Он будет делиться им и утверждать его везде и всегда.
Бог Есть
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит.22:6)
Сегодня многие признают непреложную истину, что уважение между членами семьи — это необходимая часть крепкого, счастливого христианского дома. Без уважения невозможно успешно воспитать в детях способность преодолевать житейские трудности.
Необходимость уважения проходит красной нитью почти через все книги, посвященные браку и семье. Эта же идея присутствует и в Библии, где ее передают такие слова, как “слава» и “честь», а также “страх Господень». Слова “страх Господень» в Библии всегда несут идею уважения и почтения. Значение уважения между всеми членами семьи нельзя преувеличить.
Отец должен уважать мать: Петр призывал всех мужей «обращаться благоразумно с женами, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…” (1 Пет. 3:7). В рассказе о «добродетельной жене» в Прит. 31 говорится, что ее муж встает и “ублажает ее» (ст. 28).
Мать должна уважать отца. Павел ясно сказал: «А жена да боится [должна уважать] своего мужа» (Еф. 5:33). В 1 Пет. 3 целый ряд стихов посвящен тому, как жена должна относиться к мужу-нехристианину (ст. 1-6). Вот его начало: “Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы [они]… житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (ст. 1, 2). Если христианка должна уважать мужа-нехристианина, то какое же глубокое уважение должна испытывать верующая жена к верующему мужу!
Дети должны уважать своих родителей. Самое известное учение на эту тему мы находим в Еф. 6: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это — первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»” (ст. 1-3).
Кроме того, родители должны уважать своих детей. В Еф. 6:4 Павел обращается к отцам: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем”. Или, как читаем в одном из пересказов Библии: “Не ругайте ваших детей день и ночь и не придирайтесь к ним, заставляя их только злиться и упорствовать». А в Кол. 3:21 он пишет: “Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Неуважительное отношение некоторых родителей к своим детям является прямым нарушением этих стихов. Они обзывают своих детей “тупицами” и «лоботрясами”. Они постоянно вспоминают их прошлые проступки несмотря на то, что уже давно наказали их за те ошибки. В разговоре с другими они негативно отзываются о своих детях.
Джеймс Добсон в своей книге “Не бойтесь наказывать» пишет: «Нельзя привить уважение, если оно направлено только в одну сторону; это должна быть улица с двусторонним движением. Мать не может требовать от своего ребенка уважения к себе, если сама не будет уважать его. Она должна бережно относиться к его внутреннему миру, никогда не унижать и не ставить в неловкое положение перед его друзьями. Наказывать обычно следует подальше от злорадных посторонних глаз. Ребенка нельзя безжалостно высмеивать. Его глубоким чувствам и настоятельным просьбам, даже если они неразумные, следует давать честную оценку. Он должен чувствовать, что его родители “действительно заботятся обо мне»».
Родители, желающие, чтобы их уважали, должны сами проявлять уважение.
И, наконец, дети должны уважать друг друга. Принципы, изложенные в Рим. 12:10, должны быть разумеющейся и требуемой позицией в семье: «Будьте братолюбивы друг ко другу… в почтительности друг друга предупреждайте». Разные мнения возможны и допустимы, но только не неуважение. Родители должны сначала научить уважению ко всем домашним, а затем уважению и ко всем людям вообще.
Концепция уважения содержится и в нашем тексте, в словах “при начале пути его».
Давайте вдумаемся в то, что означает фраза “путь его». Обычно мы ее понимаем так, что речь идет о правильном пути, или о пути Божьем. Это несомненно, что мы должны наставлять наших детей в правильном пути — в этом суть всей притчи. Но смысл фразы не только в этом. Словом «путь» переведено древнееврейское слово, смысл которого — “характерная черта, манера, образ действий”. Это слово употреблено в Прит. 30:19, где говорится о “пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря…”. Глагольная форма этого слова употреблена в Пс. 7:13 и 10:2, где говорится о лучниках, натягивающих свои луки. «Напрягает» и “натянули” — это перевод глагольной формы слова “путь» из Прит. 22:6. Таким образом, “путь» в Прит. 22:6 подразумевает характерное свойство или образ действий ребенка. Некоторые называют это “склонностью, стремлением, влечением”. И вся фраза, в таком случае, означает “согласно, с учетом, в соответствии с” его влечением.
Теперь обратимся к слову “его»: “при… пути его”. Задача воспитания каждого ребенка не в том, чтобы заставить его стать тем, кем мы сами когда-то хотели стать, или потребовать от нее, чтобы она осуществила наши мечты. Наша задача — наставить каждого ребенка в соответствии с «основным свойством его темперамента и личности” (Хейм Джинотт).
Из этой части нашего текста можно почерпнуть ряд важных истин. Давайте рассмотрим пять из них.
(1) Каждый ребенок уникален; все дети разные. В прошлом я говорил родителям, что их дети — это “чистые листы бумаги”, на которых можно написать что угодно. Библия и жизнь убедили меня, что я преувеличивал. Каждый ребенок рождается с определенными, данными ему Богом особенностями и наклонностями. Господь сказал Моисею: “Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?” (Исх. 4:11; см. также Ис. 44:24). Даже в одной и той же семье каждый ребенок уникален. Вспомните, как непохожи были Каин и Авель, Исав и Иаков, Авессалом и Соломон. А разве в вашей семье дети не отличаются друг от друга? Отличаются, и вы это знаете.
(2) Каждого ребенка нужно уважать как личность. “Не такой, как другие» — не значит хороший или плохой, лучше или хуже; “не такой” — это просто “не такой”. И так как каждый ребенок уникален, мы должны уделять каждому ребенку особое внимание. Так как каждый ребенок уникален, мы должны стараться избегать сравнений не в его пользу. Так как каждый ребенок — личность, мы должны стремиться увидеть сильные стороны этой личности. Например, упрямый ребенок в будущем может иметь более твердые убеждения; ребенок с большими перепадами в настроении может обладать более сильным творческим потенциалом. Какими бы ни были отличия, каждого ребенка следует принимать таким, какой он есть.
(3) Каждого ребенка следует наставлять (воспитывать) с учетом этих отличий. За долгие годы мне не раз приходилось слышать родительские жалобы: “Мы воспитывали всех наших детей одинаково, а Ваня [или Маша] пошел по плохой дорожке. И мы не можем понять, почему!” Я не хочу никого обидеть, но, может быть, проблема именно в том, что они воспитывали всех своих детей “одинаково». Некоторые аспекты воспитания должны быть одинаковыми для всех, но другие могут и должны быть разными. Например, мы не имеем права изменять Божьи принципы добра и зла, так же как не должны “играть в любимчиков» с нашими детьми. С другой стороны, мы можем варьировать свои методы наставления ребенка «на путь его» и на Божий путь. Мы можем максимально развивать хорошие черты каждого ребенка и перенацеливать нежелательные. Мы можем использовать поощрения и наказания с учетом того, как это действует на каждого ребенка.
(4) Каждый ребенок заслуживает нашего понимания. Мы должны узнать каждого ребенка индивидуально, лично и глубоко. Без этого мы не можем показать ему, что мы любим его, без этого мы не можем его эффективно наказывать, без этого мы не можем воспитать его. Как узнать наших детей? Кое-что о конкретной возрастной группе могут рассказать нам книги. Полезно бывает вспомнить, какими мы сами были в этом возрасте. Однако ничто не может заменить совместно проведенного с нашим ребенком времени, как качественного, так и количественного: занимайтесь с ним каким-нибудь совместным делом, наблюдайте за ним — и во всякое время будьте чуткими к нему.
Как утверждает Чарльз Суиндолл, чтобы понять наших детей, мы должны знать, что “единственный самый необходимый компонент — это чуткость. Родителям, по-настоящему чутким к своему ребенку, обычно нетрудно его понять». Далее в своей книге “Вы и ваш ребенок» он пишет о родительской бесчувственности: «Но бывает толстокожесть другого рода… куда более серьезная, чем физическая. Это родительская толстокожесть… отсутствие контакта, неосведомленность, неумение и нежелание вникнуть и понять. Одним словом, бесчувственность. Под «родительской толстокожестью» я разумею распространенную проблему, когда родители не замечают своих детей, когда они скучны, озабоченны и безразличны к особенностям и нуждам своих детей».