и те же недостатки, по возможности, не присутствовали у всех. Если у всех есть одинаковый дар, то другие важные области в процессе принятия решений неизбежно будут в пренебрежении.

Что касается стиля общения, то будет мудро обратить внимание, как потенциальный пресвитер взаимодействует с остальными членами группы. Проявляет ли он уверенность и настойчивость или нежелание и недоговорённость? Способен ли он выслушивать других и затем делиться своим мнением или же стремится одним из первых поделиться своими идеями? Содействует ли он достижению согласия, собирая воедино все высказанные мысли и соображения других, или указывает на важные различия? Кто он — покорный исполнитель, независимый мыслитель, колеблющийся спорщик или оппозиционер всем и вся? Список можно продолжать и далее.

Конечно, для того, чтобы увидеть дары и стиль общения кандидата с другими пресвитерами, вам нужно видеть его в процессе общения. Для этого в качестве испытания стоит пригласить кандидата в пресвитеры поучаствовать в одном-двух заседаниях пресвитерского совета, чтобы увидеть, как его присутствие может повлиять на динамику встречи. Будет ли его присутствие полезным, объединяющим, созидательным и продуктивным? Или же он отвлекает внимание, действует слишком напористо, бесполезно молчит, невразумительно объясняется и вообще не настолько полезен, как вы надеялись?

В нашей церкви мы имеем неформальное требование: для представления новых пресвитеров на утверждение церковью в среде пресвитеров должно быть единодушие. Это требование является только плодом нашего соглашения — оно не внесено в устав. Представим себе ситуацию, в которой пресвитер Том считает, что кандидат на пост пресвитера Марк не готов занимать эту должность. Тем не менее, Марк получает назначение, и церковь поддерживает это назначение. Том может сотрудничать с Марком, хотя и считает, что тот не совсем готов к этому служению. Но несогласие Тома с решением о назначении Марка потенциально вносит ненужное разделение в группу, которое может привести к распаду единства пресвитеров, а в дальнейшем, и всей церкви.

Заключение

Надеюсь, нам удалось показать, что процесс выдвижения кандидата в пресвитеры должен руководиться прежде всего библейскими требованиями. Неважно, как хорошо потенциальный кандидат может «подходить» имеющейся группе пресвитеров, такое соответствие может оказаться ложным, если он не соответствует требованиям к характеру и способностям. Созидание здоровой церкви — это в большой мере применение библейской структуры руководства и заполнение её соответствующими библейским требованиям людьми. Это не простой прагматизм; скорее, это продуманное решение руководствоваться Библией в организационных вопросах, в том, что мы считаем требованиями к христианскому руководству, и, соответственно, в том, на кого мы смотрим как на лидера.

Когда нам нужно оценивать кандидатов в пресвитеры, такая продуманность принимает вид ответов на конкретные библейские вопросы о характере и способностях человека, а не просто на вопросы о личности, репутации в деловом мире, политических успехах и так далее. Продуманно созидать церковь — значит заботиться о том, чтобы Слово Божье направляло и наши поиски, и оценивание людей, которые могли бы стать пресвитерами.

 

Др. Марк Дэвер, Пол Александер. Продуманное созидание церкви. Служение, основанное на Евангелии


 

Добавить комментарий