Какими ценными могут быть личные отношения между человеком и Богом.
Бог есть
(Исаия 6)
Почему Исаия не рассказал о своём призвании к пророчеству в начале книги? Джон Освальт говорит, что главы 1—5 являются вступительными, подготавливающими сцену для последующих событий. А главу 6 он считает одновременно заключением к главам 1—5 и вступлением к главам 7—12. Терри Брайли отмечает, что глава 6 «выводит из явного тупика отчаяния в конце главы 5 к новым возможностям в главах 7—12». Исаия пишет, что он, как и Божий народ, «погиб» и нечист (см. 6:5). Его очищение от греха демонстрирует возможность очищения народа, если они покаются.
ОН ВИДЕЛ ГОСПОДА (6:1–4)
Исаии было дано славное видение в критическое время, наступившее после смерти царя.
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы, у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями» (6:1-4).
Эти события произошли «в год смерти царя Озии» (ст. 1). Озия, он же Азария, правил южным царством, Иудеей, весьма долго. Взойдя на престол в шестнадцать лет, он царствовал в Иерусалиме пятьдесят два года. Книги Царств и Паралипоменон утверждают, что «он делал угодное в очах Господних» (4 Цар. 15:3; 2 Пар. 26:4) и «споспешествовал [помогал] ему Бог» (2 Пар. 26:5). Однако он не убрал «высоты», где люди продолжали исполнять языческие обряды (4 Цар. 15:4). Вторая книга Паралипоменон повествует об устранении Озии: возгордившись, он вошёл в храм, чтобы воскурить фимиам. Это была обязанность священников (2 Пар. 26:16–19). За то Господь поразил царя Озию проказой, и он жил в отдельном доме до самой смерти, случившейся в 739 г. до н.э. (2 Пар. 26:21). Израильский царь Иеровоам II умер всего несколькими годами ранее. Израиль и Иудея при Озии и Иеровоаме II процветали. В годы после смерти Иеровоама II северное царство было ввергнуто в хаос. Естественно, все боялись, что та же судьба постигнет и Иудею. Это было критическое время.
Скорее всего, Исаия молился или поклонялся Богу во дворе храма, когда вдруг был потрясён славным присутствием Божьим. Он говорит: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом». Земные цари умирают, а Господне правление вечно. Псалмопевец говорил: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл Царства Твоего» (Пс. 44:7). Только Бог превознесён и обитает в храме небесном.
В этом видении «вокруг Него стояли серафимы» (ст. 2). Это единственное упоминание серафимов в Библии. Серафим — один из ангельских чинов, чьё предназначение, видимо, было славить Бога.
Эти существа взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (ст. 3). Вместо того чтобы сказать «самый святой», евреи для выражения превосходной степени использовали повторение (как во фразах «Царь царей» и «Господь господствующих»). Данное тройное выражение хвалы — «самая сильная форма превосходной степени в еврейском языке» (Освальт). Мотьер называет её «наипревосходнейшей». В Библии её можно встретить только здесь. Сцена произвела на Исаию огромное впечатление. Он часто называет Господа «Святой Израилев». Божья святость отражается в Его отношении к этическому поведению (Лев. 19:1–3, 9–18). Другие народы имели законы, которые они якобы получили от своих богов, но «ни один народ не рассматривал эти законы как первейшее выражение того, что делает Бога Богом».
Вся земля исполнена Его славы. «Слава» в Ветхом Завете встречается 194 раза, из них около 35 раз в книге Исаии. Это слово используется для выражения силы и присутствия. В пророчестве Иезекииля «слава» выражает Божье присутствие и защиту. Когда Божья слава отошла от Иерусалима (Иез. 11:23), город остался без зашиты. Когда же Его слава вернулась (Иез. 43:2–5), Божье присутствие и защита стали очевидными.
Псалмы выражают самую суть Господней славы:
«Но Ты, Господи, щит предо мной, слава моя, и Ты возносишь главу мою» (3:4).
«Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (25:8).
«Да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах» (148:13).
Следствием Божьей славы является суд над грехом, ибо, как отмечает Освальт, «одно и другое не могут существовать вместе (…Ис. 6:5; Иис. Н. 7:19; Иер. 13:15–17; Ам. 4:13; 5:8, 9; 9:5, 6)».
Когда Исаия увидел Господа, «поколебались верхи врат… и дом наполнился курениями» (ст. 4). При феофании Бога сынам Израилевым «вид… славы Господа на вершине горы был… как огонь поедающий» (Исх. 24:17). «Феофания» — это явление Бога людям, например, Моисею в горящем кусте (Исх. 3:1–6). Упоминание огня — это, возможно, намёк на жертвы, совершаемые священниками.
ОН УВИДЕЛ СЕБЯ (6:5–7)
«И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа»» (6:5).
Только увидев Господа в Его славе, мы можем увидеть, какие мы на самом деле грешные и нечистые, — как Исаия увидел себя в стихе 5. Проблема человечества всегда состоит в том, что мы сравниваем себя с другими, а не с Богом. Некоторые нехристиане утешают себя тем, что они «ничуть не хуже» называющих себя последователями Иисуса, но не верных Ему. Другие, отвергая для себя возможность религиозности, оправдывают это наличием «лицемеров в церкви». Мы должны смотреть на Господа, а не друг на друга. Только так мы можем увидеть, каковы мы в действительности: грешники, нуждающиеся в Спасителе.
Исаия продолжает:
«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен»» (6:6, 7).
Один из ангелов в видении пророка взял «горящий уголь… с жертвенника» (ст. 6). Жертвенный огонь горел постоянно (Лев. 6:12, 13) для совершения требуемых Господом жертвоприношений.
Когда горящий уголь коснулся уст Исаии, ему было сказано: «Грех твой очищен» (ст. 7). Ветхий Завет часто говорит, что Бог прощает человеческие грехи. Из Евр. 9:11–15 мы знаем, что прощение даже живших в ветхозаветные времена было добыто жертвой Иисуса на кресте.
ОН УВИДЕЛ СВОЮ МИССИЮ (6:8–13)
Освальт отмечает, что нельзя пропустить мимо своего внимания последовательную связь элементов в главе 6, и поясняет: «Смерть царя готовит путь к видению Бога; видение Бога ведёт к отчаянию по поводу своего состояния; отчаяние по поводу своего состояния открывает дверь к очищению; очищение позволяет признать возможность служения; и затем всё это ведёт к самопожертвованию».
«И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдёт для Нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «Пойди и скажи этому народу: ‘Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите’. Ибо огрубело сердце народа сего — и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей, и дома — без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если ещё останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но, как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её»» (6:8-13).
Господу нужен был вестник, и Исаия сказал: «Вот я, пошли меня» (ст. 8). Исаия увидел Господа во всей Его славе и осознал собственную греховность. Только тогда он смог получить прощение греха, что привело к тому, что он вызвался служить в качестве пророка.
Стихи 9 и 10 приводят изучающих Библию в недоумение, потому что кажется, будто в них говорится, что в своём служении Исаия должен был делать противоположное тому, что можно было бы ожидать. Однако если увидеть, что в этих стихах использована преднамеренная ирония, тогда всё встаёт на свои места. Эдвин Гуд в отношении этого отрывка говорит следующее:
«Если мы увидим иронию в этом повелении, то нам не нужно будет беспокоиться ни о морали Бога, ни о психологическом странствии пророка, то есть о том, что не доступно нам. Это повеление — как бы ответ в том же ключе на ироническую цитату из 5:19, где люди саркастически выражают своё желание увидеть и услышать. Оно иронично говорит: «Сделай их ещё хуже, чем они есть! Пусть они станут ещё более невежественными, ещё более несмысленными!» Конечно, не в этом заключается работа пророка, и не этого от него ждут. Он с самого начала сталкивается с этим в корне ироническим восприятием жизни народа, что их дело — познание, а они радуются неведению».
Эти стихи в Новом Завете цитируются четыре раза. Когда ученики спросили Иисуса: «Для чего притчами говоришь им?» (Мф. 13:10), Он проиллюстрировал умонастроение не желавших воспринимать Его учение, процитировав эти стихи. Их сердца ожесточились против духовной вести, которую Он нёс. Иоанн также процитировал эти стихи, когда объяснял, почему иудеи не уверовали даже после того, как своими глазами увидели многие чудеса, совершённые Иисусом (Ин. 12:37–40). Этот отрывок процитировал Павел, когда римские иудеи отвергли евангелие об Иисусе (Деян. 28:23–28). Павел привёл его и в своём Послании к римлянам, чтобы объяснить невосприимчивость иудеев (Рим. 11:7, 8). Подобное повеление Господнему пророку может озадачивать. Действительно ли он должен был проповедовать таким образом, чтобы люди закостенели в своём неповиновении? «Говоря о результате проповеди Исаии так, будто это цель его вести, Бог разоблачает уже состоявшуюся чёрствость народа Иудеи» (Брайли).
«Надолго ли, Господи?» — спрашивает Исаия (ст. 11). Пророк наверняка страдал от понимания того, что народ отвергнет весть Господа, и хотел знать, долго ли это будет продолжаться.
Бог ответил ему: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей, и дома — без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет». Благополучие Израиля как народа зависело от их верности Господу и завету с Ним. Бог ясно сказал Израилю, что если они хотят жить в своей земле без проблем, то не должны нарушать завет (см. Лев. 26:14–26). Их изгнание было результатом их греха.
Господь позволил «удалить» Свой мятежный народ (ст. 12) в отдалённые места, отправить в изгнание Израиль и Иудею. «Великое запустение» постигло их города и землю. Очень поучительно бродить по развалинам некогда богатых палестинских городов, таких как Мегиддо, Беф-Сан, Газер и Самария. Начинаешь реально осознавать, что тем, кто творит беззаконие, не избежать Божьего суда.
И всё же глава завершается надеждой: «…ещё останется десятая часть на ней… святое семя будет корнем её» (ст. 13). «Типично для Исаии, на траурном одеянии мы вдруг видим неожиданную отделку», — говорит Мотьер. «Святое семя» может указывать на остаток, над которым будет царствовать Мессия.
ПОДГОТОВКА МИССИОНЕРА
Исаия услышал особое призвание идти к народу Израиля с Божьей вестью покаяния; однако прежде чем он принял приглашение идти и проповедовать, Бог должен был подготовить его к этому. Отсюда мы можем извлечь для себя хороший урок. Как Бог сделал из Исаии миссионера?
Он привёл его к осознанию своей греховности, чтобы тот понял свою нужду. Исаия получил видение Господа во всей Его славе. Когда он понял, какой Бог, он увидел себя яснее, чем когда-либо до того, и воскликнул: «Горе мне…!» Мы не готовы идти, пока не скажем: «Горе!»
Он очистил его, чтобы тот мог стать отделённым служителем. Бог послал одного из Своих серафимов коснуться уст Исаии горящим углём с жертвенника и сказать ему: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен» (ст. 7). Мы не готовы идти, пока не получим прощение.
Он дал ему поручение, чтобы тот знал, куда идти и что делать. Хотя Исаия осознал свой грех и очистился от него, он всё ещё не был готов идти. Человек не готов идти, пока не получит указания от Господа относительно того, что делать.
Бог не посылает лишь бы кого делать Свою работу. Возможно, именно поэтому некоторые наши миссионерские усилия не достигают цели. Мы идём, не осознав своей греховности, не очистившись от неё и не будучи готовы исполнить поручение Господа.
СЕРДЦЕ, ЗАКРЫТОЕ ДЛЯ БОГА
Во время драматического призвания Исаии на пророчество ему было сказано, что он должен будет проповедовать, покуда сердца людей не огрубеют, уши не перестанут слышать, а глаза не перестанут видеть. Божественные указания настраивали Исаию на то, что не многие обратятся в результате его проповедей. Подразумевалось, что большинство сердец, вместо того чтобы прийти к Богу, не воспримут услышанного. Сказанное Исаии даёт яркое представление о том, как сердце становится огрубевшим и невосприимчивым перед Богом.
Во-первых, имело место сопротивление. Исаия не льстил уху своих слушателей, а передавал им Божьи повеления и наставления, которым нужно было повиноваться. Им не нравилось то, что они слышали, и они противились этому. Они говорили: «Нам не нравится, что нам говорят. Мы не хотим этой вести и потому будем игнорировать её».
Когда Господь явился Савлу, Он спросил: «Что ты идёшь против рожна?» (см. Деян. 26:14). Хотя нам не приводятся все детали, мы знаем, что Савл сопротивлялся истине об Иисусе. Однако неоспоримое свидетельство, посланное ему на этот раз, сняло всякое сопротивление и убедило в истинности Иисуса. Как мы рады за Савла! А вот народ в дни Исаии продолжал сопротивляться. Они позволили своим сердцам и дальше разрушаться.
Скоро сопротивление перешло в отвержение слова Господа. Так или иначе постоянно сталкиваясь с Божьим словом, слушатели в дни Исаии укреплялись в своём сопротивлении ему. Становясь нетерпимыми к наставлению и исправлению, они, в конце концов, заняли самую непримиримую позицию по отношению к вести Исаии. Они говорили: «Эти проповеди неправильные, и их нужно прекратить. Мы будем противиться им».
В конечном итоге их отношение к проповедуемой вести переросло в тотальный бунт против Бога. Нельзя постоянно отвергать Божью волю, не бунтуя против Самого Бога. Убегая от Божьей воли, Иона обнаружил, что убегает от Бога. Господни слова либо смягчат наши сердца, сделав их послушными, либо ожесточат их на бунт против Него.
Тот путь, который избрали эти люди, не привёл их к счастью; двери их сердец оказались наглухо закрыты перед Божьей истиной. Они совершили самую грубую ошибку, какую только можно совершить: запечатали свои сердца, чтобы Бог не смог сказать им то, что они обязательно должны были услышать. Есть такое изречение: «Самые слепые — те, которые не хотят видеть, и самые глухие — те, которые не хотят слышать». Когда человек достигает такой слепоты и глухоты, он лишает себя вечной жизни.
СЕРДЦЕ И ОБРАЩЕНИЕ
Если сопротивление и неприятие Божьей вести ведёт человека к тотальному бунту против Него, то открытость, честное размышление, искреннее восприятие и верность Его Слову в жизни может привести человека к обращению и исцелению. Давайте посмотрим на Господни слова в этом отрывке как бы с обратной стороны, чтобы увидеть в них прямой путь к обращению. Как человек приходит к Богу?
Во-первых, он должен быть восприимчив к вести. Он должен иметь желание слушать. Когда Божий вестник говорит, он должен слушать его со вниманием. Слово есть семя царства, и его нужно сажать в почву сердца. Если уши человека закрыты к вести, то никакое семя в него заронить нельзя.
Во-вторых, он должен честно обдумать её. Слушание — это только первый шаг. Слушание без честного, вдумчивого размышления над вестью не может дать духовного урожая. А вот слушание и размышление очень близко подводят слушателя к насаждению семени.
В-третьих, должно быть искреннее принятие вести. После анализа, оценки свидетельств и признания истинности вести наступает время её принятия. Это уже фактическое насаждение семени в сердце.
В-четвёртых, должно быть верное применение вести в жизни. Некоторые слушают, размышляют и воспринимают её, но не повинуются ей. Они могут высоко отзываться о ней, но никогда не применяют на практике. На стадии применения слушатели должны принять решение повиноваться вести и позволить ей изменить их, превратив в служителей Божьих.
Когда человек проходит все эти ступени, совершается подлинное обращение. Душа обращается к Богу и исцеляется. Обратная сторона повелений нашего Господа Исаии показывает, что всё кроется в нашем сердце.
ДОЛГО ЛИ МНЕ ПРОПОВЕДОВАТЬ?
Исаии было сказано, что его проповеди не приведут к большому успеху. Его слова падут на глухие уши, предстанут перед сомкнутыми глазами и отскочат от огрубевших сердец. Он задал уместный вопрос. В сущности он спросил: «Господи, как долго мне проповедовать этим людям, которые не хотят слушать?» Господь дал ответ на его вопрос, построив его вокруг короткого слова «доколе». Исаии необходимо было услышать Его ответ; необходимо это и нам.
На вопрос Исаии «Долго ли мне проповедовать?» Бог ответил: «Доколе не поднимется остаток». Пусть некоторые отмахнутся, однако будут и такие, кто прислушается. Исаии было сказано: «И если ещё останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но, как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её» (ст. 13). Для отвергавших весть Исаия проповедовал, чтобы они знали, что был пророк среди них. Для слушавших Исаия проповедовал, чтобы они поднялись как остаток для Бога. Так и с нами. Мы знаем, что очень многие не станут слушать. Иисус сказал, что многие пойдут широким путём, но мы также знаем, что лишь немногие примут во внимание Божье Слово и станут Его народом (Мф. 7:13, 14). Мы трудимся для этих немногих. Божьи проповедники проповедуют для остатка, который будет слушать.
На вопрос Исаии «Долго ли мне проповедовать?» Бог ответил: «Доколе не отвергнут весть». Эта часть ответа вернула Исаию к тому, что уже было сказано:
«Пойди и скажи этому народу: “Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите”. Ибо огрубело сердце народа сего — и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (ст. 9, 10).
Он должен был проповедовать, пока они не отвергнут весть и не перейдут к открытому неповиновению. Мы тоже должны неустанно проповедовать. Слово Божье должно наполнить землю, чтобы никто не мог сказать: «Мне не довелось услышать её. Я так и не узнал, что это за Божья весть!»
На вопрос Исаии «Долго ли мне проповедовать?» Бог ответил: «Доколе не придёт конец». Исаии было сказано:
«Доколе не опустеют города и останутся без жителей, и дома — без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (ст. 11, 12).
Для Исаии это объяснение означало, что он должен проповедовать до самого пленения, когда людей уведут с родной земли в чужие места. Для нас это означает, что мы должны проповедовать, пока мы живы или пока не вернётся Господь. Многие могут не слушать нас, как было с Исаией, но мы всё равно должны проповедовать. Как часто говорят: «Мы не обязаны сделать весть такой, чтобы её приняли, но мы обязаны сделать её доступной» Как долго нам проповедовать? Бог раз и навсегда решил этот вопрос с Исаией и с нами. Его ясный ответ — «доколе»: доколе не поднимется остаток, доколе весть не отвергнут, доколе не придёт конец.