Чтобы не было страха, когда не останется времени и энергии, которые надо отдать Богу.
Бог Есть, Администратор ·
(Еккл. 11; 12)
Давайте поразмыслим над всеми выводами, к которым пришел Соломон, наблюдая и испытывая все на себе. Он все испробовал и познал — путем проб и ошибок, равно как мудростью и опытом — что важно, а что нет.
Методически, почти по-научному, он приступает к исследованию счастья. И на склоне лет подготавливает отчет об этом исследовании, желая обнародовать свои открытия. Тысячи людей после Соломона проводили подобный анализ и приходили к подобным выводам, но не было среди них столь убедительных и столь вдохновенных, как эти. Слова Соломона всегда современны. Если мир будет существовать еще миллионы лет, то и тогда его мысли останутся такими же истинными и полезными, какими они были с момента их написания.
Главы 11 и 12 не оставляют сомнения в том, что ответы на жизненные вопросы можно найти только в Боге. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Господу (Пс. 23:1). Все мы — Божье творение. Если мы хотим знать, почему мы здесь, нам нужно лишь заглянуть в руководство изготовителя, в Библию.
ПОЛОЖИТЕСЬ НА БОГА (11:1-6)
Глава 11 начинается так: “Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его». Выбрасывать хлеб в воду кажется бессмысленным. Он поплавает несколько мгновений, а затем исчезнет навсегда. Что хорошего в том, чтобы бросать хлеб в воду? Но именно это и хочет показать Соломон: некоторые добрые дела кажутся настолько бесполезными, что вроде бы нет оснований для того, чтобы их делать. Результаты того, что мы делаем, увидеть можно далеко не всегда. Мы не можем их оценить, потому что не знаем, какое применение Бог найдет нашим делам. Нам не дано понять Божьи дела. Павел говорил: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог” (1 Кор. 3:6). Если мы неустанно будем трудиться для Бога, даже если это кажется бесполезным, мы в конечном итоге пожнем добрый урожай.
Далее мы находим такой совет: «Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле» (11:2). Числа “семь» и “восемь» взяты произвольно и означают: “столько, сколько есть». Мы должны делать столько добра, сколько можем, потому что не знаем, когда нам самим может понадобиться помощь. Мы не в состоянии изменить ход вещей в природе. Когда облака переполняются, они проливаются дождем (11:3). Нам неизвестно, куда упадет дерево. Молния может ударить в него, или же ветер вырвет его с корнем. Но куда бы оно ни упало, там оно и останется (11:3). Явления природы, не подвластные управлению с нашей стороны, могут в любое время лишить нас всего.
Именно такое отношение к жизни побудило первых христиан продавать свое имущество и отдавать деньги апостолам, чтобы те распределяли их среди нуждающихся (Деян. 2:44, 45; 4:32-37). Если те, кто давал, окажутся в трудном положении, то им помогут другие. Это Божий план страхования.
Тот, кто чрезмерно полагается на законы природы, может вообще не выполнить намеченной работы. Если слишком долго ждать, когда утихнет ветер, то можно не провести вовремя сев. Собирающиеся тучи могут заставить нас отложить сбор урожая из-за боязни дождя. Глупо вообще не учитывать неблагоприятных природных явлений, но чрезмерная озабоченность по поводу возможных трудностей может отбить охоту хоть как-то действовать.
Мы не понимаем всего, что происходит в жизни (11:5). Мы не знаем, как действует человеческий дух или как формируются кости ребенка во чреве матери. Не дано нам понять и деяния Бога, Который все это делает. Но нельзя позволить, чтобы непонимание препятствовало нам в наших делах.
Нам нужно довериться Богу и продолжать трудиться. Мы должны начинать утром и так же старательно работать вечером. Нам не дано знать наперед, что будет более успешным. Это зависит от того, как Бог благословит наши усилия. Может случиться, что семя, посеянное вечером, будет таким же удачным, что и посеянное утром (11:6).
ВОЗРАДУЙТЕСЬ В ГОСПОДЕ СЕГОДНЯ (11:7-10)
Замечательно радоваться жизни (11:7, 8). Принято считать, что фраза “видеть солнце» означает “радоваться жизни”. Соломон неоднократно ссылается на отрезок времени, отведенный для жизни, именуя его временем «под солнцем”. Дни, когда глаза могут видеть дневной свет, — это дни жизни на земле. Так Соломон выражает ту мысль, что “жить — это здорово».
В ст. 8 нам дается напутствие, чтобы мы, живя столько, сколько нам отведено, радовались каждому дню. Мысль, что мы однажды умрем, должна побуждать нас брать от жизни все. «Дни темные», возможно, относятся к дням в могиле (9:10). Вечность тянется долго в сравнении с жизнью здесь. В 12:5 Соломон называет могилу “вечным домом” человека. Понимая, что однажды мы умрем, мы должны жить полной жизнью. Это еще раз подчеркивает ту мысль, что до тех пор мы по-настоящему не научимся жить, пока не узнаем, как умирать.
Далее мы читаем: “Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей” (11:9). Соломон этим хочет сказать: “Будь счастлив оттого, что ты молод. Бог хочет, чтобы ты радовался жизни. Не унывай. Будь открыт всему хорошему вокруг тебя, но не обманывайся, полагая, что веселие — в греховных утехах. Не забывай, что однажды ты будешь давать отчет Богу в своих поступках”.
Радость жизни — не в греховном наслаждении (Евр. 11:25). Бог хочет, чтобы мы убрали печаль из наших сердец и заменили ее радостью жизни. Он также хочет, чтобы мы избавили нашу плоть от зла. Радостная жизнь — это жизнь праведная. Бесполезно пытаться найти радость в жизни, отдавшись греховным удовольствиям.
ПОМНИТЕ О БОГЕ, ПОКА ВЫ ЕЩЕ МОЛОДЫ (12:1-8)
Мы можем лучше прославить Бога, если начнем это делать до того, как состаримся. Соломон пишет: “Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»” (12:1). Труднее наслаждаться жизнью в старости, особенно без Бога. Большинство из тех, кто прожил жизнь без Бога, и умирают без Него. Гораздо труднее повернуться к Богу, если это откладывалось до старости. Статистика показывает, что чем старше человек, тем менее вероятно его обращение ко Христу. Во всем мире, где проповедуется Евангелие, молодые люди скорее откликаются на благую весть.
Почему существует меньшая вероятность обращения к Богу пожилых людей? В стихах со 2 по 7 мы находим ряд метафор, рисующих старость:
«…доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу: когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль; и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
В старости чувства притупляются. Руки (стерегущие дом) начинают дрожать, а ноги (мужи силы) сгибаются. Зубы (мелющие) перестают жевать, а глаза (смотрящие в окно) — видеть. Тело изнашивается до такого состояния, что уже не может отвечать на приказания мозга, как это было раньше. Старые люди часто падают духом, когда думают о жизни для Бога. Они убеждаются, что потратили впустую свои лучшие годы, живя безбожниками. Они боятся, что у них уже не осталось ни времени, ни энергии, которые можно было бы отдать Богу. Они считают, что было бы несправедливо просить Бога о прощении, чтобы Он принял их в их старости. Конечно же, все это не так. Бог хочет прощать и принимать всех, кто искренне покается и покорится Ему, — и молодых, и старых.
Соломон продолжает рисовать словесный портрет старого человека. Уши перестают слышать (запираются двери на улицу, и замолкает звук жернова), и тем не менее пожилые спят так чутко, что по утрам их может разбудить даже щебет птицы. Голос теряет мелодичность (замолкают дщери пения). С возрастом усиливается страх высоты. Волосы седеют (зацветает миндаль). Человек не может больше положить тяжелый груз на плечо (тяжелеет кузнечик), и плотские желания исчезают (рассыпается каперс). Он знает, что скоро наступит день, когда он отправится в свой вечный дом, и плакальщицы пойдут по улице.
В 12:6 смерть представлена двумя аллегориями: «Доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем”. Когда серебряная цепочка жизни рвется, повязка (в совр. переводе чаша) падает и разбивается. В другой аллегории рушится колодезный ворот, и кувшин остается стоять у колодца. Тело возвращается в прах, из которого оно и было создано (Быт. 2:7), а дух возвращается к Богу, Который дал его (12:7, 8). Все, что мы планировали сделать для Бога, мы должны сделать до того, как это случится. Жизнь, которая пренебрегает такой подготовкой, в конечном итоге, бесполезна и напрасна.
ПРИЗНАЙТЕ ИСТИНУ (12:9-14)
Несмотря на превратности жизни, Проповедник, или Соломон, сумел поделиться своей мудростью с другими. Он составил много притчей, чтобы научить свой народ. Он старался наилучшим образом передать свои слова истины и праведности (12:9, 10).
Слова мудрых — как заостренные прутья; они входят в сознание и побуждают к действию (12:11). Прут — это заостренная палка, которой погоняли упряжку волов. Притчи были подобны гвоздям, забиваемым учителем по самую шляпку.
Соломон наставляет своего сына тщательно взвешивать все, что тот услышит, и чему его будут учить (12:12). Претендующими на ученость высказывается бесконечное число мнений. Их исследование и оценка в плане истинности могут быть утомительным, но мы должны анализировать то, чему нас учат. Все, в чем нет истины, не является мудростью.
Многие годы Соломон, взяв на вооружение всю свою мудрость, пытался раскрыть смысл жизни. В конце книги Екклесиаста он пишет: “Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (12:13, 14).
Заключение
Вывод, к которому пришел Соломон, должен быть и нашим выводом: “Бойся Бога и заповеди Его соблюдай”. В этом и есть весь смысл жизни. Самое мудрое — это жить ради Него и готовиться к судному дню (Мф. 25:31-46). Мы дадим отчет пред Богом за все, что делаем, даже за тайное, хорошее оно или плохое. Павел говорил, что это будет день, когда “Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Рим. 2:16). Боящиеся Бога и соблюдающие Его заповеди возрадуются, когда придет этот день (1 Пет. 4:13).