
Размышления над евангелием: о любви, мудрости и справедливости.
Джон Чарльз Райл
«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.»
Евангелие от ЛУКИ 6:27-38
В этом отрывке наш Господь Иисус Христос говорит об одном — о христианской любви. Любовь — это основная черта Евангелия, любовь — это совокупность совершенства, и без любви человек в глазах Бога — ничто. В этих стихах Иисус великолепно описал, что такое любовь. Церковь Христова обретет благословение, если будет тщательно изучать и исследовать наставления своего Господина, которые записаны в этом отрывке.
Во-первых, Иисус говорит о природе и мере христианской любви. Ученики спрашивают: “А кого мы должны любить?” Иисус отвечает им: “Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас”. В любви к грешникам они должны были быть такими же, как Он: бескорыстными, нелицеприятными и не рассчитывающими на взаимность. “Как нужно любить?” — спрашивают ученики. Любовь должна быть готова на самопожертвование. “Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку”. Нужно от многого отказываться и много терпеть, чтобы являть любовь и избегать раздоров. Лучше иногда поступиться своими правами и подчиниться неверному решению, чем дать волю гневу и вступить в спор. Вот что значит уподобиться Учителю, долготерпеливому, кроткому и смиренному сердцем.
Во-вторых, наш Господь дает золотое правило решения спорных вопросов. Иисус знал, что всегда будут возникать ситуации, когда будет трудно определить свои обязанности по отношению к ближнему. Он знал, что в погоне за своими интересами люди часто перестают осознавать, что правильно, а что нет. Христос дает нам мудрое правило, которым мы должны руководствоваться в подобных случаях, правило, которым восхищаются даже неверующие: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”. В языческом мире принято отвечать по-другому: злом за зло. Христианин, не обращая внимания на поведение других, должен поступать так, как он хочет, чтобы поступали с ним. Если он будет стремиться к этому, значит, он пойдет вслед за своим благословенным Спасителем. Если бы Бог поступил с миром так, как мир поступил с Ним, мы бы все уже давно горели в аду.
В-третьих, Господь говорит о том, что Его ученики должны относиться к своим ближним лучше, чем это делает мир. Иисус напоминает Своим ученикам, что любить тех, кто любит их, отвечать добром на добро, давать взаймы, надеясь получить столько же назад, — значит вести себя не лучше грешников, которые не знают Евангелия. Христианину же надлежит по-другому относиться к людям. Он должен любить и творить дела милосердия так же, как и его Господин: бескорыстно и безусловно. Люди должны видеть, что христиане любят их, руководствуясь высокими мотивами, и что любовь их не вызвана желанием получить что-то взамен. Любой может стать добрым и любящим, когда надеется выгадать что-то от этого. Не должен христианин любить такой любовью. Пусть человек, который так любит, знает, что он ни на йоту не превосходит римских и греческих идолопоклонников.
В-четвертых, наш Господь показывает ученикам, что, исполняя свой долг по отношению к своим ближним, они должны брать пример с Бога. Если они называют себя “сынами Всевышнего”, то должны помнить, что их Отец “благ и к неблагодарным и злым”. Они должны учиться быть милостивыми, как и их Отец. Невозможно измерить милость Божью. Каждый год Он благословляет миллионы людей, которые за это не прославляют Дающего. Но все же Он продолжает их благословлять. “…во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся”. Его милость пребывает вовеки, Его любовь неистощима, Его сострадание не прекратится. Каждый, кто исповедует себя сыном Божьим, должен быть милосердным и любящим. Неблагодарность людей не должна останавливать их на пути совершения дел любви и милосердия. Как и их Небесный Отец, они не должны уставать благотворить.
Наконец, наш Господь обещает Своим ученикам, что дела любви, которые Он заповедал делать, не останутся без награды. Иисус говорит: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам… какою мерою мерите, такою же отмерится и вам”. Это значит, что тот, кто совершает дела любви, отвергая себя и жертвуя собой, в итоге не будет разочарован. Иногда ему будет казаться, что его труд не приносит никакого результата и что он пожинает только насмешки, унижение и обиды, что люди только злоупотребляют его терпением и снисходительностью. Но в конце концов он окажется победителем, если не в этой жизни, то точно в жизни следующей.
Такой любви учил наш Господь Иисус Христос. Его проповедь трогает за живое и заставляет исследовать свое сердце. Эти одиннадцать стихов, как никакие другие в Библии, смиряют человека.
К сожалению, мы редко встречаем такую любовь в мире и в Церкви! Зато с гневом, вспыльчивостью, обидой за поруганную “честь”, готовностью спорить по мелочам мы сталкиваемся на каждом шагу. Как редко мы встречаем людей, которые действительно любят своих врагов, которые благотворят, не надеясь на взаимность, благословляют проклинающих и проявляют благость к неблагодарным и злым! Все это напоминает нам слова Господа: “…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мтф. 7:14).
Как прекрасен был бы мир, если бы все соблюдали правило Христа! Главная причина половины печалей человечества кроется в эгоизме, злобе и нехватке любви. Самое большое заблуждение — предполагать, что христианство препятствует счастью человечества. Не присутствие веры, а ее отсутствие делает людей угрюмыми, несчастными и жалкими. Чем лучше люди знают и слушаются Христа, тем радостнее и спокойнее становится их жизнь.
Знаете ли вы на опыте, что такое любовь? Если нет, тогда стремитесь соединиться с Христом верой и просите, чтобы Своим Духом Он научил и освятил вас. Мы не собираем с терновника виноград или с репейника смоквы. Не бывает цветов без корней или плодов без дерева. Мы не сможем принести плоды Духа Святого без союза с Христом. Если вы не родились свыше, вы никогда не сможете любить так, как того хочет Христос.
Джон Чарльз Райл
Размышления над Евангелием от Луки.