Прощение не отменяет автоматически необходимости загладить вину

проститьКогда уместно возмещение?

Конечно же, возмещение уместно всякий раз, когда зло причинило реальную потерю. Дарование прощения за вину оскорбления не отменяет автоматически необходимости загладить вину, особенно если потеря оскорбленной стороны поддается количественному определению. Или же ущерб был нанесен умышленно (как при краже), или случайно (по неосторожности), он должен быть возмещен.

В Ветхозаветном законе в большинстве случаев возмещение было как можно ближе к реальному ущербу (Лев. 24:1821). Если неосторожность человека привела к смерти вола ближнего, он должен был возместить ближнему стоимость вола (Исх. 21:3334). Умышленное воровство каралось дополнительным возмещением. Укравший деньги должен был заплатить дополнительные двадцать процентов (Лев. 6:45; Числ. 5:67). Кража животных (особенно если украденные животные были убиты) требовала четырех и пятикратного возмещения (Исх. 22:1).

Закхей предложил четырехкратное возмещение тем, кого он обманул, то есть намного больше, чем того требовал закон (Лук. 19:8). Такое желание возместить ущерб должно сопровождать всякое истинное признание проступка.

Возмещение никогда не должно считаться похвальным актом искупления вины. Цель возмещения — просто восстановить цену утраченного. По закону Моисея, когда требовалось возмещение, превышающее реальную стоимость ущерба, при возмещении преследовалась цель и наказать, и удержать от повторения злодеяния.

Тот, кто прощает, конечно же имеет свободу от него отказаться и предпочесть терпеть лишение, не требуя возмещения. Но это решение оскорбленного человека.

Обидчик, если он действительно покаялся, должен быть готовым, насколько возможно, возместить убытки (ср. Матф. 18:26, 29).

Каким может быть возмещение, если грехом была ложь, клевета, непочитание родителей или другой грех, при котором нет количественного ущерба?

В некоторых случаях материальное возмещение невозможно, и тем не менее вина должна быть заглажена. Ложь должна исповедоваться и истина сообщаться как минимум настолько широко, насколько распространилась ложь. Исправление клеветы должно сопровождаться искренними усилиями восстановить честь и репутацию оскорбленного человека.

Во всех таких случаях возмещение начинается с простого признания проступка и готовности сделать все необходимое для восстановления справедливости.

Джон Мак-Артур,

Свобода и сила прощения. Славянское Евангельское Общество 2005, Перевод: С. Омельченко

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий