Действующее законодательство не ограничивает возможности удаленной работы, это может быть оговорено в трудовом договоре, и для упорядочения ситуации нужны не поправки в законы, а большее доверие между работодателями и сотрудниками, отметила в беседе с корреспондентом ИА REGNUM в четверг, 8 августа, доцент НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Елена Кудрявцева, комментируя инициативу о внесении поправок в Трудовой кодекс.
Ранее газета «Известия» сообщила, что представители Общероссийского народного фронта предложили Министерству труда внести поправки в кодекс и регламентировать удаленную работу, добавив понятие «временной удаленной работы». Такой вид работы зачастую практикуется и сейчас, поскольку в ряде случаев удобен как работникам, так и работодателям, но действуют личные устные договоренности, и необходимо упорядочить ситуацию, чтобы избежать злоупотреблений со стороны работодателей, полагают в ОНФ.
«Текущее трудовое законодательство не мешает сотрудникам работать удаленно. Это может быть прописано в трудовом договоре. Дополнительные обстоятельства могут быть указаны в должностной инструкции.
Кроме того, есть вопрос о внутренних нормативных актах компаний. Они должны указать, как происходит учет рабочего времени того или иного сотрудника, работающего удаленно, чтобы быть способными объяснить ситуацию в случае проверки. Но и по этому пункту действующее законодательство не создает препятствий.
Здесь скорее проблема доверия, чем нормативная проблема. И работники, и работодатели опасаются быть обманутыми. Полагаю, что здесь нужно не вносить в Трудовой кодекс новые инструменты, а более эффективно использовать уже имеющиеся, потому что их вполне достаточно», — отметила Елена Кудрявцева.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Самой обсуждаемой проблемой мирового рынка труда является растущее год от года количество трудовых мигрантов: к 2018 году оно превысило 164 млн человек. Приток мигрантов характерен теперь не только для передовых западных стран, но и для государств бывшего СССР, Бразилии и даже Китая.
В России численность рабочей силы достигла пика в 2016 году. Хотя официально безработица с 2013 года удерживается на уровне чуть выше 5%, отечественные эксперты всё чаще говорят о явлении работающей бедности, когда занятость не спасает работников и их семьи от нищеты. При этом после 2014 года Росстатом отмечается общее снижение производительности труда.