Тайна Троицы


Чак Смит

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал себя в Духе…» (1 Тимофею 3:16).

Всем нравятся таинственные истории. Вы забираетесь в удобное кресло, открываете книгу, и, забывая реальность, представляете себя в мире, полном невероятных приключений, и пытаетесь отгадать, какой будет развязка, прежде чем прочитаете последнюю страницу, раскрывающую все карты. Обычно догадаться нелегко, но иногда вам это все же удается. И тут вы торжествуете: берегись, Шерлок Холмс!

В Писании есть своя тайна, такая же интригующая и захватывающая, как и любая история, написанная автором новейшего бестселлера, но при этом более загадочная. Ни один человек не сможет охватить ее глубину своим разумом. Кто может точно сказать, почему всемогущий Бог предоставил мужчине и женщине право выбора? Как Иисус мог быть одновременно и человеком, и Богом? На страницах Библии встречаются тысячи подобных загадок. Однако одна из величайших тайн Библии — Троица.

Самая великая тайна

Когда мы задумываемся о Троице (или Триединстве), то, прежде всего, должны признать, что, согласно Писанию, этот концепт является тайной. В первом послании Тимофею 3:16 Павел провозгласил: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе…»

Эта тайна настолько велика, что наш разум не способен охватить всю ее глубину. Мы не можем понять тайну Троицы, и это не должно нас удивлять. Важно помнить, что Бог вечен и не ограничен ничем, поэтому, когда мы пытаемся дать объяснение Его действиям своим ограниченным разумом, неизбежно наталкиваемся на непреодолимые препятствия. Как можно познать одного Бога в трех лицах? Именно об этом говорит Писание.

Я не ставлю себе цели объяснить Божество Троицы, так как это выше человеческого понимания. Мы должны верить в то, что говорит нам Писание: есть один Бог, который проявляется в трех лицах – Отце, Сыне и Святом Духе.

Дж. Кемпбел Морган, в какой-то степени, смог разрешить проблему нашего непонимания Троицы. Он объявил: «Идея существования вещества, которое представлено в трех отличных друг от друга формах, но имеющих между собой связь, не встречается в природе, и поэтому у нас нет для этого хорошего примера». Другими словами, во Вселенной нет ничего, что могло бы адекватно отобразить триединство Бога.

Тем не менее, мы ищем примеры. Мы постоянно стремимся обнаружить какую-то аналогию, которая поможет нам описать Троицу. Однако, как заметил Морган, в природе нет такого примера, который бы полностью отобразил Бога, единого в трех лицах. Павел называет это тайной, и поэтому её невозможно разрешить с помощью логических рассуждений.

Наш ограниченный ум восстает против этого, говоря: «Троица – это противоречие: как можно утверждать, что есть только один Бог, и, в то же время, это три отдельные Личности?» Из-за трудности понимания этого всегда находятся люди, которые тут же начинают отрицать Триединство Бога. Но будьте осторожны! Отрицание Троицы всегда ведет к отрицанию божественной природы Иисуса Христа и личности Святого Духа.

Некоторые считают, что Троица, с точки зрения математики, – абсурд. Сложив три единицы, вы и получите в сумме три. Однако это ничего не доказывает. Единица, умноженная на единицу, и умноженная на единицу, равна одному. Опровергнуть существование Троицы на основании математики невозможно.

Напротив, мы должны придерживаться того, что говорит Писание о природе Бога. Библия утверждает, что Дух Святой есть Бог. Она учит нас тому, что существует один Бог, проявляющий Себя в трех лицах: Отце, Сыне и Святом Духе.

Вестминстерское Исповедание говорит об этом следующим образом: «Есть только один живой и истинный Бог. Он триедин — Бог одной сущности, силы и вечности. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух».

В Ветхом Завете

Триединство Создателя не так ярко проявляется в Ветхом Завете, как в Новом. Тем не менее, и там мы находим ссылки, указывающие на три Личности Бога.

Ветхий Завет говорит о Святом Духе около восьмидесяти раз, называя Его «Дух Господень», «Дух Божий» или «Святой Дух».

Впервые Святой Дух был назван по имени в книге Бытия 1:2: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Уже во втором стихе Библии нам представлен Святой Дух. Однако о Нем говорится и в первом стихе. В Бытие 1:1 мы читаем: «В начале Бог…». Слово «Бог» на еврейском – Elohim (Элохим) – существительное во множественном числе (ед. ч. – Эл). Интересно, что в первый раз слово «Бог» в Библии употреблено именно во множественном числе.

Некоторые исследователи пытались дать обоснование множественному числу слова Элохим, объясняя это «уважительным отношением к величественности» либо «подчеркиванием, приданием особого значения». Однако такое объяснение не подтверждается ни грамматикой, ни контекстом повествования, потому что, следуя далее по тексту, мы читаем: «И сказал Бог (Элохим): сотворим (множественное число) человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Обратите внимание на использование местоимений и глагола во множественном числе. К кому обращался Бог? Господь сказал «сотворим», а затем по «нашему» образу и «нашему» подобию. Использованные здесь местоимения во множественном числе дают четко понять, что концепция «уважительного, подобострастного отношения к кому-либо» в данном случае не уместна.

В Ветхом Завете есть также и другие, не в меньшей степени наводящие на размышления, ссылки на триединство Бога. Я считаю, что даже гимн вдохновения древнего Израиля указывает на Троицу. Отрывок из книги Второзакония 6:4 — «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» — иудеи называют «Шема» (от еврейского shema — «слушай»). Эти слова многократно повторялись нараспев собравшимися в храме для поклонения Богу, особенно в дни празднований. Славящие Господа восклицали: «Шема Израэль Яхве Элохим ахад Яхве». Снова и снова они заявляли: «Господь наш Бог, един Господь». Единство Бога было основанием всей Иудейской религии.

Это подтверждают слова древнего гимна Шема. «Яхве» — это имя Бога в Ветхом Завете, которое произносили иудеи, обращаясь к Нему, а «Элохим» – множественное число от слова «Эл», означающего «Бог». Слово же «ахад» указывает на составное единство. Например, когда Бог сотворил от Адама Еву, Он сказал: «И будут одной (ахад) плотью» (Бытие 2:24) – составное единство.

Другое еврейское слово, «яхад», употребляется, когда говорится о «множестве в одном». Если бы в тексте Шема использовался этот термин, то мы не смогли бы сослаться на Ветхий Завет в качестве подтверждения концепта Троицы. Тот факт, что слово «Элохим» (множественное число) употребляется вместе со словом «ахад» даже в молитвах евреев, всегда воспевающих единого Бога, указывает на Триединство Бога.

Позднее, когда Моисей наставлял Аарона, как благословлять приходящих к нему людей, он заповедал священникам следующие слова: «Да благословит тебя Господь [Яхве] и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь [Яхве] светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь [Яхве] лицо Свое на тебя и даст тебе мир» (Числа 6:24). Обратите внимание на то, что имя Яхве провозглашено трижды. Но ведь Бог один, зачем повторять имя три раза? Господь сказал: «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их». В этом тройное благословение в единстве.

Сотни лет спустя, когда пророку Исайе было дано видение, в котором он лицезрел Господа, высоко превознесенного и сидящего на троне, он услышал серафима, говорящего: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Исаия 6:3). Зачем повторять «Свят…» три раза? Еще раз мы видим тройное свидетельство, на этот раз свидетельство Божьей святости.

В пророчестве Исайи 48:16 Мессия говорит: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». В одном из переводов на английский язык (Revised Standard Version) это звучит так: «Господь Бог послал Меня и Своего Духа», что точнее передает смысл оригинала, написанного на иврите. Заметьте, что Мессия — Иисус — говорит, что Господь Бог и Его Дух послали Его. Это — пророчество о пришествии Мессии и наступающей вслед за этим эпохой правления Святого Духа.

В Новом Завете

Новый Завет говорит о Божьем триединстве начиная с Евангелия от Матфея и заканчивая книгой Откровения. В Евангелии от Матфея 3:16 написано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». В тот момент, когда Иисус принял крещение, Дух Божий сошёл на него в виде голубя, и голос с небес произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Иисус был крещен, Дух снизошел на Него, и Отец говорил с Небес. Все три ипостаси Бога явно принимали участие в данном событии.

В Евангелии от Иоанна 14:16,17 Иисус сказал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». По ходатайству Иисуса, Бог должен был послать Святого Духа. Это же обещание повторяется в Евангелии от Иоанна 14:26: «Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое…» Заметьте, что снова представлены все три ипостаси Божества.

Когда Иисус наставлял Своих учеников идти и учить народ, Он заповедовал им крестить новообращенных «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 29:19). Обратите внимание, что они должны были крестить «во имя» (единственное число) Отца, Сына и Святого Духа. Опять же включены все три.

В своем послании к Ефесянам Павел сказал: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефесянам 4:4-6). В очередной раз мы видим заявление о Троице – один Дух, один Господь, один Бог. Произведение (1х1х1) всегда равно единице.

Интересно, что в отрывках, подобных тому, который мы только что рассмотрели, Святой Дух обычно стоит на третьем месте после Отца и Сына. Это объясняет, почему о нем обычно говорится как о третьей Личности Троицы. Но в случае, если кто-нибудь посчитает это признаком незначительности, можно обратиться к отрывку из послания к Ефесянам, в котором обычный порядок нарушен. Вначале упомянут Дух, затем Иисус, и третьим Бог Отец.

Похожим образом Павел в послании к Римлянам 15:30 сказал: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». Здесь мы снова видим все три личности Троицы, но в этот раз первым упомянут Иисус, затем Святой Дух, и третьим – Отец.

Позвольте мне привести еще один пример, доказывающий, что порядок упоминания не имеет никакого отношения к значимости. Во втором послании Коринфянам апостол пишет: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Коринфянам 13:13). Здесь он сначала упоминает Христа, потом Бога Отца, и третьим — Святого Духа. Порядок не имеет значения.

Вескость доказательств позволяет нам с уверенностью утверждать, что Новый Завет учит об одном Боге, проявляющим Себя в трех равных личностях. Отец, Сын и Святой Дух едины, но при этом определенно отличны друг от друга. Это означает, что Дух так же божественен, как Отец и Сын.

 

Чак Смит, Живая Вода Сила Святого Духа в вашей жизни, 1996 год.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий