Голод сердца: блаженны алчущие и жаждущие правды:.
Бог Есть для С Богом по жизни.
(Матфея 5:6)
Как утверждал Зигмунд Фрейд, главное желание человека — это желание удовольствия. Но Фрейд ошибался. У людей есть более главные и сильные потребности, среди которых — потребность в пище.
Библия содержит ряд примеров того, каким сильным побуждением может быть голод. Исав так проголодался, что «за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12:16; см. Быт. 25:27–34). Израильтяне в пустыне разгневали Господа своими требованиями дать им «рыбу… огурцы, и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок», которые они ели в Египте (Чис. 11:5; см. ст. 10). Агур молился, чтобы Господь не дал ему нищеты, чтобы он не впал в нужду и «не стал красть и употреблять имя Бога [своего] всуе» (Прит. 30:8, 9). Нищета искушает голодного человека красть еду. Иисус познал и голод и жажду. В пустыне Он, «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). Позже, на кресте, Он сказал: «Жажду» (Ин. 19:28).
Что такое «правда»
Прежде чем рассматривать слова «алчущие и жаждущие», нам нужно установить, что такое «правда», ибо это то, чего мы жаждем. «Правда» (или «праведность»; Современный Перевод) — это перевод греческого слова дикайосине. Корень этого слова как в языке оригинала, так и в переводах — «прав». Дикайосине имеет несколько значений. По отношению к Богу это слово означает «праведная сущность». Это абсолютная правота. Один только Бог прав во всех отношениях. В применении к людям дикайосине может иметь два значения. Первое — это «правильное житие» (см. 1 Ин. 2:29; 3:7, 10). Никто из нас не может жить совершенной жизнью, так что это относительная праведность. Второе значение дикайосине в применении к людям — это «правильный статус», репутация праведного в глазах Господа. Это вменённая праведность. Фактически мы не праведны (см. Рим. 3:10), но Бог считает нас таковыми (см. Рим. 4:3, 5), если мы веруем в Иисуса и исполняем Его волю. Мы можем иметь правильный статус пред Богом — но не на основании наших личных заслуг, а по Его благодати и милости.
Авторы расходятся в определении того, что имел в виду Иисус под словом дикайосине в нашем тексте. Если бы мне пришлось выбирать между указанными тремя значениями, я бы выбрал «правильный статус». Мы должны жаждать иметь репутацию праведных в глазах нашего Создателя. Однако я не уверен в принципе в необходимости какого-то выбора. Христианин, стремящийся к правильной сущности и правильному житию, будет иметь и правильный статус в Божьих глазах.
Наше сердце должно «алкать и жаждать» Самого Бога — очень хотеть живых отношений с Тем, Кто любит нас и заботится о нас. Давид писал: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:2, 3; см. 62:2; 142:6). Наша жажда Бога должна включать в себя и жажду Иисуса, желание насытиться «хлебом жизни» (см. Ин. 6:48–51). Если мы будем жаждать Бога и Иисуса, то разве не будем стремиться иметь правильный статус в Их глазах? И если мы будем жаждать всего этого, то разве не будем стремиться поступать правильно, жить так, как хотят Бог и Иисус?
Уильям Баркли, исследовав греческий текст четвертой заповеди блаженства, отмечает: «По правилу греческой грамматики, за глаголами «алкать» и «жаждать» должно следовать существительное в родительном падеже [например, «хлеба» или «воды» в смысле части от целого: куска хлеба или глотка воды]… Но в этой заповеди блаженства самым неожиданным образом слово «правда» употреблено как прямое дополнение в винительном падеже, а не в обычном родительном. И теперь, когда после причастий «алчущие» и «жаждущие» в греческом тексте вместо родительного стоит винительный падеж, смысл меняется: это уже голод и жажда целого, а не части… Поэтому правильным будет такой перевод: «Блаженны алчущие и жаждущие всю правду, абсолютную правду, полную правду».
Нам необязательно знать всё о греческом языке или понимать, что такое «родительный» и «винительный» падежи. Просто закрепите следующую мысль в своём сознании: Иисус говорил о голоде и жажде «целого» — всей правды.
Относительно желания праведности нужно высказать ещё одну мысль. Каждое из наших трёх определений тесно связано с Божьим Словом. Наш праведный Бог полностью открыл Себя в Своём Слове. Мы узнаём, как можно быть правым пред Богом, изучая Его Слово. Как правильно жить, мы тоже узнаём из Слова. Поэтому не стоит удивляться, что псалмопевец сказал Богу: «Язык мой возгласит слово Твоё, ибо все заповеди Твои праведны» (Пс. 118:172). Какое бы определение слова «правда» мы ни использовали при изучении Мф. 5:6, оно будет включать в себя алчущих и жаждущих всё более глубокого знания и понимания Писаний.
О том, что Божье Слово питает душу, учат многие отрывки. Иисус сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Павел, напоминая коринфянам, чему он их учил, писал: «Я питал вас молоком» (1 Кор. 3:2). Пётр наставлял своих читателей: «Как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам в спасение». Автор Послания к евреям утверждал, что Слово Божье содержит как «молоко» для младенцев во Христе, так и «твёрдую» пищу для зрелых христиан: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божьего, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:12–14).
Для питания души недостаточно просто читать и изучать Слово; мы должны также делать то, что оно говорит. Иисус говорил: «Моя пища — творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34).
Значение «голода» и «жажды»
Теперь, когда мы имеем представление о том, что включает в себя понятие праведности, которую мы должны жаждать, давайте обратим своё внимание на слова «алчущие» и «жаждущие». «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Слова Иисуса об алчущих и жаждущих для слушателей I века значили больше, чем для некоторых из нас. Многие должны признать, что не испытывали страшного голода и непреодолимой жажды. В детстве, приходя из школы, я часто первым делом кричал: «Умираю от голода!» — но по большому счёту это было не так. Когда я работал на хлопковых или пшеничных полях, то к обеду уже хотел есть, но я не умирал от голода. А после занятий спортом я очень хотел пить, но я был далёк от того, чтобы умирать от жажды.
Самое продолжительное время, на которое я однажды остался без еды, было в первый год моей учёбы в колледже. Тогда я квартировал у одной женщины, которая каждый день кормила обедом нескольких студентов. Я помогал ей готовить, а после убирал и мыл посуду. За это, плюс к обеду, мне полагалась тарелка каши на завтрак и бутерброд на ужин. Однажды на выходные хозяйка уехала из города к кому-то в гости. У меня не было денег, и потому с пятницы до понедельника я вообще не ел.
Однако этот мой жизненный опыт не идёт ни в какое сравнение с тем, как жили многие люди в библейские времена. Работники едва зарабатывали на еду для своих семей. Когда они получали травму или заболевали, им вообще не платили. Они вынуждены были слушать своих голодных детей, плачущих по ночам. Кроме того, ничто из пережитого мной в студенческие годы не сравнится с тем, как живут многие сегодня. Словом «алкать» переведено греческое пейнао, означающее «голодать, быть голодным… бедствовать… нуждаться». В иносказательном смысле оно означает «сильно хотеть, стремиться с горячим желанием» (Уилки и Гримм). «Жаждать» — это перевод слова дипсао, означающего «хотеть пить, страдать от жажды». В фигуральном смысле оно употребляется по отношению к тем, «кому мучительно не хватает, кто томится по тому, что освежает, поддерживает и укрепляет их душу» (Уилки и Гримм).
Я уже говорил, что некоторые из нас не знают, что значит быть очень и очень голодным. И многие не понимают, что значит по-настоящему страдать от жажды. Мы поворачиваем кран, и из него льётся вода. В библейских землях такого не было. Тогда воду брали из колодцев и ручьёв, но колодцы и ручьи могут высохнуть. Когда же люди путешествовали по иссушенным землям Ближнего Востока (см. Пс. 62:2), им часто приходилось преодолевать большие расстояния совсем без воды. Они гораздо лучше понимали, что такое жажда, чем когда-либо пойму я.
Силу желания, на которую указывают греческие слова в нашем тексте, иллюстрируют два трагических события в истории. Одно — это осада Иерусалима Титом в 70 г. Иосиф Флавий писал, что осада вызвала голод, который «господствовал над всеми чувствами… Жёны вырывали пищу у своих мужей, дети у своих родителей и, что было немилосерднее всего, матери у своих бессловесных детей» (Иосиф Флавий. Иудейская война 5.10).
Ранее бывший голод описан в 4 Цар. 6. Во время того ужасного голода ослиная голова продавалась по восемьдесят сиклей серебра. Это составляло чуть более 900 граммов серебра. Продавались и другие подобные вещи, которые в иных обстоятельствах было бы немыслимо употреблять в пищу (ст. 25). Но самое трагическое свидетельство о голоде мы находим в стихе 29, где мать сказала: «И сварили мы моего сына, и съели его». Как ни сильна материнская любовь, а голод у этой матери оказался сильнее. Иллюстрации трагические и ужасные, но они, надеюсь, передают то, что слова «голод» и «жажда» означали для непосредственных слушателей Иисуса. Говоря об алчущих и жаждущих, Иисус имел в виду сильнейшую мотивацию очень голодного человека, который отдаст всё за маленький кусочек чего-нибудь съестного, и умирающего от жажды, который отдаст всё за один глоток воды. Каждый из нас должен спросить себя: «А у меня такая же сильная жажда Бога, Его пути и Его воли?» Вот несколько вопросов, которые помогут вам определить, действительно ли вы алчете и жаждете праведности.
О чём вы больше заботитесь, о физическом или духовном? Что для вас важнее, приближаться к Богу или приобретать имущество? Что больше вас заботит, правота пред Богом или популярность среди людей? Каким вы больше желаете быть в жизни, благочестивым или успешным? Каковы ваши приоритеты? Некоторым бывает трудно высидеть спокойно время, отведённое на проповедь, тогда как на развлекательных мероприятиях они могут без особого труда сидеть часами.
Вы пользуетесь любым случаем, чтобы «насытиться» духовно, узнать о Боге и Его пути? Один старый фермер сказал проповеднику: «Ты тратишь много времени на то, чтобы убедить людей прийти на библейские занятия и поклонение. А я никогда не уговариваю своих коров подойти к кормушке». Голодного человека не нужно уговаривать идти туда, где есть пища.
Вы вовремя приходите к духовной «трапезе» или опаздываете? Когда приближается время обеда, по-настоящему голодный человек уже сидит за столом. Ваша потребность в духовной пище растёт и укрепляется? Вы начинаете получать удовольствие от «твёрдой пищи» или вы всё ещё на «молочной» диете (см. Евр. 5:12–14; 1 Кор. 3:2)?
Что если честное исследование себя убеждает нас, что мы не жаждем праведности так, как должны? Что можно сделать, чтобы наши сердца взалкали? Один полезный план — это пройти путь первых трёх заповедей блаженства. Если мы осознаем свою глубокую нужду в духовном (первая заповедь), то мы исполнимся глубокой печали (вторая заповедь) и будем готовы и гореть желанием покориться Богу и Его воле (третья заповедь). Это наверняка заставит нас воскликнуть: «Боже! Я хочу, чтобы Ты был в моей жизни. Пожалуйста, благослови мою жизнь. Скажи мне, что делать, и я всё сделаю!» Это и есть жажда праведности (четвёртая заповедь).
Однако, чтобы сделать этот урок по возможности более практическим, позвольте добавить несколько советов, что можно сделать, чтобы усилить духовный голод, особенно голод по изучению Божьего Слова. Во-первых, хочу сказать несколько слов тем, кто преподаёт и проповедует Божье Слово. Свою «трапезу» нам нужно делать как можно более «аппетитной». Моя жена рассказала мне, какое наглядное пособие использовала Мэри Оулер, выступая перед женщинами, которые проводят занятия по Библии. Сестра Оулер положила кусочек хлеба на тарелку и завела разговор о питательный свойствах хлеба. Она спросила: «Кто из вас хочет съесть этот хлеб?» Большинство женщин подняли руки. Затем она скатала шарик из этого хлеба, бросила на пол и наступила на него. Подняв хлеб и положив его обратно на тарелку, она сказала: «В этом кусочке хлеба всё те же питательные свойства. Кто хочет съесть его?» Ни одна рука не поднялась. Идея была простой: недостаточно просто учить Божьему Слову; нам нужно так проводить свои уроки, чтобы они были увлекательными — и тогда они привлекут к себе внимание и будут интересны для наших учеников. Многие из нас могут вспомнить учителей, церковных или светских, чьи уроки были сухими и «безвкусными», но мы никогда не забудем других преподавателей, учиться у которых было одно удовольствие. Те из нас, кто учит и проповедует, не всегда смогут достичь этой цели, но давайте стараться делать нашу «трапезу» как можно более «аппетитной».
А после сказанного хочу подчеркнуть, что там, где нет голода по Божьему Слову, виноват прежде всего не говорящий, а слушающий. За годы своего служения я время от времени слышал критику проповедей и уроков — проповедей и уроков, которые ясно и просто учили Божьему Слову. Эта критика заставляла меня задумываться, а так ли уж жаждали слушатели Божьего Слова. Я слышал разных учителей и проповедников — нескольких великолепных, многих хороших, некоторых не очень хороших и даже нескольких откровенно плохих, — но не могу припомнить урока или проповеди, из которых я не почерпнул бы что-нибудь для себя.
Если у нас нет здорового духовного аппетита, то что можно по этому поводу сделать? Повторяю: христианину очень важно развивать — с Божьей помощью — качества, о которых говорится в первых трёх заповедях блаженства. Для этого мы можем использовать приёмы, аналогичные тем, которые мы используем для повышения физического аппетита.
(1) Осознать необходимость духовного питания. В проповеди на равнине Иисус сказал: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк. 6:21). А затем добавил: «Горе вам, пресыщенные ныне!» (ст. 25). Иными словами, «Горе вам, не испытывающим духовного голода, ибо вы предстанете пред Богом духовно истощёнными!» Не уподобляйтесь лаодикийцам, которые говорили, что ни в чём не имеют нужды (Отк. 3:17).
(2) Научиться ценить духовное питание. Есть ли такая физическая пища, которую вы сейчас любите, но которая изначально вам не нравилась? Может быть, родители заставляли вас её есть, а потом постепенно она вам стала нравиться. Может быть, повзрослев, вы узнали, что какие-то продукты полезны для здоровья, и вы упорно заставляли себя их есть, пока они вам не стали доставлять удовольствие. Как мы учимся ценить физическую пищу, так мы можем научиться ценить и пищу духовную.
(3) Повышать свой духовный аппетит с помощью духовных упражнений. Ничто так не улучшает вкус пищи, как тяжёлая физическая работа в течение целого дня. Павел говорил Тимофею: «…упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7; см. ст. 8). В качестве иллюстрации того, как упражнения помогают стимулировать духовный аппетит, подумайте о преподавании Библии — в классе или другу. Если вы добросовестно относитесь к обучению, то захотите всё сделать так, чтобы угодить Богу и прославить Его. У вас будет стимул тщательно готовиться к каждому уроку и читать дополнительный материал, чтобы быть в состоянии ответить на вопросы, которые могут вам задать.
(4) Повышать свой духовный аппетит, «питаясь» регулярно. Человек, питающийся нерегулярно, может потерять аппетит или набивать желудок «наполнителями», в результате чего у него пропадает желание есть полезную пищу. Приём духовной пищи у нас должен быть регулярным. Лука похвалил верийцев за то, что «они приняли слово со всем усердием» и «ежедневно» разбирали Писания (Деян. 17:11). Нам нужно присутствовать на общецерковных «трапезах», а также отводить время каждый день для личного изучения Библии и молитвы. Благодаря регулярным занятиям мы будем способны правильно понимать Слово (2 Тим. 2:15).
(5) Избегать того, что убивает аппетит. Как физические «наполнители» могут нарушить желание питаться здоровой пищей, так и умственные «наполнители» могут снизить интерес к Божьему Слову. Мы можем так забить себе голову мирскими делами и мирскими развлечениями, что духовная пища утратит в наших глазах привлекательность. Некоторые люди стремятся ко всему мирскому, а это не может насытить душу (см. Ис. 55:2).
(6) И ещё один совет: разделите свою «пищу» с другими. Вдовы и вдовцы рассказывают мне, что после смерти супруга или супруги они теряют стимул что-либо готовить. Они теряют аппетит, когда вынуждены есть в одиночестве. Если вам трудно стимулировать свой духовный аппетит, разделите с кем-нибудь свою духовную пищу — это может помочь. Мужья и жёны могут изучать Библию вместе. Семьи могут собираться вместе для духовного общения. Сядьте с другом и поговорите о Библии. Несколько друзей могут собираться вместе, чтобы изучать Библию и молиться.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». А вы можете утверждать, что слова «алчущие и жаждущие правды» относятся к вам? Кто-то сказал: «Если вы не голодны, значит вы либо спите, либо сыты, либо мертвы». Большинство матерей начинают беспокоиться, когда их дети теряют аппетит: потеря аппетита может служить признаком нездоровья. Это правомерное беспокойство, когда речь идёт о физическом здоровье, но оно ещё правомернее, когда это здоровье духовное. Отсутствие потребности в праведности неизбежно заканчивается духовной смертью.
Но если вы всё-таки алчете и жаждете праведности, то у вас есть возможность показать, насколько сильно ваше желание. Вы можете исповедать свою веру в Иисуса (Рим. 10:9, 10) и креститься в Него (Гал. 3:26, 27). Какая связь между крещением и жаждой праведности? Когда Иисус просил Иоанна крестить Его, Он сказал: «…так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).