Этапы увещевания грешника

Джон Мак-Артур

Ваш брат по вере и церкви совершил грех. Вы, следуя евангельскому предписанию, постарались в личной встрече вразумить его через увещевание

Ну а что если согрешающий брат отказывается внять вашему увещеванию? Тогда обличение наедине является только первым шагом. Следующие три шага очень ясно определены в этой главе. Давайте рассмотрим весь процесс, начиная с обличения наедине.

Шаг первый: Обличи его во грехе наедине

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (ст. 15). Глагол, переведенный «пойди», стоит в повелительном наклонении, подразумевая, что это повеление, а не предложение или просто один из вариантов. Если вы увидите брата во грехе, вы должны идти.

Прежде всего пойдите сами. В этот момент нет нужды привлекать других. Не распространяйтесь о проступке с другими даже для получения молитвенной поддержки. Просто тихо пойдите к брату и скажите ему о его ошибки наедине.

Более трудно указывать на проступки близким друзьям. Те, кто вас знает хорошо, могут отреагировать, указав на какой-либо ваш собственный грех. Но по отношению к людям, которых мы не знаем хорошо, наказание также нелегкая задача. Мы склонны считать: «Кто я, чтобы вмешиваться в жизнь этого человека?» Следовательно, нас пугает мысль об обличении друзей, и мы склонны быть безразличными к людям, с которыми у нас нет близких отношений. В любом случае мы должны видеть, что данное повеление Христа есть серьезная обязанность и оно не должно меняться из-за какой-то выгоды.

А что если вы также виновны, как и ваш брат? Не говорил ли Христос, что бревно в своем глазу должно удержать вас от удаления сучка в глазе брата? Вовсе нет. «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:5, курсив добавлен). Но если вы по-настоящему любите брата, вы не можете игнорировать его грех. Решив сначала проблему своего греха, вы затем будете в лучшем положении, обличая другого брата в духе смирения. При обличении согрешающего брата непозволительно выставлять себя в хорошем свете, а его в плохом. Вы должны идти с нежным, кротким желанием восстановить его.

Греческий глагол в фразе «обличи его» (или «покажи ему его ошибку») передает идею света, разоблачающего что-то скрытое. Он призывает к ясному, точному обличению согрешения брата. «Обличи его» не обязательно подразумевает, что он до этого не осознавал свой грех. Этот процесс не ограничен грехами неведения. Наоборот, эта фраза означает, что вам необходимо показать, что вы знаете о его грехе, чтобы он понял, что его проступок известен, таким образом устанавливая его ответственность за грех. Если он считал, что его грех был в тайне, он должен осознать, что грех раскрыт. Если он считал, что мог грешить без последствий, теперь он должен дать ответ.

Если первый шаг в процессе наказания успешен, ответом станет покаяние согрешившего. Это будет окончанием процесса, в котором «приобрел ты брата твоего». И вы будете иметь такие близкие отношения с ним, которые ничто не сможет разрушить.

Если он покается, то в большинстве случаев нет необходимости для каких-либо других мер. Конечно же, вы должны будете побуждать его подтвердить истинность своего покаяния, делая все необходимое для исправления положения. Если подразумевается какое-либо возмещение, побудите его довести дело до конца. Если кто-то другой пострадал от его греха, он должен идти к этому человеку и искать примирения (Матф. 5:2324). Убедившись, что совершено истинное покаяние, наказание следует закончить. Неучаствовавшие не имеют нужды знать об этом. Нет необходимости и налагать взыскание. Вы только можете радоваться приобретению брата. В идеале это последний шаг для большинства случаев наказания.

Шаг второй: Возьми с собою несколько свидетелей

Однако, к сожалению, иногда вопрос этим не исчерпывается. «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (ст. 16). Иногда согрешающий брат отказывается выслушивать обличение. Он может отрицать свою вину; он может продолжать жить во грехе; он может попытаться скрыть то, что сделал. При любой его реакции, если это не покаяние и если вы уверены в его виновности, вы должны взять с собой одного или двух других верующих и обличить его опять.

Присутствие одного или двух других верующих имеет несколько целей. Первая и наиболее драматическая — оказать на него давление. Приводя с собой других верующих, вы показываете, что в процессе начинает принимать участие вся церковь. Таким образом, согрешивший ставится на замечание, и если он будет продолжать согрешать, последствия будут еще жестче. Однако, опять-таки единственная цель второго шага — не что иное, как приобрести своего брата.

Принцип двух свидетелей был утвержден в законе Моисея (Втор. 19:15), чтобы, прежде чем будет вынесено решение, без каких-либо сомнений установить вину, особенно в судебных делах. Следовательно, наличие свидетелей на этом втором этапе наказания также предполагает, что, если обидчик не покается, в конце процесса ему будет вынесено осуждение.

Иногда спрашивают, должны ли «свидетели» быть очевидцами самого проступка. Приглашаются ли они только для того, чтобы установить вину согрешившего, и только тогда, когда он отказывается признать наличие греха?

Некоторые придерживаются такого взгляда, но это не подразумевается в данном контексте. Во-первых, если эти свидетели уже знали о проступке, они также имели ответственность сначала пойти и наедине обличить согрешившего, как повелевает стих 15.

Конечно же, правда и то, что, если виновный ставит под сомнение наличие греха, должен присутствовать второй свидетель или другое объективное доказательство для подтверждения его вины. Ветхозаветный принцип, цитируемый в стихе 16, все еще применяется: каждый факт должен быть подтвержден словом по крайней мере двух или трех свидетелей. Следовательно, если спор сводится только к словам обвиняемого против слов обвинителя, такое обвинение — недостаточное основание для продолжения процесса наказания, и дело должно быть прекращено.

Однако, если согрешивший не опровергает само обвинение, но все еще отказывается покаяться или оставить грех, то должны быть приглашены свидетели, чтобы установить факт, что согрешивший был обличен и не покаялся. Это не обязательно свидетели самого согрешения, но скорее лица, которые объективно засвидетельствуют обличение. И если необходимо, они смогут подтвердить, что было сказано наедине, в случае, если вопрос должен будет представлен церкви (ст. 17). Они — свидетели того, что процесс наказания был соблюден правильно. И их присутствие на этом этапе является защитой как для обличаемого, так и для обличителя. Человек не должен обвиняться в нераскаянности перед всей церковью по заявлению одного свидетеля. Кстати, двое или трое других могли бы стать свидетелями в пользу обвиняемого, если окажется, что обвинитель жесток и несправедлив.

Но если обвинитель не был слишком жестким, и если процесс идет дальше второго шага, факт нераскаянности согрешившего нужно будет подтвердить двумя или тремя свидетелями.

Во многих случаях согрешивший, будучи обличен, ответит на этот второй шаг покаянием. И это должно стать окончанием процесса наказания. На этом этапе было бы неуместно расширять круг участия, кроме тех, кто уже был свидетелем. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:1920). Покрытие греха и его дальнейшее неразглашение является правильной реакцией на покаяние грешника.

Шаг третий: скажи об этом церкви

А как поступать, когда согрешивший все еще отказывается покаяться? Указания Иисуса ясны: «Если же не послушает их, скажи церкви» (ст. 17).

И здесь как раз многие церкви спотыкаются. Нелегко последовать данному суровому повелению. Ведь это поставит наказываемого в неудобное положение и бросит тень на репутацию церкви, что может отпугнуть от нее неверующих. Может быть, лучше бороться с грехом незаметно, не привлекая внимания других?

Но перед лицом всех этих аргументов стоит очень веская причина, почему церковь не может позволить себе игнорировать этот важный шаг наказания. Это повеление Христа, и оно касается всех, кто хочет чтить Его как Господа.

Имейте ввиду, что высшая цель всякой дисциплины — попытаться приобрести согрешившего. Поэтому на данном этапе цель остается такой же. И церковь должна быть поставлена в известность о грехе человека для того, чтобы заручиться помощью всех ее членов в обличении согрешившего.

На всех этапах наказание имеет одну цель. На первом этапе обличает во грехе один человек. Если не наступает положительная реакция, двое или трое идут и повторяют призыв. Если покаяние все еще не наступает, указать брату должна вся церковь.

Мы видим, что наказание — это ответственность всей церкви. Оно не возлагается на отдельного человека. Оно не является ответственностью только пастора. Это общая обязанность. И напомню, что это поможет защитить церковь от злоупотребления властью, о чем писал Апостол Иоанн:

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

Как служитель этой церкви, Диотреф, очевидно, злоупотреблял своей властью и влиянием, отталкивая людей, а некоторых даже лично отлучая. Проведение такого суда никогда не должно быть делом одного человека. Церковная дисциплина — это совместная ответственность. И поэтому, прежде, чем кто-либо будет исключен, к процессу наказания должна быть привлечена вся церковь. Только после того, как члены церкви попытаются восстановить согрешающего брата, тот будет отлучен от церкви.

В конце концов, вся церковь оказывается затронутой грехом нарушителя. Если после всего этого нарушитель покается, ответственностью всех будет вновь подтвердить ему свою любовь и прощение. В 2 Кор. 2:58 Павел дал точно такие же указания:

Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, — чтобы не сказать много, — и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь.

В итоге, вся церковь приняла участие в обличении согрешившего брата. Очевидно, он в конце концов покаялся. Поэтому Павел фактически сказал: «Теперь, когда он покаялся, не держите его на расстоянии вытянутой руки и не отталкивайте его. Наоборот, примите его и простите его в любви». Они приобрели своего брата обратно.

Дитрих Бонхоффер — немецкий богослов, пострадавший от рук нацистского режима во время Второй мировой войны. Всё его богословие мы, конечно, не принимаем, но, тем не менее, он предложил некоторые глубокие мысли о том, почему вся церковь должна знать о грехе нераскаявшегося брата. Бонхоффер писал:

Грех требует самого человека. Он удаляет его из общины. Чем больше человек изолирован от церкви, тем разрушительней будет влияние силы греха над ним, и чем больше грех затягивает его, тем гибельней будет его изоляция от церкви. Грех хочет оставаться неизвестным. Он избегает разоблачения светом. Во тьме, неисповеданный он отравляет все человеческое существо. Это может произойти даже в самом благочестивом обществе. В момент покаяния свет Евангелия проникает во тьму и потаенные места сердца. Грех должен выявляться. Невысказанное нужно открыто выражать и признавать. Все, тайное и скрытое, должно быть обнаружено. Пока грех не будет открыто признан, борьба будет трудной, но Бог сокрушает медные врата и железные прутья (Пс. 106:16).

И когда грех исповедан в присутствии брата христианина, последняя цитадель самоправедности оставляется. Грешник сокрушается; он оставляет все свое зло. Он открывает свое сердце Богу, и в общении с Иисусом Христом и верующим братом находит прощение всех своих грехов. Исповеданный, признанный грех потерял всю свою силу. Как грех он был раскрыт и осужден. Он уже не может терзать церковь. Теперь церковь несет грех брата. Он уже не находится наедине со своим грехом, потому что оставил свой грех, исповедав его и предав его Богу. Грех удален от него. Теперь он стоит в церкви грешников, спасенных благодаря милости Божьей и кресту Иисуса Христа… Укрывание греха разделило его с церковью, сделало его видимое общение притворством; исповедь греха помогла ему восстановить истинное общение с братьями во Христе.

Шаг четвертый: Принимайте его как неверующего

Последним шагом в процессе наказания является отлучение: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:17). Это не призыв обращаться с человеком пренебрежительно. Это не повеление плохо к нему относиться. Отлучение означает, что его нужно просто принимать как неверующего. Продолжающееся ожесточение его сердца ставит под сомнение реальность веры этого человека. С этого момента он должен считаться скорее объектом для евангелизации, чем братом.

 

Джон Мак-Артур, Свобода и сила прощения. Славянское Евангельское Общество 2005, Перевод: С. Омельченко

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий