Бог Наш Единый.
Бог Есть, Администратор
Ричард Тренч в своей классической работе Синонимы Нового Завета указывает, что единственным новозаветным словом, выражающим Божество в абсолютном смысле, является теотес (Кол. 2:9), которое [в русских Библиях] переводится как “Божество» и происходит от теос — “Бог”, “Тот, кого просят, умоляют”.
Какая глубина заключена в слове “Божество», теперь уже не знает ни один человек. Софар задавал Иову нелегкие вопросы: “Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов 11:7). Павел писал, что никто не может оспорить тот факт, что “велика благочестия тайна» (1 Тим. 3:16). Он вообще отказывался понимать полноту Бога в этой жизни: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим. 11:33).
Тем не менее, на практике Бог ждет, что мы познаем Его. Только в этом случае мы можем попасть на небеса. “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Любящий Бог не требует невозможного, и Его требования не обременительны (1 Ин. 5:3). Путник, даже самый бесхитростный, может прийти к спасительному познанию Бога (Ис. 35:8). “Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф. 5:17).
СЛОВО “ЭЛОХИМ”
Если греческое слово теос означает “тот, кого просят, умоляют”, то еврейское элохим передает аналогичную мысль: «тот, кого боятся», “тот, кого глубоко почитают”. Таким образом, форма элохим означает существо, которому поклоняются. Однако это слово стоит в грамматической форме множественного числа и буквально переводится “боги”, как в Исх. 20:3: «Да не будет у тебя других богов [элохим] пред лицом Моим”. Точно такая же форма встречается в Быт. 1:1: “В начале сотворил Бог [элохим] небо и землю».
Из-за этой формы множественного числа некоторые пытаются обвинить Библию в том, что она учит многобожию. Соответственно, они бы так перевели Быт. 1:1: “В начале сотворили боги небо и землю”. Так как в других местах Библии категорически указывается, что есть только один истинный Бог (Втор. 6:4; 1 Кор. 8:6), то ни один ученый никогда не переводит Быт. 1:1 со словом “боги».
Если Быт. 1:1 не учит многобожию, тогда почему слово элохим стоит во множественном числе? Археологические данные показывают, что, кроме обычного множественного числа, древние использовали уважительное множественное, множественное почитания. (как в русском языке: не «ты», а уважительное «вы») Множественное почитания встречается также в Быт. 42:30, где братья Иосифа буквально говорят: “[Тот человек,] начальствующие над тою землею говорили с нами сурово». Слово “начальствующие» Моисей написал во множественном числе, но в контексте оно относится только к одному лицу, Иосифу. Поэтому переводчики изменили множественное число на единственное, переведя фразу как “Начальствующий над тою землею».
В единственным числе слово элоах, обозначающее Бога, в Писаниях появляется очень редко, а во множественном встречается 2570 раз. Теперь ясно, почему в Быт. 1:1 переводчики так единодушно используют единственное число и слово “Бог” пишут с большой буквы. Никто, из изучающих Библию не считает, что вселенную сотворил какой-либо бог или много богов.
ТРОИЦА
Множественное число элохим может иметь и другое значение. Хотя библейское Божество является единым (эхад во Втор. 6:4; хэйс в 1 Кор. 8:6), это также триединое Существо, Троица. В Быт. 1:26 Бог сказал: “Сотворим человека по образу Нашему”. Второй стих Библии упоминает Духа Божьего в качестве участника сотворения. Из других стихов (Ин. 1:3; Кол. 1:16) мы знаем, что и Иисус участвовал в сотворении. Тогда становится ясно, что Божество — это триединое Существо. Как три может быть одним, а один может быть тремя, Писания не открывают (Втор. 29:29), но этот библейский факт не подлежит сомнению.
БОГ ОТЕЦ
Непоколебимыми элементами веры, более ценными, чем единство братьев в узах мира, являются «один Дух… один Господь… [и] один Бог и Отец всех” (Еф. 4:4-6). Иисус не заявлял о Себе, что Он Отец. (Пророчество в Ис. 9:6 о Нем как об “Отце вечности» отражает Его вневременность). В понимании Иисуса тот, кого Он называл “Отцом”, был отдельным от Него Существом, на которое Он полагался и которому молился. Свои просьбы Он начинал словом “Отец” (как в Ин. 17:1), а в проповеди указывал слушателям на “Отца вашего» и на “Отца вашего Небесного» (Мф. 5:45, 48). Он учил Своих учеников называть Бога вселенной “Отче наш” (Мф. 6:9). На кладбище в Вифании “Иисус… возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня” (Ин. 11:41, 42).
В преддверии крестных мук Иисус нервничал: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое…” (Ин. 12:27, 28). Ложное представление о том, что Иисус являет Собой целое Божество, ясно опровергается голосом, ответившим на молитву Иисуса — голосом, который пришел с небес: “И прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Некоторым стоящим поодаль показалось, что они услышали гром, а другие подумали, что с Иисусом говорит ангел. Весь этот случай показывает, что между собой общались два члена Божества.
Некоторые в слове Авва, что по-арамейски означает «отец”, пытаются найти особую, необычайную близость. Однако в арамейском языке слово Авва имеет точно такое же значение, что патер в греческом и «отец” в русском. Очевидно, в Своей молитве в Гефсиманском саду Иисус использовал как арамейские, так и греческие слова (Mк. 14:36). Он молился Существу, которое было отделено от Него и которого Он считал властелином жизни и смерти. Он также верил, что то Существо, которое Он называл “Отче», имело силу прощать грехи; Он молился с креста о своих убийцах: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34). Совершенно ясно, что существует Высшее Существо, называемое “Бог Отец”, отличное от “Бога Сына» и “Бога Духа Святого».
БОГ СЫН
Как уже отмечалось, Бог Сын участвовал в сотворении, когда Бог Отец сказал: “Сотворим человека» (Быт. 1:26). Многие толкователи считают, что в Ветхом Завете вторая ипостась Божества известна как “ангел Господень» (см. Быт. 16:7; 22:15, 16; 31:11, 13; Исх. 3:2-4). Однако если бы ангел Господень был Богом Сыном, то Он бы не отказался от того, чтобы Ему поклонялись (Суд. 13:16). В отношении Иисуса Отец заповедал: “И да поклонятся Ему все Ангелы Божии” (Евр. 1:6). Ангел Господень был важным существом, но он не был вторым лицом Божества.
Перевод в Синодальной Библии слов Навуходоносора о четырех мужах в печи (“…вид четвертого подобен сыну Божию»; Дан. 3:25) заставляет некоторых считать, что вместе с Седрахом, Мисахом и Авденаго был Иисус. Очень может быть, что и был, но буквальный перевод этих слов таков: “вид четвертого подобен сыну богов» (в Современном Переводе — “…подобен ангелу”). Такой перевод больше соответствует тому, что известно о Навуходоносоре: маловероятно, чтобы языческий царь знал о втором члене Божества, Сыне Божьем.
Однако то, что второй член Божества действовал в дни Ветхого Завета, совершенно ясно. Он был не только Творцом, но впоследствии присутствовал с израильтянами в пустыне, и Павел назвал Его духовным камнем, из которого они пили (1 Кор. 10:4).
В некотором смысле все люди являются сынами Божьими (см. Лк. 3:38), и ангелы тоже сыны Божьи (Иов 1:6; 2:1); но в определенном смысле Иисус является единственным Сыном Божьим (Пс. 2:7; Ин. 1:18). Он единственный в Своем роде, уникальный. Физически он был рожден от Марии Святым Духом (Лк. 1:35), но волнующее предсказание радующегося Отца («Я ныне родил Тебя”; Пс. 2:7) никак не связано с Вифлеемским рождением. Это образное выражение небесной радости (сравнимое со счастьем объявления о рождении ребенка в семье) по поводу воскресения Иисуса, коронования Его царем и помазания Его священником (Деян. 13:33; Евр. 1:5; 5:5).
Как второй член Божества, Он никогда не рождался в буквальном смысле. Рожденный сын не может быть одного возраста с отцом. Если бы Иисус был рожден, Он не был бы первым (Отк. 1:17), Он не был началом Божьего творения, а был его Начинателем (Отк. 3:14). Он Сам был началом (Отк. 22:13). Ничто не предшествовало Ему, потому что Он вечен (Мих. 5:2; Отк. 1:17). Поэтому Сыном Божьим Иисус может называться только образно. В том смысле, в котором Он является Сыном Божьим, Он выше всех людей, выше ангелов и не ниже Божества. Он не менее божествен, чем Бог Отец и Бог Дух.
В другом волнующем пророческом высказывании Бог Отец записал, что Он скажет в день восшествия Своего Сына на престол в день Пятидесятницы в 30 году н. э.: “Престол Твой, Боже, вовек» (Пс. 44:7). Отец называл Иисуса Богом, что подтверждает автор Послания к евреям: «А о Сыне: «престол Твой, Боже, во веки веков»” (Евр. 1:8).
Еще одно предсказание о грядущем Христе (что Он будет Сыном девственницы; Ис. 7:14) говорит о Его божественности, ибо, не будучи рожденным от девственницы, Он был бы не более божествен, чем все мы. Тот же самый пророческий стих дает Ему имя “Эммануил”, которое в Его случае отражает божественность: “С нами Бог” (Мф. 1:23). Вот другие имена Иисуса, которые не подходят для простого смертного: “Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6, 7).
Еще одно пророчество о пришествии Божества во плоти дано Михеем. Он предвидел Родившегося в Вифлееме, который родом не оттуда, но чье происхождение из древности, даже «от дней вечных” (Мих. 5:2).
Мы уже цитировали Пс. 2:7, где Иисус ясно, хоть и образно, назван Сыном Божьим. Тот же самый титул громко произнес Отец во время крещения Иисуса, а потом еще раз на горе Преображения (Мф. 3:17; 17:5). В том же самом особом смысле Божества ученики провозгласили Иисуса Сыном Божьим, когда увидели, как Он идет по воде (Мф. 14:33). В Кесарии Филипповой Петр тоже исповедал плотника из Назарета Божеством (Мф. 16:16).
Точный перевод стиха, в котором свидетели Иеговы свели Иисуса до «одного из богов» (Ин. 1:1), сделанный людьми, глубоко изучившими Библию, показывает, что Иисус был “Богом”. В своей необоснованной попытке избежать понятия Троицы свидетели Иеговы стали политеистами. Пытаясь умалить Иисуса, вместо Бога называя Его неким “богом” (как они говорят, в соответствии с греческим), они не могут справиться со стихом 6, потому что не осмеливаются перевести, что Иоанн Креститель был человеком, посланным от “бога» (а греческий здесь тот же). И далее, у них не хватает смелости утверждать, что в Ин. 20:28 Фома сказал Иисусу: «Господь мой и один из богов!” (где греческий все тот же). Сами-то они считают, что Иисус был просто каким-то “богом”, но опасаются утверждать, что и Фома думал так же.
Враги Иисуса противились всякому, кто делал Его равным Богу (Ин. 5:18), но Павел утверждал, что природа Христа такова, что Он “не почитал хищением быть равным Богу” (Фил. 2:6). В этом смысле Иисус и говорил, что Он и Отец — одно (Ин. 10:30). Они не были одной личностью, но были одно в том смысле, что Иисус целиком имел ту же божественную природу, что и Его Отец.
То, что Иисус приравнивал Себя к Отцу, ясно понимали те, кто хотел побить Его камнями, ибо они понимали, что Он называл Себя “Богом” (Ин. 10:33). Как земной сын имеет плоть и кровь своего отца, так и Иисус имеет ту же природу {характер тес хипостасеос ауту; Евр. 1:3), что и Его Отец, — является точной копией Его естества.
Арий в IV веке доказывал, что Иисус был “как» (хомойос) Его Отец, но Афанасий утверждал, что у Него “то же» (хомнос) естество, что и у Его Отца. Арий и Афанасий были отцами церкви, между которыми возник спор в отношении вечной природы Христа. В 325 г. Никейский собор официально осудил идею Ария о том, что Христос был подчиненным, сотворенным существом и не разделял Божью вечную и божественную природу. В Иисусе не было недостатка полноты Божества, потому что в Нем обитала “вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).
БОГ ДУХ СВЯТОЙ
В физическом сотворении участвовали не только Бог Отец и Бог Сын, но и Существо, названное Духом Божьим (Быт. 1:2), которое носилось над водою, покрывавшей землю. Это Существо участвовало в сотворении жизни (Пс. 103:30; Иов. 33:4). Святой Дух пребывал в Израиле, вдохновляя судей и пророков (Чис. 11:17, 25, 29; 2 Цар. 23:2; Агг. 2:5), но Израиль возмутился и огорчил Святого Духа (Ис. 63:10, 11). Давид молился, чтобы Святой Дух не оставил его (Пс. 50:13).
Это Существо в виде голубя спустилось на Иисуса в то день, когда Он крестился (Мф. 3:16); таким образом, Иисус получил Духа в совершенной полноте (Ин. 3:34). Его проповеди и Его дела милосердия были возможны отчасти благодаря тому, что, как Он сказал, «Дух Господень на Мне» (Лк. 4:18; см. Деян. 10:38).
Предвидя, что скоро оставит землю, Иисус пообещал Своим апостолам Святого Духа, назвав Его Духом истины и Утешителем, которого мир не может принять (Ин. 14:16, 17). Он наставит апостолов на всякую истину, напомнив им то, чему их учил Иисус, и откроет будущее (Ин. 14:26; 16:13). Сошествие на них Духа будет названо “крещением” (Деян. 1:5), и от Него они получат силу (ст. 8). Его действие через апостолов будет названо “служением Духа» (2 Кор. 3:8; см. Славянское Евангельское Общество). Хула на Него непростительна (Мф. 12:32). Члены новозаветной церкви получили Духа (Ин. 7:39; Деян. 2:38; 5:32; Гал. 4:6), но в некотором смысле это отличалось от пребывания Духа в Давиде.
У Духа нет плоти и костей (Лк. 24:39), и все же у Духа есть разум, отдельный от двух других членов Божества (Рим. 8:27). Он знает все (1 Кор. 2:11). Он может слышать, говорить и молиться (Ин. 16:13; Рим. 8:26). Его можно оскорбить (Еф. 4:30). Он вечен (Евр. 9:14; Славянское Евангельское Общество). Лгать Ему — значит лгать Богу (Деян. 5:3, 4). Поскольку Он не менее божествен, чем другие члены Божества, Иисус особо указал, что во время торжественного момента водного крещения надо призывать также и имя Духа:
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18-20).
ВЗАИМОСВЯЗЬ
Как же взаимосвязаны между собой три члена Божества? Хотя у Отца, Сына и Духа одна природа (то есть все они суть Божество, Бог), у них разная власть. Сейчас, в новозаветную эру, Христос наполняет все (Еф. 1:23) и является всем во всем (Кол. 3:11). Не чтить Сына — значит не чтить Отца (Ин. 5:23); и все же Христос принадлежит Отцу (1 Кор. 3:23), а Отец есть Его глава (1 Кор. 11:3). Бог больше Иисуса (Ин. 14:28): Он больше всех (Ин. 10:29) и над всеми (Еф. 4:6). На небесах Иисус покорится Покорившему все Ему (1 Кор. 15:28).
Оба, Отец и Сын, послали Духа в мир (Ин. 14:16; 15:26), и во всем, что Он делает, Он прославляет Иисуса (Ин. 16:14). Поэтому не подобает молиться, обращаясь к Святому Духу. Теперь, по Божьей воле, все должно быть сосредоточено на Сыне. У Отца верховная власть, но Он соизволил, чтобы на время, в эпоху христианства, Его Сын возвысился даже над Ним Самим. Такое положение сохранится и на судный день, потому что Сам Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22). И потом, когда время снова уступит место вечности, опять будет действовать божественный порядок власти (Отец первый, Сын второй и Дух третий).
«Ибо [во Христе] обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).