Испытания на земле, готовящие нас к вечности.
Бог есть
(Иов. 1—3)
Двумя величайшими литературными шедеврами всех времен являются Книги Иова и Екклесиаста. Обе они представляют еврейскую поэзию, и обе затрагивают жизненные проблемы. Они ищут ответа на вопрос, в чем смысл жизни с ее страданиями.
Книга Иова признана учеными одной из величайших драматических поэм из когда-либо написанных. В еврейской поэзии отсутствуют ритм и рифма. Ее структура основана, скорее, на расположении мысли, нежели слов, что выражается в трех видах параллелизма: синонимичном, антитезном и синтетическом. (1) При синонимичном параллелизме вторая строка повторяет первую, образуя как бы двустишие. Примером этому могут служить слова духа, обращенные к Елифазу в 4:17: “Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (2) При антитезном параллелизме мысль второй строки противопоставляется мысли первой. Пример мы находим в ответе Иова Богу в 42:5: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя”. (3) При синтетическом параллелизме вторая и иногда последующие строки развивают мысль первой. Подтверждением этому служит речь Елифаза в 4:19-21:
«Тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигши мудрости».
Для нашего исследования мысль, заложенная в Книгах Иова и Екклесиаста, гораздо важнее формы. Нас поражает то, что у людей три-четыре тысячи лет назад были те же проблемы, что и у нас сегодня. Сталкиваясь с ними, они испытывали те же страдания, и так же, как и мы, мучительно искали пути их решения. Их выводы особенно показательны, ибо сделаны с Божьей помощью. Их опыт подчеркивает бесплодность поисков решения наших проблем без Бога.
Иов мучился над решением загадки человеческого страдания. Как страдание вплетается в канву жизни? Несет ли страдание какое-либо благо для нас? Почему на долю некоторых людей выпадает, кажется, совсем уж непомерное бремя страданий? Особенно трудно было Иову понять, почему страдает праведник, в то время как грешники, по всему, преуспевают (Иеремия задавался тем же вопросом в Иер. 12:1-3).
И Соломон пытался разрешить проблему, как найти счастье в жизни. Его собственная жизнь и писания убеждают нас, что счастье преуспевающего человека может быть мнимым. У Соломона было здоровье, богатство и мудрость, и все же он искал смысла жизни.
Книги Иова и Екклесиаста вместе составляют любопытное противопоставление. Иов был праведником, лишившимся здоровья и богатства и мучившимся вопросом, почему. В Книге Екклесиаста Соломон показал, что человек совсем не обязательно счастлив потому лишь, что здоров и богат. Тот, у кого было здоровье и богатство, хотел понять, зачем они. Другой же, лишившись здоровья и богатства, хотел осознать глубинный смысл того, что с ним произошло.
Истории Иова и Соломона проведут нас через захватывающие жизненные драмы и заставят заглянуть в собственную душу, чтобы разобраться, что же такое жизнь. Что несет с собой смерть? Будем ли мы жить снова? Беспокоит ли Бога то, что происходит с нами? Как нам следует относиться к преуспеванию? Для чего нужна боль?
Иов учит нас, как вести себя в свою самую тяжелую минуту. Слова Соломона помогают нам выделить первостепенное среди многих аспектов жизни и правильно смотреть в будущее. Оба они помогают нам разобраться в том, что может привести к кризису, а что нет.
Действие Книги Иова происходит в земле Уц. Считается, что земля Уц простиралась вдоль границы между Палестиной и Аравией. По преданию, дом Иова находился в Авране, на плодородной земле к востоку от Галилейского моря.
Нам неизвестно, кто написал книгу, но небезынтересно будет отметить некоторые древние гипотезы. Существует мнение, что книгу написал Моисей. Септуагинта в примечании ссылается на предание, по которому Иов идентифицируется с Иовавом, вторым царем Эдома, упоминаемым в Быт. 36:33. Место действия книги и имена действующих лиц соответствуют, по описанию, ранней истории идумеев. Если это так, тогда мы можем отнести время развития событий книги Иова к первым годам пребывания Израиля в Египте. После голодных лет, когда Иосиф послал за своим отцом и семьей, Израиль в Египте стал превращаться в великую нацию. Идумеи были народом, чьи земли раскинулись к югу и востоку от Палестины и который также в то время переживал период бурного развития.
Иудейская традиция приписывает авторство книги Моисею в период его пребывания в земле Мадиамской. Это тоже правдоподобно и не противоречит гипотезе, изложенной выше. Моисей мог узнать эту историю от прямых потомков Иова. Мадиамская земля граничила с Эдомом, и жители этих двух территорий торговали друг с другом.
Авторы Библии признавали Иова реальным историческим лицом, а не просто персонажем, выдуманным для того, чтобы продемонстрировать истину (Иез. 14:14, 20; Иак. 5:11).
Праведная жизнь Иова
Редко кто бывал так щедро благословлен, как Иов. Многие из великих благословений, посланных ему, перечислены в Иов, 1:1-5:
«Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни».
Иов был богобоязненным, справедливым человеком, любившим добро и ненавидевшим зло. Он был непорочен (1:1, но не в том смысле, что не совершал греха, а в том, что был верен Богу. Он был постоянен в своей преданности и служении Богу (1:5).
Одним из благословений Иова была добрая семья. У него было десять детей: семь сыновей и три дочери. Это была дружная семья. Сыновья обычно устраивали пиры каждый в “свой день» — вероятно, в свой день рождения — на которые приглашали и своих сестер. Собраться всей семьей было для них в удовольствие. Нет большего счастья для отца, чем любовь и близкие отношения в семье.
У Иова было большое состояние. В те дни богатство измерялось отарами и стадами домашнего скота. У него было 7000 овец, 3000 верблюдов, 500 пар волов, 500 ослиц и многочисленные слуги. Он был самым богатым человеком в той местности.
Любые земные благословения мало что значат без крепкого здоровья, и у Иова оно было. Цена богатства сводится на нет без доброго здоровья. Потеря здоровья может лишить нас либо самого богатства, либо возможности наслаждаться им.
Друзья Иова уважали его. Это также большое благословение. По правде, некоторые ценят расположение друзей даже выше благорасположения Бога. Хотя Иов дорожил одобрительным отношением Бога больше, чем одобрением со стороны друзей, он, по всей видимости, ценил их уважение к себе. Мы все нуждаемся в друзьях, и нам нравится, когда они расположены к нам.
Но самым большим благословением было то, что Иов пользовался одобрением Бога: “«…Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла»” (1:8). Нет большего счастья, чем знать, что Бог благорасположен к нам. Бог выразил в адрес Иова, пожалуй, самую большую похвалу, которую когда-либо высказывал человеку. Есть ли более великая цель, чем жить так, чтобы Бог сказал о нас добрые слова?
Испытание Иова
Сатана существовал и существует поныне, творя свои дела на земле. Когда настал день для сынов Божьих предстать пред Богом, сатана был среди них. Традиционно считается, что сыны Божьи в этом случае — это ангелы. Здесь нам преподан очень важный урок о силе сатаны. Если он может присутствовать на встрече сынов Божьих на небесах, не следует удивляться, когда мы видим его работу в общинах Божьих людей здесь, на земле. Заметьте, что он “ходил по земле, и обошел ее» (1:7).
Бог и сатана разговаривали не о небесном собрании, а о некоем человеке на земле. Сатана делал на земле все возможное, чтобы отвоевать у Бога Его творение, начиная с Адама и Евы (Быт. 3), но увести Иова он не смог.
Бог сказал сатане: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” (1:8). Сатана заметил Иова. Он не сомневался в добродетели Иова, как это позже сделали друзья последнего. Вместо этого, сатана приступил к самой сути дела. Он поставил под сомнение мотивы, которые руководили Иовом. Он утверждал, что всякий может быть предан Богу, имей он такие же благословения, как Иов. И он обвинил Иова в том, что тот славит Бога, движимый лишь эгоистическими мотивами:
«Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (1:9—11)
Сатана намекал на то, что Иов вовсе не любил Бога, а был хорошим только потому, что хотел владеть всем, что Бог ему давал. Если Бог перестанет благословлять Иова, Иов перестанет любить Бога — таково было хитросплетение сатаны. Бог позволил сатане проверить свои утверждения: “Вот, все что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей”.
Отсюда можно извлечь очень важные уроки о сатане и искушении. Во-первых, если даже такой человек, как Иов, не укрылся от сатаны, то что можно сказать о нас? Во-вторых, если Бог допустил, чтобы Иов испытал дьявольскую силу (до определенного предела), и чтобы Петр прошел через сито сатаны (Лк. 22:31, 32), то тем более мы можем подвергаться его злому воздействию. В-третьих, Бог ограничил силу сатаны. Он позволил ему отнять у Иова земные благословения, но не трогать (пока) его самого. Бог не допустил, чтобы сатана искушал Иова сверх пределов возможного. Никто из нас не избежит искушений, но “верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1 Кор. 10:13).
Сатана получил божественное попущение, но был также поставлен Богом в определенные границы. Бог — единственная сила, способная ограничить сатану. Мы можем спросить: “Почему? Что хорошего в том, что сатане было позволено так жестоко испытывать Иова?” Смысл всей книги — ответить на этот вопрос. Ответы будут открываться по мере того, как мы будем углубляться в изучение этой книги. Богу подконтрольно все. Он знает, что делает. Его действия оправданы, поскольку как Иов, так и все, что ему принадлежало, было Божьим (Пс. 23:1; 49:10-12; Исх. 19:5; Агг. 2:8; Иез. 18:4). Иов понимал это. Он говорил: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” (1:21).
Посмотрите, какие благословения сатана забрал у Иова: его волов и ослиц, его овец, верблюдов, большую часть слуг и всех его детей (1:13-22). Из всех благословений, перечисленных в главе 1, только два нельзя было отнять у него. Сатана не смог лишить Иова его праведности и благорасположения Божия. И как раз эти благословения сатана больше всего хотел забрать у Иова. Сатане безразлично, хорошие ли у нас семьи, велико ли наше материальное благосостояние и сколько у нас друзей. Что он по-настоящему ненавидит, так это нашу любовь к Богу и любовь Бога к нам.
Сатана думал, что сможет ослабить любовь Иова к Богу тем, что отберет у него материальное богатство. Он убил его волов, ослиц, овец и верблюдов, а также почти всех слуг, оставляя в каждом случае по одному человеку, чтобы тот мог рассказать о случившейся трагедии. Затем сатана поразил семью Иова.
Вскоре после первого пришло второе большое испытание (2:1-10). Бог и сатана снова имели беседу. Бог напомнил сатане о своем верном рабе Иове, который не согрешил против Бога и не возвел хулы на Него. Иов прошел первое испытание. Сможет ли он пройти второе? И тогда сатана поразил Иова болезнью. В дни Иова крепкое здоровье было показателем Божьей благосклонности. Добропорядочному человеку трудно было радоваться богатству, если он не чувствовал к себе благорасположения Бога.
Сатана не сдается легко. Он сказал: “Но простри руку Твою, и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?” (2:5). Сатана хотел расширить границы своего влияния. Бог отвечал: “Он в руке твоей, только душу его сбереги” (Современный Перевод: “…но не убей его»).
Несчастья Иова продолжались. Сатана поразил его язвами от темени головы до подошвы ног. Иов сел в пепел и стал скоблить себя осколком черепицы. Его собственная жена отвернулась от него. Она попыталась убедить его, что ему лучше обвинить Бога и умереть, чем жить в таком состоянии. Иов отругал жену за эти глупые слова, дав понять, что было бы эгоистично принимать от Бога только добро и никогда и не принимать несчастья. Иов знал, что добра не бывает без худа. Конечно, он не радовался этому, но принимал как должное.
Вопрос Иова.
Иова пришли навестить три друга, желая утешить его в его несчастиях (2:11-13). Елифаз, Вилдад и Софар издали даже не узнали Иова. Они горевали вместе с ним семь дней, не говоря ни слова, ибо видели, как велико страдание Иова.
Иов проклял день, в который родился (3:1-10). Его мучения были настолько велики, что он не хотел жить. Он не видел смысла в таком жалком существовании. Он сожалел о том, что не умер при рождении (3:11-19). Ему казалось, что было бы лучше умереть при рождении, чем жить, испытывая такие страдания. В смерти, по крайней мере, он обретет покой. Он верил, что в смерти «беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем, и не слышат криков приставника» (3:17, 18). В тот момент покой смерти казался Иову более желанным, нежели боль, одиночество и мука жизни. Он жаждал смерти со страстью кладоискателя, откапывающего спрятанные в земле сокровища.
Он вопрошал себя, зачем Бог дает человеку родиться, если потом он испытывает такие страдания. Читая обо всем этом, мы задаем и свои вопросы. Зачем нужно было умирать его детям? Зачем нужно было умирать его слугам?
И хотя Иов всегда знал, что в его дом может прийти трагедия, он не мог понять, почему Бог позволил всему этому случиться. “Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (3:25, 26). Ведь он никогда не был беспечен, никогда не уставал поклоняться Богу, всегда был предан Ему. Он боялся, что нечто подобное может случиться, если он будет поступать иначе. И все равно это произошло. Почему?
И мы оказываемся в подобных ситуациях, и мы тоже спрашиваем, почему. Трудно найти ответы. Мы не видим жизнь с позиции Бога. Его пути неисповедимы. Со временем Иов увидел Бога в другом свете. И тогда он с большей готовностью смог принять свои страдания.
Бог не создал нас для вечной жизни на земле. Он уготовил для нас лучшее место на небесах. Жизнь здесь — это испытательная площадка, чтобы подготовить нас к жизни там.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:2-4).