Что думают люди о сравнительной эффективности государства и частной собственности.
Денис Волков, социолог, эксперт Левада-центра.
По прошествии более четверти века существования в рыночных условиях граждане России, несмотря на все сложности нового уклада, недоверие к приватизации и крупному бизнесу, в большинстве своем считают частные предприятия более эффективными, чем государственные.
Согласно нашему исследованию, таких взглядов придерживается половина населения (иначе считают 38 %). Соотношение симпатизантов частных и государственных предприятий в среде самых молодых респондентов составляет 62 к 26 %: для людей, родившихся и выросших при рыночной экономике, преимущества всего частного, как правило, аксиоматичны. Среди предпринимателей аналогичное соотношение: 65 к 29 %, среди учащихся — 71 к 20 %. Позитивные представления об эффективности государственных предприятий сосредоточены в наименее обеспеченных слоях населения и среди самых пожилых (особенно в группе от 65 лет и старше): учащиеся и пенсионеры, самые молодые и самые пожилые респонденты, обнаруживают диаметрально противоположные взгляды на этот вопрос.
На первый взгляд, оценка большинством респондентов эффективности частного и государственного противоречит другой их позиции: две трети опрошенных оценивают роль государства в российской экономике как недостаточную (рис. 4 35). Об избыточной роли говорят лишь 11 %, в то время как 17 % вполне удовлетворены сегодняшним положением дел. Во всех группах — социальных, профессиональных, доходных, гендерных и т. д. — большинство считает роль государства недостаточной. (Подробнее см.
Однако и здесь возраст, имущественное положение, место проживания, род занятий имеют значение. Роль государства склонны оценивать как избыточную следующие категории респондентов: молодые; успешные; жители больших городов, особенно Москвы; предприниматели; руководители; учащиеся.
Повторяется та же закономерность, что и в предыдущем вопросе: чем моложе респондент, чем состоятельнее, чем выше его социальная активность — тем чаще он выступает против увеличения присутствия государства в экономике.
Недавно Центр Карнеги и «Левада-центр» провели совместное исследование мнений бизнесменов. В ходе него респонденты — владельцы и управляющие российских и зарубежных компаний — выступали за сокращение государственного присутствия в российской экономике, влекущего за собой такие проблемы, как монополизм, неоправданные преференции игрокам, связанным с государством, искажение рыночной конкуренции, что в итоге ухудшает деловой климат 36. Всё это бизнесмены знают по опыту своей работы, которого нет у большинства российских граждан.
Итак, с одной стороны, люди говорят, что государства в экономике должно быть больше. С другой — те же самые люди утверждают, что государство неэффективный собственник. Как это можно объяснить? Наше предыдущее совместное исследование о готовности к переменам 38 показывает: массовая поддержка государственного регулирования вызвана непониманием того, как еще можно добиться улучшений социально-экономической ситуации и как в принципе работает экономика.
Базовая задача государства, с точки зрения граждан, — повышение уровня жизни (то же исследование о готовности к переменам свидетельствует, что именно это должно быть, по мнению респондентов, главной целью преобразований в стране). Такой узкосоциальный подход заслоняет все остальные сопутствующие цели. Ведь большая часть населения — люди относительно бедные, и их в первую очередь волнуют материальные проблемы, а не высокие материи. По сути, пожелания большего присутствия государства в экономике тождественны надеждам на дополнительные социальные гарантии и помощь со стороны государственной власти.
Неважно, что государство неэффективный собственник. Важно, что государственное распределение — главный (если не единственный) понятный способ или шанс улучшения благосостояния рядового гражданина. Да, спрос на более адекватную регулятивную среду есть, как и стремление видеть в государстве источник качественных сервисов. Да, конечно, хорошо бы в такой комфортной среде с государством — «ночным сторожем» работать на себя (и уж точно, чтобы дети работали на себя, а не «на дядю»). Но это в идеале. А на практике, несмотря на высокую степень недоверия к государственным институтам и бюрократии 39, пусть государства будет больше как источника благ. Так вернее и понятнее. Тем более что оно все равно сильно задолжало гражданам.
Данные другого исследования «Левада-центра» об отношениях государства и граждан (август 2018 года) 40 свидетельствуют о том, что большинству россиян от государства нужна скорее забота, чем установление единых «правил игры»: соотношение здесь 62 к 30 %. Но, во-первых, эта пропорция не столь уж впечатляющая, а во-вторых, патерналистские установки постепенно сдают позиции: в 2001 году соотношение «забота — правила игры» составляло 71 к 19 %. Прогресс за 16 лет колоссальный.
Словом, принципиального неприятия самостоятельности у людей нет. Но нет и условий, которые бы могли привести к развитию креативного потенциала частного человека, — а поэтому надеяться на государство даже рационально. К тому же само государство всячески поощряет патернализм, а условия для предпринимательской и вообще любой индивидуальной активности пока лучше не становятся.