Краткий теологический обзор.
Владимир Дегтярев
После окончания периода великой скорби, Христос придет на землю, чтобы воссесть на престоле Давида (Зах. 14:3-5; Мф. 24:29-30; 25:31; Деян. 1:10-12; 2:29-30) и установить на земле Свое Царство, которое продлится тысячу лет (Откр. 20:1-7). Многие места Библии говорят, что второе пришествие Христа будет служить именно этой цели — установить Божье Царство на земле (Пс. 2; 71; Ис. 2:2-4; 9:6-7; 11-12; 65:17-25; 66:1024; Иер. 23:5-8; 30:8-11; Дан.7:13-14; Ос. 3:4-5; Ам. 9:11-15; Мих. 4:1-8; Соф. 3:14-20; Зах. 8:1-8; 14:8-21; Откр. 19:11-20:6).
Второй приход Христа, как говорит Библия, будет видимым и произойдет в тот момент, когда войска со всего мира, подстрекаемые диаволом, соберутся для битвы, имеющей название Армагеддон. Явление Христа в это раз будет открытым (Мф. 24:27, 30; Откр. 1:7), могущественным (2 Фес. 1:7-8; Откр. 19:14-15) и славным (Марк. 8:38; Откр. 19:16).
Поэтому, первое, что сделает Христос по возвращении, Он поразит всех, кто восстал против Бога. Важно подчеркнуть, что Церковь будет сопровождать Христа во время всех этих событий (Зах. 14:5), потому что после восхищения она никогда не будет разлучаться со Христом (Ин. 14:3; Кол. 3:4; 1Фес. 4:17).
Ноги Христа буквально должны стать на гору Елеонскую (Зах. 14:4; Деян. 1:10-12). В связи с этим гора Елеонская раздвоиться от востока к западу, и часть горы отойдет на север, а вторая часть на юг. В результате образуется большая долина между Иерусалимом и спуском ведущем в Иудейскую пустыню, а затем к Мертвому морю. По-видимому, это будет иметь большое значение в грядущем тысячелетнем царстве, так как позволит источнику, который будет в то время вытекать из-под порога храма, находящегося в Иерусалиме, потечь на восток к Мертвому морю, в результате чего вся иудейская пустыня станет буквально цветущим садом (Ис. 51:3), а Мертвое море станет пресным и пригодным для жизни (Иез. 47:1-12; Зах. 14:8).
Суд над оставшимися в живых Евреями и язычниками.
После сокрушительной победы в битве Армагеддон, пред Христом будут собраны все оставшиеся после событий великой скорби в живых для суда над ними (Мф. 25:31-46). Так как Господь по милости Своей к тем, кто остался верен Ему сократил дни великой скорби, то человечество полностью не исчезло и в живых остались не только нечестивые (Мф. 24:21-22). Судимы будут и Израиль (Иез. 20:34-38) и язычники (Иоиль. 3:2; Мф. 25:32) и возможно, что на этом суде будут присутствовать и погибшие за их верность Христу мученики периода великой скорби, которые в соответствии с книгой Откровение 20:4 должны воскреснуть после второго прихода Христа и до начала тысячелетнего царства. Вопрос остается открытым, воскреснут ли в это время ветхозаветные святые или они воскреснут после тысячелетнего царства (Дан. 12:1-2). Библия, кажется, не дает на это полного и ясного ответа, но то, что Даниил упоминает и о воскресении нечестивых для осуждения, больше говорит о воскресении после тысячелетнего царства.
В результате деления всех, кто будет стоять перед Христом на этом суде на «овец» и «козлов» (Мф. 25:31-46), «овцы» по указанию Христа пойдут на правую сторону и затем войдут в тысячелетнее царство. А «козлы» будут отделены на левую сторону и услышат страшный приговор из уст Христа и отправятся в место вечного мучения. Здесь необходимо подчеркнуть, что те, кто названы «овцами» и наследуют блаженную жизнь в тысячелетнем царстве, получают эту жизнь не за то, что они сделали, но лишь по вере во Христа. А их дела во время великой скорби указывают на их верность Христу и подтверждают их веру. Сделать что-то доброе врагам антихриста в то время, возможно будет лишь доверяя Богу. Эти люди на деле подтвердят, что они не подчиняются антихристу и не поклоняются ему, а готовы даже под угрозой мученической смерти поклоняться и повиноваться лишь Христу. Поэтому Христос и отметит их таким образом.
Многие евреи, которые признают Христа во время великой скорби, будут свидетельствовать о Нем, и отвергнут поклонение зверю или антихристу, будут рассеяны по миру и большинство из них погибнет. Для многих язычников их отношение к этим евреям будет открывать их отношение ко Христу. Помощь таковым евреям будет, конечно же, сопряжена со смертельным риском.
Поэтому помимо того, что язычники будут судимы за свое нечестие и поклонение антихристу, они также будут судимы за их отношение к Израилю, которое в большинстве будет оскорбительным и злобным. Это видно, исходя из того, что говорит Христос, описывая картину этого суда (Мф. 25:31-46) и об этом пишет пророк Иоиль (Иоиль 3:1-2). Результатом этого суда будет то, что все кто во время великой скорби признали власть антихриста, противились Богу и не смирились перед Ним, а также не принимали тех, кто несли благую весть, будут осуждены на вечное мучение (Мф. 25:41). Те же, кто в это ужасное время не принял начертание зверя и не поклонялся ему, несмотря на угрозу своей жизни, и помогал благовестникам, несущим евангелие, а также пробудившийся остаток Израиля, кто еще не был убит до второго прихода Христа, получат благословение от Господа и войдут в тысячелетнее царство для блаженной жизни под руководством Христа (Мф. 25:34).
Суд над диаволом (драконом), зверем (антихристом) и лжепророком (Откр. 19:20-20:3; Иуд. 6).
Все три злые личности будут схвачены и подвергнуты справедливому осуждению. Только зверь и лжепророк будут сразу же брошены в озеро огненное, а сатана на тысячу лет будет связан в бездне. Затем он будет выпущен по Божьему решению на короткое время, чтобы еще раз испытать жителей земли (Откр. 20:7) и затем будет предан окончательному осуждению. Бог силен, использовать сатану в своих целях, сатана никогда не сможет использовать Бога в своих целях.
Владимир Дегтярев, Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.