Завет с Ноем — завет сохранения человечества

ной2Важная особенность отношений Бога с Ноем состоит в том, что соглашение между ними о можно охарактеризовать как завет сохранения. Этот аспект Ноева завета становится очевидным, благодаря тому, как ответил Бог на благодарственное жертвоприношение Ноя по окончании потопа:

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся (Быт. 8:20-22).

Этим установлением Бог берет на Себя обязательство сохранять землю и существующий порядок до конца времен.

В некотором смысле, объяснение, которое дает Бог Своему намерению никогда более не проклинать землю, кажется непоследовательным. Бог не станет поражать землю, “потому что помышления сердца человеческого — зло от юности его.” Можно было бы ожидать, что Бог решит постоянно карать землю из-за упорства человека во грехе.

Однако Бог знает, что проблему греха никогда не решить с помощью проклятия и наказания. И если должно явиться истинное избавление от нечестия греха, необходимо до того времени сохранить землю, избавив ее от разрушительных наказаний, подобных потопу.

Во дни Ноя Бог осуществил Свое право справедливо карать виновных не потому, что неспособность наказания искоренить грех была Ему неизвестна. Господь точно знал состояние человеческого сердца и до потопа. И Он, конечно же, понимал, что наказание не может полностью изменить человеческое сердце (Быт. 6:5-7).

И все же Бог навел на землю потоп, чтобы дать верное представление о конечной судьбе грешного мира. Это катастрофа позже стала примером окончательного возмездия за грех; она дает основания опровергать слова насмешников, которые сомневаются в неотвратимости расплаты (см. 2Пет. 3:4-6).

Отношение Бога к человеку после потопа нужно рассматривать, принимая во внимание этот всеобщий аспект. Человек греховен, склонен к саморазрушению и достоин наказания. Но Бог в Своей милости и благодати определил, что сохранит его жизнь и будет содействовать умножению его потомства.

Божье обязательство сохранить человека после потопа очевидно из определений в Книге Бытия, 9:3-6:

Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Бытие 9:3-6).

Вся сотворенная жизнь священна. Но наивысшей ценностью обладает жизнь человека. Для поддержания своей жизни человек волен есть все, что живет на земле (ст. 3). Но к жизни сотворенных существ, которую олицетворяет их кровь, следует относиться с благоговейным почтением, поскольку жизнь исходит от Бога!

Это, в частности, означает, что для человека или животного, совершившего убийство, предусмотрены особые наказания (ст. 5). Бог требует, чтобы кровь того, кто пролил человеческую кровь, была пролита рукою человека.

Забота о сохранении человечества прямо не названа причиной этого требования. Причина его глубже. Убийца должен умереть, поскольку в человеке запечатлен образ Божий.

Однако и забота о сохранении человеческого рода играет важную роль в этом законе. В следующем стихе вновь повторяется указание, данное Ною и его семье: “плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю” (ст.7; ср. с Быт. 9:1). Для того, чтобы это божественное повеление могло быть исполнено, человечество необходимо защитить от стремления к убийству, которое, несомненно, свойственно и человеку, и животным в этом грешном мире. Когда убийцу лишают жизни, этим подчеркивают святость человеческой жизни и сохраняют человечество для будущего.

Ранее Бог оставлял только за Собой право отмщения за убийство. В случае с Каином Он говорит, что всякого, кто убьет Каина, ждет наказание (Быт. 4:15). Но теперь Бог намеренно возлагает ответственность за совершение возмездия над преступником на самого человека. Чтобы предотвратить вырождение человечества и не допустить полного саморазрушения, необходимо возвести соответствующие преграды для человеческой испорченности. По мудрости Божьей казнь убийцы становится серьезным препятствием для порока, грозящего затопить мир.

Хотя в обращенных к Ною словах нет подробно разработанной теологической концепции о роли государства, ее основной принцип в этом отрывке, безусловно, заложен. гм По сути дела, Бог учреждает временную власть государства как Свое орудие, исходя из настоятельной необходимости сдерживать зло. Сила меча, впервые вложенного в руки человека, устрашает потенциального преступника и сдерживает его сознательную деятельность во зло.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих Заветов,

Теологическая Семинария Ковенант Сент. Луис, Миссури Copyright, 1980

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий