Границы восстановления церкви.
Бог Есть. Администратор.
Церковь во все времена своей истории призывала вернуться к новозаветному христианству. Если мы обратимся к Библии, будем изучать ее и следовать ей, то мы сможем восстановить в двадцать первом веке церковь первого века.
Признаться, это сложная задача. Представим себе человека, который решил вернуться в свой родной город и вновь пережить дни своей молодости. Приехав, он обнаружил, что многое выглядит иначе. На месте его любимого магазина стоит супермаркет. Он увидел новые здания школы и церкви. Уютный дом, в котором он когда-то жил, как будто стал меньше. Он попробовал было повторить сделать то, что ему так нравилось делать в детстве, и обнаружил, что и сам он тоже изменился. Лазать по деревьям было не так легко, как в дни его юности. Он понял, что дни своей молодости вернуть трудно потому, что изменилось время, изменились места и люди.
А в церкви разве не произошли подобные изменения? Может быть, в силу прошедших лет и имевших место перемен восстановить церковь первого столетия невозможно? Томас Вулф написал роман «Домой возврата нет». Неужели и правда «домой возврата нет» — не восстановить уже новозаветную церковь? Трудно — да. Невозможно — нет! Реставрация возможна.
Возражения против идеи восстановления новозаветной церкви иногда бывают основаны на неправильном понимании того, что имеется в виду под реставрацией. Давайте разрешим это непонимание, дав более подробное определение «реставрации». Каковы границы призыва к восстановлению церкви?
Что не следует восстанавливать?
Во-первых, давайте отметим, что в новозаветной церкви были некоторые вещи, которые нам не следует пытаться восстановить. Удивляет? Да, кое-что, характерное для церкви первого века, не следует восстанавливать, более того — оно не должно восстанавливаться. Чтобы это понять, мы должны осознать, что у церкви есть две стороны: божественная и человеческая.
В своем божественном аспекте церковь совершенна. Она была частью «предвечного определения» Божьего (Еф. 3:11). Церковь Нового Завета была установлена Христом (Мф. 16:18); она была искуплена Его кровью (Деян. 20:28). Кроме того, ее наставлял Святой Дух (Ин. 16:13). Задуманная Богом и осуществленная Христом, церковь совершенна — по своей организации, богослужению и условиям прощения. В этом плане мы не можем улучшить церковь и должны восстановить оригинал.
Однако в своем человеческом аспекте церковь всегда была и всегда будет несовершенной. Церковь — это тело, состоящее из людей, а людям свойственно ошибаться, грешить (Рим. 3:23). Неверные члены и лжеучителя могут находиться в церкви сегодня точно так же, как и в церкви первого века. В Новом Завете рассказывается о многих несовершенствах ранней церкви. Мы не должны следовать плохим примерам, которые мы находим там.
Что нельзя восстановить?
Во-вторых, некоторую деятельность новозаветной церкви восстановить нельзя. Кто-то может спросить: «Если вы церковь первого века, то почему не творите чудес? Почему не говорите на языках? Почему не исцеляете больных?» Такие вопросы правомерны и требуют рассмотрения.
Действительно, члены новозаветной церкви творили чудеса, как и предсказал Иисус (Мк. 16:17, 18). В день Пятидесятницы апостолы, вдохновленные Святым Духом, заговорили на новых языках (Деян. 2:1-11). Вскоре после этого Петр и Иоанн силой Христа исцелили хромого, который лежал у ворот храма (Деян. 3:1-9). Петр воскресил из мертвых Серну (Деян. 9:36-43).
Апостолы не были единственными, кто творил чудеса; люди, на которых они возлагали руки, тоже могли творить подобное. Более того, передача этих даров Святого Духа была настолько распространена, что Павел вынужден был написать коринфской церкви о том, как следует ими распоряжаться (см. 1 Кор. 12—14).
Если такие чудеса — говорение на языках, исцеление больных, воскрешение мертвых — происходили в новозаветной церкви, то почему бы им не происходить в восстановленной новозаветной церкви? Мы не можем творить чудеса в церкви сегодня потому, что время чудес закончилось.
Да, церкви первого века были даны особые дары Святого Духа, но эти знамения не должны были существовать до конца времен. Павел ясно сказал в 1 Кор. 13:8-10, что дары Духа должны исчезнуть. «Несовершенное» должно было исчезнуть. Что было несовершенным? Чудесное знание, пророчества, говорение на языках — фактически все духовные дары, ибо Павел говорил о духовных дарах вообще, противопоставляя их любви. Он предсказал конец всей системы духовных даров.
Когда это должно было случиться? Когда настанет «совершенное». Говоря о «совершенном», Павел имел в виду зрелость церкви, наступившую в результате завершения откровения Слова Божьего. Когда Новый Завет был завершен — когда была полностью записана вся богодухновенная весть, чудеса прекратились.
То, что эти чудеса не были предназначены для двадцать первого века, подсказывают нам и другие соображения.
(1) Чудеса больше не нужны. Назначение чудодейственных даров было в том, чтобы подтверждать слова апостолов и евангелистов (Евр. 2:3, 4; Мк. 16:20). Когда Слово Божье было завершено, описанные в нем чудеса стали служить свидетельством того, что работа, проделанная евангелистами церкви, была работой Бога. Чудеса, записанные в нем, порождали у читателей и слушателей веру (Ин. 20:30, 31). Слово, однажды подтвержденное, не нуждалось в дальнейшем подтверждении.
(2) Чудесные духовные дары больше не возможны. Они передавались только через возложение рук апостолов. В Деян. 8 Петр и Иоанн должны были отправиться в Самарию и возложить руки на тамошних христиан, чтобы те получили чудесные дары. Так как сегодня больше нет живых апостолов, то и не существует способа получения этих чудесных даров. Даже если бы мы считали, что желательно иметь такие знамения, у нас не может их быть. Они были частью младенчества церкви и должны были прекратиться.
Хотя церковь выступает за возвращение новозаветного христианства, мы понимаем, что некоторые черты первой церкви не следует восстанавливать или нельзя восстановить. Человеческие ошибки в церкви не должны повторяться, а чудодейственные дары, которые Бог раздавал в первом столетии, мы сегодня не получим. Кроме того, мы читаем о некоторых практиках первых христиан, которые не имеют никакого смысла для членов церкви сегодня.
Что не нужно восстанавливать?
Третье ограничение в призыве к реставрации заключается в том, что некоторые аспекты новозаветной церкви не нужно восстанавливать. На что была похожа новозаветная церковь? Во-первых, не существовало церковных зданий. Во время богослужения не использовалось электричество, и евангелисты не ездили на автомобилях, на поездах, не летали на самолётах, когда отправлялись проповедовать евангелие. Следует ли и нам так поступать, чтобы быть новозаветной церковью? Должны ли мы отказаться от использования церковных зданий или электричества в местах поклонения? Следует ли отвергнуть современные виды транспортных средств, отправляясь проповедовать?
Похоже, что некоторые набожные люди так и думают. Например, одна религиозная группа назвалась «Церковью горницы». Так как Иисус в последнюю ночь встречался со Своими апостолами в горнице, то члены этой группы, видимо, решили, что церкви необходимо собираться в горнице. Поэтому свое церковное здание они построили на сваях, чтобы оно стало горницей! У других религиозных групп нет церковных зданий, потому что у ранней церкви их не было.
Правы ли эти группы? Должны ли мы собираться в горнице, чтобы быть церковью первого века? Запрещено ли нам иметь церковные здания, раз у ранней церкви их не было? Должны ли мы восстанавливать такие детали из жизни церкви, о которых мы узнаём из Нового Завета?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем пример. Когда Иисус установил вечерю Господню, Он, скорее всего, сделал это в четверг вечером в горнице во время еды. Скорее всего, для плода виноградного Он использовал одну чашу. После ужина группа спела гимн, а затем вышла из горницы и отправилась на Масличную гору. Требуется ли от нас повторять каждую из этих деталей?
В Новом Завете содержатся первоначальные заповеди, данные христианам. Изучая их, мы можем определить те практики, которые не обходимо восстановить в отношении вечери Господней. В 1 Кор. 11, когда Павел привел пример того, как Иисус установил вечерю Господню, он не упомянул ни место, где произошло это событие, ни подробности, включенные в первое описание. Он только сказал об одной чаше. Поэтому мы можем заключить, что от первоначальной церкви не требовалось собираться в определенном месте.
Мы можем выяснить, когда следует причащаться, прочтя об этом в Евр. 10:25, где говорится, что нельзя оставлять собрания своего. Так же и в 1 Кор. 16:1, 2 сказано, что временем регулярных собраний был первый день недели. И в Деян. 20:7 приводится пример того, что первые христиане встречались в первый день недели для преломления хлеба (то есть для участия в вечере Господней). На основании этой информации можно сделать вывод, что от ранней церкви требовалось собираться в первый день недели для вкушения вечери Господней.
Новый Завет показывает нам, что необходимо для церкви. Что было заповедано в первом веке, то требуется и сегодня; соответственно, что не было заповедано, то и сегодня не требуется. А теперь давайте разберем другие примеры.
Мы должны следовать новозаветному примеру пения акапелла во время богослужения, но нет нужды воспроизводить все обстоятельства, сопровождавшие то пение. Мы можем петь в зданиях, можем пользоваться песенниками и петь на голоса, хотя новозаветная церковь ничего подобного не делала.
Подобным же образом, мы должны восстановить новозаветный обычай евангелизировать, но при этом нам не нужно копировать новозаветные средства передвижения. Мы должны отправляться в путь, но это не значит, что мы должны только ехать на осле или идти пешком.
Хотя нам заповедано учить других, мы в своей преподавательской деятельности не связаны теми методами, которые были доступны апостолам. Мы можем пользоваться интернетом, радио, телевидением или классной доской.
И, наконец, давайте помнить о том, что одинаковому осуждению подвергаются и те, кто прибавляет к Слову Божьему, и те, кто отнимает от него (Отк. 22:18, 19). Мы не можем проводить вечерю Господню не каждое воскресенье или пренебрегать заповедями Господа жертвовать и креститься; но мы и не должны устанавливать правила там, где Бог не установил правил. Мы не должны стараться узаконить место, где может собираться церковь, если Бог не говорил об этом, так же как мы не можем навязывать другим такой порядок богослужения, какого Бог не определял. Называть важным что-то, чего Бог не требовал, — такой же грех, как и называть неважным то, что Бог требовал.
Иногда нам бывает трудно отличить то, что Бог требовал от первых христиан, от того, что Он не требовал от них. Тем не менее, мы верим, что с Божьей помощью мы сможем понять, что Он требует от нас сегодня.
Мы разобрали несколько ограничений призыва к восстановлению. Церковь, описанная в Новом Завете, делала ошибки, которые нам не следует повторять, творила чудеса, которые мы не можем воспроизвести, и соблюдала некоторые обычаи, которые нам не нужно возрождать. При этом, церковь первого века оставила нам образец многих практик, которые мы должны восстановить, чтобы продемонстрировать послушание и чтобы это было угодно Богу. Дай нам, Боже, мудрости, чтобы увидеть, признать и действовать соответственно.