Библейская дилемма человечества


Сэр Энтони Баззард

Авторы Ветхого Завета, то есть Еврейской Библии, не сомневались в том, что Бог говорил. Сотворив небеса и землю Своим верховным указом, Своим могущественным Словом, Он продолжал говорить через избранных посредников ― пророков. Поэтому Божий народ не оставался в неведении относительно того Замысла, который Всемогущий, сотворивший всё «один» (Ис.44:24, Иов 9:8), осуществлял ради Своего творения. Природа Бога-Творца отражена в Его Имени: «человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».

Роль пророка как представителя Бога состояла в том, чтобы четко обозначить людям то направление, в котором они должны идти, дабы не отклоняться от Божьего плана. Следование Божьим указаниям в их собственных интересах, ибо сопротивление Богу, в конечном счете, приводит к бедствию. В какой-то момент людям может показаться, что непослушание «сходит им с рук», но окончательное воздаяние будет неотвратимым и ужасным. «Страшно впасть в руки Бога живого!» ― пишет новозаветный автор в Послании к Евреям (Евр.10:31). При этом сострадание Единого Бога Израиля никак не противоречит тому факту, что наши прегрешения вызывают Его недовольство. Суд, который навлекает на себя нечестивый, ― это неизменный компонент библейской вести.

Растление человека, проявлявшееся на протяжении всей истории, было отмечено в самых ранних документах еврейской религии. Таинственное существо, известное под именем «змей» (Быт.3:1), усомнилось в истинности Слова Творца и склонило первую женщину к непослушанию, лукаво воспользовавшись ее стремлением к мудрости (Быт.3:1-6). Приемы змея достойны сравнения с новейшими методами искажения фактов. Сначала он подверг сомнению Божье Слово, а уже потом опроверг его. Таким образом, первая супружеская пара, прекрасно знавшая волю Творца, обманом была вовлечена в неповиновение. Дабы они могли осознать всю тяжесть своего проступка, Бог изгнал их из Эдемского сада (Быт.3:23, 24). Самое печальное в этом то, что они утратили возможность обрести бессмертие, а ведь это была одна из основных целей, ради которой они были созданы (Быт.3:19). Бог не желал даровать вечную жизнь тем, кто не доказал своим сознательным послушанием готовность служить Ему одному. Адам и Ева не прошли испытание. Родоначальники человеческой расы, помещенные на землю, чтобы обладать ею (Быт.1:28), капитулировали перед вражеской властью дьявола. Человек лишился своего права царствовать на земле в качестве наместника Бога. Он согласился с ложью дьявола, признав его, таким образом, «богом века сего» (II Кор.4:4).

Ситуация казалась безнадежной, если бы не один спасительный факт. Творец дал обещание о том, что в последующих поколениях (на данном этапе не уточнялось, когда именно это произойдет) потомок Евы исправит ущерб, нанесенный змеем, и даст человеку возможность заново обрести потенциал вечной жизни (Быт.3:15). Если бы не появление обещанного Избавителя, человечество было бы обречено на погибель, прекращение сознательного существования2, справедливое воздаяние за неповиновение Создателю. (Еккл.9:5; Пс.6:6; 103:29; 145:4; Иоан.11:11, 14).

На этом фоне в еврейских Писаниях (которые мы, к великому сожалению, называем Ветхим Заветом, хотя более уместным был бы термин «Первоначальный Завет») появляется ключевое понятие Слова, или Вести, то есть совокупности богодухновенной информации, касающейся Божьего плана спасения человечества от последствий его бунта и порабощения злыми силами (Ср. наблюдение Алана Ричардсона о том, что «вся библейская теология является теологией фразы: Бог произносит слово, а человек должен услышать и повиноваться» (An Introduction to the Theology of the New Testament, p. 29).

В Адаме и Еве человеческая раса навлекла на себя вину в тягчайшем преступлении. Они поддались уговорам змея, чья хитроумная ложь4 показалась им привлекательнее истины Творца. (Ср. слова Иисуса о том, что дьявол «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44).) Их поведение свидетельствовало о бездумном пренебрежении Божьей волей. Неумение отличить ложь от истины было плохой рекомендацией для кандидатов на бессмертие. Вселенная, населенная бессмертными существами, неспособными отделить правильное от неправильного, истину от заблуждения, немыслима. После грехопадения человечество оказалось в тупике.

Выход из этого тупика, а также возможность возвратиться к дереву жизни являются сутью той божественной Вести, которая постепенно раскрывалась в священных писаниях. Это ключевая идея всей Библии. Весть показала решение той серьезнейшей проблемы, с которой столкнулся человек. Словно маяк во тьме, она несла надежду на избавление от смерти, достижение бессмертия, восстановление рая на земле, справедливость и гармонию во всей вселенной. Этот план Создателя является источником непоколебимого оптимизма для каждого человека, осознающего свою смертность и ту безысходную ситуацию, в которой оказался наш мир. Эта история написана Самим Богом; это пьеса, полная тревожного ожидания, эпическая история об утраченном и вновь обретенном царстве.

Продолжающийся бунт человека

Непосредственные потомки Адама и Евы доказали свою неспособность распознавать ловушки, которые привели к падению их родителей. Отказавшись покровительства, предложенного им Создателем, они стали жертвами злых сил, стремившихся уничтожить их. Согласно 6-й главе Книги Бытия, нормальное течение истории человечества было нарушено, когда темные духовные существа вмешались в его биологическое развитие, вступив в половую связь с выбранными ими женщинами (Быт. 6:4). В результате этого появилась раса исполинов, которая начала господствовать на земле. Упоминания о них как о легендарных героях сохранились в греческой мифологии.

Недовольный таким намеренным непослушанием Своих творений, Бог решил наказать землю потопом в ответ на «великое развращение» человека на земле (Быт. 6:5). Господь даже раскаялся в том, что вообще создал человека (Быт. 6:6). Его дети продолжали внимать лживому голосу сатаны, присягнув на верность не Создателю, а творению. Насилие наполнило землю (Быт. 6:5-7). Всевышний решил стереть с лица земли всякое творение, как людей, так и животных, сохранив жизнь одной единственной семье ― Ною, его жене, трем их сыновьям и их женам. Огромный ковчег, сооруженный Ноем, должен был спасти избранных от потопа, несшего огромное разрушение. Согласно повествованию, лишь восемь людей смогли уберечься от этого яростного суда (Быт. 7:13, 22, 23; 1Пет. 3:20).

Человечество продолжало доказывать, что оно не заслуживает той участи, ради которой Бог даровал ему жизнь. (Согласно Быт. 10:8,9 (Септуагинта), Нимрод был «исполином» и «великим охотником» пред Господом. Его царство стало прототипом человеческого правительства, восставшего против Бога.)

Возведение Вавилонской башни, которая должна была достичь небес, стало первой попыткой человечества установить единое правление на земле. Автор Книги Бытия повествует, что эта попытка произвести впечатление на Божество окончилась неудачей, и Богу пришлось «сойти» с небес, чтобы взглянуть на этот ничтожный проект, начатый в Вавилоне (Быт. 11:1-9).

 

Энтони Баззард, «Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса»

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий