Богоугодные решения для христианина.
Бог Есть.
(Ефесянам 4:1–6)
В 3 Цар.18 описана одна из самых напряжённых сцен в Библии. Илии, волевому человеку, Бог поручил выступить от Его имени. Это было время, когда Божьих пророков убивали и насаждалось языческое поклонение Ваалу и его «царице» Астарте. Решившие следовать Господу Богу немедленно становились мишенью для злых нападок, и многие были убиты. Жгучая ненависть к Богу и Его последователям усиливалась ещё потому, что Бог наслал на страну трёхлетнюю засуху в наказание идолопоклонникам. Как же нелегко было в то время открыто заявлять о своей верности единому истинному Богу! И когда всё казалось безнадёжным, явился Илия и вызвал языческих священников на состязание (18:1–18).
Состязание на горе Кармил началось с того, что один пророк Господа Бога выступил против 850 пророков Ваала и Астарты (18:19). Перед началом состязания Илия встал и обратился к собравшимся: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (18:21). После этого началось состязание. Илия продемонстрировал силу истинного Бога (18:30–38). Пророк убедил наблюдавших эту сцену: «увидев это, весь народ пал на лицо своё и сказал: “Господь есть Бог, Господь есть Бог”!» (18:39). Люди приняли решение, и это решение побудило их к действию (18:40).
Бог на протяжении всей Библии просит народ сделать выбор в Его пользу. Повинующиеся Богу обретают «жизнь» (Втор. 30:19; 32:47). Писания учат, что эту «жизнь» могут иметь лишь те, кто устанавливает и поддерживает правильные отношения с Богом (см. Иер. 38:20; Ам. 5:4; Авв. 2:4; Ин. 3:15, 16, 36).
Христианин избрал следовать Богу, потому что он знает, что вечную жизнь можно обрести, только исполняя Божью волю (Ин. 5:25–29). Господь сказал, что уверовавшие перейдут из «тьмы» в «свет жизни» (Ин. 8:12). Ваш переход из тьмы в свет осуществился, когда вы решили уверовать и исполнить Божьи повеления для вашей жизни. Это решение повлияло на вашу жизнь — и теперь вы избираете делать то, что раньше бы не делали! Став христианином, вы задали иное направление своим мыслям, так что теперь принимаете решения в соответствии с Божьими заповедями. Такая перемена называется «обновлением ума вашего» (Рим. 1, 2). Христиане принимают совершенно другие решения, нежели необращённые!
В Еф. 4—6 Павел говорит о впечатляющих переменах, которые происходят, когда человек обращается. Прочтите внимательно Еф. 4:1–6 и посмотрите, как меняется процесс принятия решений. В этих стихах упоминаются три важные области, в которых обращение ко Христу должно повлиять на ваши решения.
ВЫБОР ХРИСТОПОДОБНОГО ОТНОШЕНИЯ
Истинное обращение изменяет отношение ко всему! До обращения в человеке преобладает эгоизм и гордость. После же обращения всеми его поступками управляют мысли о прославлении Бога. Слова Павла показывают, как эти мысли смещаются с себя как центра вселенной на других людей. «И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).
Сила обращения, преображающая взгляды и свойства личности человека, показана на примере Онисима. Этот беглый раб ушёл от Филимона из эгоистических побуждений, что сделало его «негодным». Когда Онисим услышал евангелие и покорился ему, он стал «годен». Отмечая перемену Онисима, Павел пишет: «Прошу тебя о сыне Моём Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его» (Флм. 10, 11).
Изменить своё отношение к себе и другим для новообращённого христианина — наиболее трудная задача. Вместо того чтобы думать о себе, он теперь должен думать о других. Именно поэтому Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23).
В Еф. 4:1–6 говорится о трёх значительных изменениях в отношении человека к себе и другим. Эти изменения происходят в результате понимания человеком того, что он был освящён на служение Богу. Это воистину изменения к святости.
Во-первых, христиане должны иметь «смиренномудрие». Человек, который стремится уподобиться Христу, не требует, чтобы всё было по его; интересы других он старается ставить выше своих. Обращённый ум понимает, что у других тоже могут быть хорошие идеи. Высокомерный ум провоцирует вражду, потому что он ревнив и горд. Писания часто предупреждают христиан, что смирение может быть запятнано надменным поведением (Фил. 2:3; Иак. 3:14). Некоторые люди позволяют гордости вытеснить смирение. Гордость заставляет человека отстраниться и сказать: «Я же говорил им, что план никуда не годится, но они не захотели слушать меня — и вот полюбуйтесь, какая из этого получилась ерунда!» В противоположность этому, христоподобное отношение поощряет смирение и распинает надменные мысли.
Во-вторых, христиане должны иметь «кротость». Это качество вытекает из смирения. Когда человек признаёт, что он не «истина в последней инстанции» во всех вопросах и что его идеи не всегда самые лучшие, тогда в нём развивается кротость. Это качество побуждает человека быть добрым, услужливым, внимательным, тактичным и деликатным. Кротость предполагает бережное отношение к чувствам другого человека (Лк. 6:35; Рим. 12:10; см. Кол. 3:12). Подлинно обратившийся восхищает окружающих тем, что старается заменить холодный эгоизм искренним желанием служить другим, что есть проявление святости.
В-третьих, христиане должны иметь «долготерпение». Этот термин означает, что новообращённый христианин готов «терпеть долго», чтобы разрешить проблему с другим человеком или найти выход из трудной ситуации. Христианскую жизнь никак нельзя назвать лёгкой; в ней может возникнуть множество проблем и разочарований. Человек с изменившимся отношением может проявлять долготерпение, так как он знает, что Господь Бог позаботится обо всём. Именно такое отношение продемонстрировал Павел, когда ему сказали, с какими трудностями он столкнётся в Иерусалиме. Такое же отношение и путешествовавшим с Павлом позволяло терпеливо вести себя в затруднительных ситуациях и уверенно говорить: «Да будет воля Господня!» (Деян. 21:14).
Эти качества помогут христианам познать, что победа над эгоизмом даёт радость, что чуткость и способность сопереживать рождает дружбу с другими людьми, а знание, что всё в руках Божьих, позволяет терпеливо сносить трудности! Такая «корректировка отношения» даёт христианину возможность обрести восхитительный мир! (См. Фил. 4:4–8).
ВЫБОР СВЯТОЙ ЛЮБВИ
Главная норма христианского поведения — это любовь. Помните, что это освящённая любовь. Она стала святой. Эта новая любовь сменила старую. До обращения человек любил только себя и стремился потакать собственным желаниям и удовлетворять их. До обращения объект любви человека можно было выразить словами: «Я должен заботиться о себе!» и «Старайся стать первым!» После обращения центр внимания резко смещается: объект любви теперь не сам человек, а другие! Новообращённый христианин «отрекается» от своего эгоизма, «теряет» и «распинает» его (см. Мф. 16:24; Лк. 9:24; Гал. 2:20).
Эта преображённая любовь служит и даёт (любовь агапе); она подражает чудной любви Божьей к нам (Рим. 5:8). Такая преображённая любовь изумляет мир. Глядя на перемену выражений любви новообращённого, люди удивляются. В одной старой истории рассказывается об обращении человека, которого все знали как пьяницу и драчуна. Как и следовало ожидать, в городе некоторые не поверили в его обращение. Как-то один горожанин стал громко высмеивать церковь, Библию и Бога. Он заговорил об обращении этого задиры. В толпе оказался сын обращённого, который слышал эту насмешку. Он вышел вперёд и сказал: «Не говорите, пожалуйста, что мой отец только дурачит людей или не в своём уме. С тех пор как он стал христианином, он очень изменился. Он не ругается и больше никого не бьёт. Он даже молится перед обедом. Мистер, я не хочу, чтобы мой отец дурачил кого-либо; но если он не в своём уме, тогда, пожалуйста, оставьте его в покое — потому что сейчас его ум лучше, чем был раньше!»
Новообращённый делает выбор — любить иначе! Теперь, став христианином, вы должны любить освящённой любовью вашего небесного Отца. Как вы демонстрируете то, что сейчас, став христианином, вы решили любить так, так любит Бог?
ВЫБОР ДУХОВНЫХ ЦЕЛЕЙ
Каково теперь, когда вы стали христианином, ваше истинное устремление в жизни? Что для вас важнее всего? Павел является прекрасным примером того, как меняются цели после того, как человек становится христианином. В письме филиппийцам Павел вспоминает эту перемену. До обращения желанием Павла было приобрести мирской авторитет, положение и почёт. Став христианином, все эти мирские «преимущества» он «почёл тщетой» (См. Фил. 3:4–8). Павел обрёл одну новую цель: жить так, чтобы прославить Христа (3:7–14). Он призывал всех иметь такую же цель жизни (3:17–21).
То же желание демонстрирует Павел и в своём письме эфесянам. Он наставляет эфесских христиан жить так, чтобы были прославлены Бог и Христос. Эта цель подчёркивается в двух фразах.
Христианин должен «поступать достойно звания» (4:1). Сначала Павел обращает внимание своих читателей на то, как решения христианина влияют на тот мир, в котором он живёт. Евангелие призывает грешников стать христианами (2 Фес. 2:14). Это призыв отрешиться от мира и его стандартов, чтобы войти в Христово тело и начать жить по стандартам Господа (Кол. 1:13). Это призвание — огромная привилегия, приносящая замечательные благословения. Кто отзывается на это призвание и принимает его, должны поступать (то есть жить) так, чтобы не срамить Господа. Например, кто крал, не должен больше красть, кто лгал, должен говорить только правду, а кто жил безнравственно, должен быть святым. Принадлежность к церкви Христовой требует от человека поставить перед собой новую цель: возвеличивать и прославлять Бога (Гал. 6:14). Поскольку вы теперь христианин, то всё, что вы делаете, должно вызывать на Божьем лике улыбку, означающую, что ваше поведение угодно Ему. Как можно прославлять Бога на работе?.. дома?.. на отдыхе?.. с друзьями?.. с сослуживцами? Вы решили принять Господне приглашение к спасению, когда Он призвал вас через евангелие. И вследствие этого теперь вы обязаны поставить перед собой благословенные цели.
Христианин должен стараться «сохранять единство духа в союзе мира» (4:3). Далее Павел говорит о том, какое влияние оказывают на Господню церковь желания и устремления. Каждый член Христовой церкви должен сохранять единство и согласие. Обратите внимание, что заповедано не всякое единство: христианин должен сохранять «единство духа». Единство Духа Божьего — не то же самое, что терпимость к любой формуле или выражению веры. В стихах 4–6 Павел конкретно перечисляет семь основных моментов, на которых должно строиться и сохраняться «единство духа»:
1. «одно тело»
2. «один дух»
3. «одна надежда вашего звания»
4. «один Господь»
5. «одна вера»
6. «одно крещение»
7. «один Бог и отец всех».
Эти семь наиважнейших «единств» пересматриваются и переопределяются человеком в попытках установить единство, не соответствующее указаниям Духа в Новом Завете. Как новообращённый христианин, вы обязаны способствовать сохранению того единства в религии, которому учит Библия. Эта цель должна быть самой главной в ваших помыслах, потому что вы сделали выбор — следовать Божьему Слову.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ
Человек и Бог делают выбор! Бог открыл то, какой выбор Он сделал. Его выбор обязателен для тех, кто повинуется божественному постановлению «жить верой» (Рим. 1:17; см. 2 Кор. 5:7).
Бог ожидает от Своих детей, что они изберут повиновение Его божественным постановлениям. Он дал божественные стимулы и объяснил необходимость избрать «жизнь» и поступать праведно. К сожалению, не все избирают Божий путь, и даже христиане могут со временем перестать принимать правильные решения. Такие люди сродни Израилю у подножья горы Синай. Хотя народ решил исполнять Божью волю (Исх. 19:5–8), некоторые израильтяне встали на путь неповиновения. Через короткое время народ, поклявшийся слушать Бога, отвернулся от Него и стал поклоняться идолу. Обнаружив вероломство, Моисей крикнул: «Кто Господень, — ко мне!» (Исх. 32:26). Израилю снова пришлось выбирать, слушаться Бога или нет.
Теперь, когда вы стали христианином, перед вами опять будет всё время стоять необходимость делать тот или иной выбор. Дьявол каждый день будет пытаться склонить вас отступить от своих решений и пойти на компромисс. Поэтому каждый день вам нужно заново давать себе обещание верности сделанному выбору. Вы — как Даниил и его три друга в Вавилоне. В чужой стране их склоняли к тому, чтобы они нарушили свою верность Господу. Эти четверо юношей решили оставаться послушными Богу и отказались изменить своё решение (Дан. 1:8; 3:17, 18)! Другой вдохновляющий пример — Моисей. Он предпочёл держаться своих благочестивых принципов, «нежели иметь… наслаждение» мира. Отношение, любовь и цели Моисея побуждали его принимать решения, которые прославляли бы Бога (Евр. 11:24–26). Давайте и мы делать то же самое!