Истолкование Библии: проблемы объективности и доказательства


Боб Атли

Все вокруг нас исторически обусловлено. Полная объективность невозможна. Тем не менее, если мы сможем определить наши предубеждения или, по крайней мере, те сферы, в которых они могут проявиться, мы сможем и лучше контролировать их влияние на нас.

Поскольку у всех нас есть предрассудки и заблуждения, то нам становится очень легко увидеть в Писании только то, что мы хотим видеть, и пропустить новое и поучительное откровение истины в целом, которое, собственно, и представляет собой Божью цель для нас… Мы очень легко способны усмотреть в Писании наши собственные мысли вместо того чтобы извлекать из Священного Писания то, чему оно учит, и что вполне может ниспровергнуть эти наши мысли.

Существует достаточно много источников, откуда могут произойти наши предпосылки и предубеждения.

A.    Одним из основных факторов является наш тип личности. Это вызывает много путаницы и разногласий среди верующих. Мы ждем от всех, что они будут думать и рассуждать точно так, как это делаем мы. Есть очень ценная книга на эту тему — «Почему христиане дерутся за Библию», авторы Джон Ньюпорт и Уильям Кэннон [Why Christians Fight Over the Bible by John Newport and William Cannon]. Некоторые верующие очень логичны и хорошо организованы в мыслительном процессе, в то время как другие гораздо более эмоциональны и менее склонны к подробностям или систематизации. Тем не менее, все верующие несут ответственность за толкование Библии и за свою личную жизнь в свете её истин.

Б. Еще одним фактором является наше личное восприятие окружающего мира и опыт жизни в нем. На нас влияют не только наши личностные черты, но и то, кем мы являемся — мужчиной или женщиной. В результате изучения функций мозга теперь хорошо известно, как по-разному мужчины и женщины воспринимают их миры. И это оказывает влияние на то, как мы толкуем Библию. Кроме того, наш личный опыт или опыт тех, кто находится рядом с нами, тоже может повлиять на наше толкование Библии. А если мы пережили какой-то уникальный духовный опыт, то мы, конечно же, будем искать его на страницах Библии и в жизни других людей.

B. Тесно связано с различием типов личности различие в духовной одаренности (1Кор.12- 14; Рим.12:3-8; Еф.4:7,11-12). Часто наша одаренность напрямую связана с нашим типом личности (Пс.138:13-16). Духовные дары мы получаем при спасении (1Кор.12:4,7,11), а не при физическом рождении. Тем не менее, они могут быть связаны между собой. Духовная одаренность предназначена для того, чтобы мне быть благословенным служителем (1Кор.12:7) моим братьям и сестрам, но она часто способствует и возникновению конфликтов (1Кор.12:12-30), особенно в области толкования Библии. На то, как мы подходим к Писанию, тоже влияет наш тип личности. Некоторые обращаются к Писанию в поисках систематических категорий, а другие — для определения своих жизненных позиций, благочестия и глубокого религиозного чувства. Наши причины, по которым мы обращаемся к Библии, часто влияют на то, как мы её понимаем. Существует разница между преподаванием в воскресной школе для детей пятилетнего возраста и подготовкой серии лекций для университета. Однако процесс истолкования должен быть тот же самый.

Г. Еще одним важным фактором является наше место рождения. Существует так много культурных и богословских различий даже в пределах одной страны, но это еще и умножается другими культурами и национальностями. Часто мы приобретаем сильные предубеждения из нашей культуры, а не из Библии. Двумя хорошими современными примерами этого являются американский индивидуализм и американский капитализм.

Д. Как влияет на нас место нашего рождения, точно так же на нас влияет и время нашего рождения. Культура — это достаточно переменчивый и подвижный фактор. Например, люди даже из одной и той же культуры и географической области могут быть серьезно затронуты «проблемой отцов и детей». А если умножить этот «конфликт поколений» на века и культуры со времен Библии и до наших дней, то вероятность ошибки становится весьма значительной. Мы все находимся под воздействием научного мышления и наших социальных форм и норм, свойственных двадцать первому веку. Каждая эпоха имеет свою собственную «изюминку». Однако, когда мы подходим к Библии, мы должны понять именно её культурную обстановку ради правильного толкования библейских текстов.

Е. На нас влияет не только география, время и культура, но и обучение и воспитание, которое мы получаем от своих родителей. Влияние родителей настолько сильно, что иногда оно приносит даже отрицательный эффект. Их предубеждения часто передаются их детям, но бывает и так, что дети полностью отвергают учение и образ жизни своих родителей. Если добавить к этой смеси еще и конфессиональные факторы, становится понятно, какими «предубежденными» мы можем стать. Печальное разделение христианского мира на отколовшиеся друг от друга группы, каждая из которых претендует на исключительный авторитет и превосходство по отношению ко всем другим, породило множество проблем в толковании Библии. Многие знают, что именно, как они уверены, говорит Библия, еще до того как они начали читать или изучать её лично, потому что до этого они уже подверглись внушению с позиций совершенно конкретного вероучения. Традиция сама по себе не является ни чем-то хорошим, ни плохим. Она нейтральна и может быть очень полезной. Однако, каждому поколению верующих должно быть позволено проанализировать её в свете Библии; традиция может защитить нас или связать нас (фильм «Скрипач на крыше»).

Ж. Каждый из нас был и продолжает находиться под воздействием греха и мятежности, откровенно или непреднамеренно, сознательно или бессознательно. На наше истолкование Библии всегда влияет наша духовная зрелость или отсутствие таковой. Даже на самых христоподобных верующих может повлиять грех, а у большинства плотских верующих всё же присутствует свет живущего в них Святого Духа. Каждый из нас, надо надеяться, намерен продолжать возрастать в своих отношениях с Богом через Христа посредством Духа. Мы должны ходить в том свете, который у нас уже есть, будучи всегда открытыми для еще большего света, получаемого из Священного Писания посредством Духа. Наше истолкование, безусловно, будет изменяться и трансформироваться, чем дольше мы живем и чем больше мы общаемся с народом Божьим и Самим Богом.

Если у Вас не было новых мыслей о Боге на протяжении несколько лет, вы представляете собой «мертвый мозг»!

 

Боб Атли, Учебник по толкованию Библии, профессор герменевтики (истолкование Библии), Перевод с английского: А.Д. Шадов, бакалавр (МБС), пастор

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий