Быть едиными или христианство без деноминаций.
Бог Есть. Администратор ·
В Своем учении в Новом Завете Дух Святой требует, чтобы у Божьего народа было одно сердце и одна душа. Тот, кто не знает, что разделения между верующими в Христа являются грехом и пагубны для истинного христианства, пропустил самое очевидное в библейском учении. “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” (Пс. 132:1).
В молитве к Своему Отцу Иисус говорил: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им. Да будут едины, как Мы едины. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня…» (Ин. 17:20-23).
Этой молитвы Спасителя о том, чтобы все верующие в мире были едины, как едины Отец и Сын, должно быть достаточно для привлечения всех истинно любящих Иисуса на сторону учения о единстве Христова народа. Об этом единстве Иисус молился в час глубочайшего напряжения физических и духовных сил, что должно каждого ученика заставить осознать, насколько это важно; более того, каждый ученик обязан относиться к единству как к делу своей жизни. Особенно, если мы знаем, почему Господь хочет этого единства: наверно, никакой другой грех среди верующих так не препятствует миру уверовать в Христа, как прискорбный грех разделения.
Павел писал: “Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… вы соединены были в одном духе и в одних мыслях” (1 Кор. 1:10). Принимая во внимание такие просьбы со стороны Святого Духа, как может истинно духовное и послушное сердце несерьезно относиться к этому греху среди нас? Как может не почувствовать абсолютной необходимости отказаться от всего того, что не является конкретным требованием Святого Духа, ради единства со всеми другими учениками? На самом деле, всякий человек должен чувствовать себя грешным и виновным в том, что он настаивает на какой-либо религиозной практике, которая способствует разделениям между христианами.
Разделения в религиозном мире сохраняются по двум реальным причинам. Первая причина — та, что некоторые, в том числе и добрые, набожные люди, никогда не считали их грехом, относятся к этому несерьезно и не обеспокоены этим. Вторая причина — та, что многие благочестивые и в остальном верные люди, глубоко сожалеющие о существующем ужасном разделении, считают эту проблему слишком глубоко укоренившейся, чтобы ее когда-либо можно было решить. Ни та, ни другая группа не прилагает никаких усилий для осуществления того, чему учит и что велит делать наш Господь, продолжая жить в непослушании Богу.
Некоторые, тем не менее, готовы в одиночку “топтать точило» (Ис. 63:3), чтобы повиноваться Иисусу. Подобно Савлу из Тарса они вопрошают в сердцах своих: “Господи! Что мне делать?” (Деян. 22:10). Они готовы отказаться от своих дел и положения в обществе и стать “как сор для мира, как прах, всеми попираемый” (1 Кор. 4:13), чтобы быть угодными своему Господу и исполнять Его волю. Для таких людей я пишу.
Мы никогда не получим прекрасных плодов единства среди святых, пока сохраняется деление на деноминации. Тот, кто ратует за него, ратует как раз за то, что препятствует усилиям, направленным на достижение той славной цели, о которой молился Иисус. Такой человек ратует за самое большое зло в религиозном мире. Задумайтесь над этим: некоторые из самых лучших (в своем сердце) людей в мире закрывают глаза, потворствуют и даже поддерживают то, что больше всего на свете вредит делу Христа.
Мы, возможно, были бы не против, чтобы все сектантские церкви дружно “покинули строй” и “вышли от нее» (см. Отк. 18:4), но надеяться на это нереалистично. Единственный способ остановить дальнейшее деление на деноминации — это каждому сердцу увидеть причиняемое этим зло. После чего они должны оставить его, отвергнуть его и стать как новозаветные христиане. Быть такими же, как первые христиане, означает всецело слушаться Святого Духа — учить, работать, служить и поклоняться Богу так, как указал людям Святой Дух, когда пришел в мир, чтобы наставить их на всякую истину. Если наша работа идентична работе, которую Он проводил среди людей, можно не сомневаться в том, что мы подобны новозаветным христианам и полностью свободны от сектантства.
Иисус не позволил первым христианам начать великое дело спасения мира, пока на них не сойдет Святой Дух и не станет направлять их. Им велено было “ждать». Они так и сделали. Святой Дух пришел, и мы теперь изучаем Его первое действие в этих учениках и работу с ними. Разве в наше время Иисусу меньше хочется, чтобы Его учеников вел Святой Дух, чем это было с Его первыми учениками? Если Он не позволил им начать свое дело без руководства Святого Духа, то неужели Он хочет, чтобы мы действовали без такого же руководства? Любой, кто в наши дни с верой в сердце в точности выполняет работу, которую проводил Святой Дух, придя направлять ранних учеников, несомненно, следует руководству Святого Духа. Кстати, насколько нам известно, только так Он и осуществляет Свое руководство.
Так как Его работа с ними должна служить нам примером и руководством и так как наша работа должна соответствовать этому божественному образцу, то мы обязаны добросовестно и тщательно изучить каждую фазу этой работы. Мы видели, что Его первая работа включала в себя проповедь об Иисусе, слушание, твердое знание, покаяние и, затем, крещение. Таким образом, тот, кто следует этому образцу, следует руководству Святого Духа — как Петр и слушавшие его в первую Пятидесятницу после воскресения Христа. Такой проповедник проповедует Иисуса так, как о Нем говорится в Новом Завете, призывает своих слушателей твердо знать, что Иисус, которого распяли, есть Господь и Христос, и велит всем, кто знает это, покаяться и креститься для прощения своих грехов. Он проповедует только учение Библии, а не доктрины различных деноминаций. Причислять такого проповедника к какой-либо деноминации означает представлять в ложном свете не только этого человека, но и учение нашего Господа.
Если у нас есть такой ясный пример, данный нам Святым Духом, то как могли преданные истине сердца разделиться в деле проповеди евангелия и спасения мира? Ясен ли пример? Можем ли мы следовать ему? Бесспорно, ему так же легко следовать, как идти по наезженной дороге. Не нужен никакой пророк, священник или проповедник для толкования этого примера, чтобы необразованные и малограмотные могли понять его; он настолько прост, что любой читатель способен разобраться в этом. Возможно ли, что Святой Дух говорил настолько путано, что ищущие истину сердца, даже несмотря на кровь Христа, понимают Его превратно? Настолько ли туманно учение Святого Духа, что у них нет иного выхода, как только разделиться на партии, каждая со своим собственным учением, когда Иисус просит и молит их быть едиными духом и мыслями? Кто виноват? Если Святой Дух учит так, что люди не могут Его понять, тогда, несомненно, Он напрасно просит нас о единстве.
Когда люди, которым проповедовал Петр, получили спасение — до или после крещения? Вот одна из развилок на дороге. Здесь добрые и искренние сердца разлучаются друг с другом. Есть ли в этом необходимость? Были ли разногласия по этому поводу у тех трех тысяч, которые крестились в день Пятидесятницы, или они были едины? Раскололись ли эти люди по окончании собрания на две партии, в одной из которых верили, что спасение было получено до крещения, а в другой — что после? Нет, и все знают, что такого разделения не было. Почему нет? Разве не прибыли эти люди из всех уголков света? Разве не говорили они на разных языках и разве не выросли под воздействием разного окружения и разных обычаев? Другими словами, разве не отличались они друг от друга темпераментом, нравом, домашними традициями и воспитанием так же, как любая современная аудитория слушателей? Тем не менее, когда Петр сказал: «Да крестится каждый из вас… для прощения грехов» (Деян. 2:38), — каждый в той большой аудитории понял слова Петра. А мы почему не можем? В чем наше отличие? Правда, мы пользуемся переводом речи Петра, так, может, неверен наш перевод? Может, русские слова, передающие идеи Петра, понять сложнее?
Иначе говоря, мои дорогие друзья, неужели, по-вашему, неправильное понимание значения маленького словечка «для” в выражении “для прощения грехов» должно заставить честные сердца разделиться на партии, создать фракции и группы в народе Божьем, тогда как все это время Иисус молит и просит их быть едиными? Да ладно, не настолько же двусмысленно это маленькое слово “для”. Все дело в значении этого простого слова. Оно является ключом к пониманию данного стиха. «Да не может быть, — скажете вы — чтобы такой великий раскол в религиозном мире в отношении того, когда мы получаем спасение — до или после крещения, — произошел из-за значения таких слов как «для»”. Именно так и никак иначе. Поистине, нет оправдания этому разделению. Пока мы будем полностью пренебрегать призывами нашего Спасителя к единству, конфессии будут существовать.
Когда Петр сказал тем людям креститься для прощения грехов, он важным смыслом связал воедино крещение и прощение грехов.
“…Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы” (Ин. 17:11).
“…сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф. 4:3-6).
“Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны” (Фил. 2:1, 2).