Божья буферная зона святости.
Бог Есть. Администратор.
«“…Но поручи левитам скинию откровения, и все принадлежности её, и всё, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности её, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой; и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Сыны Израилевы должны становиться каждый в стане своём и каждый при своём знамени, по ополчениям своим; а левиты должны ставить стан около скинии откровения, чтобы не было гнева на общество сынов Израилевых, и будут левиты стоять на страже у скинии откровения”. И сделали сыны Израилевы; как повелел Господь Моисею, так они и сделали» (Чис. 1:50-54).
В Рим. 15:4 Павел говорит: “А всё, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”. Книга Чисел может наставить и утешить нас.
Святость, особенно в отношении природы Бога, — господствующая тема всего Ветхого Завета. Данная часть Пятикнижия в особенности подчеркивает тему Божьей святости. На протяжении всей книги Чисел народ узнает этот важный принцип, видя, как Бог работает с Израилем. Два весьма пугающих исторических примера, которые произошли раньше, описаны в Исходе и Левите. Призвав израильтян к Синаю, Бог, перед тем как встретиться с ними, велел Моисею провести вокруг горы ограничительную черту. Это нужно было для того, чтобы защитить Израиль и одновременно продемонстрировать людям Свою святость. Люди были предупреждены, что, если они или даже животные случайно переступят эту черту, они немедленно умрут (Исх. 19:12, 13). В другом болезненном уроке два Божьих священника, сыновья Аарона Надав и Авиуд, были на месте сожжены огнем за то, что принесли пред Богом чуждый огонь в своих кадильницах (Лев. 10:1-3). Аарону даже не было позволено похоронить и оплакать своих сыновей. Может показаться, что Бог поступил жестоко и бессердечно, однако Он исходил из следующей предпосылки: “В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь” (Лев. 10:3).
Бог избрал колено Левия и его потомков и поручил им быть священниками Себе и служителями скинии перед всем Израилем. Их избрание и обязанности влекли за собой три требования: (1) призвание и отделение (Исх. 19:4-6; Чис. 3:11-13), (2) их обязанности в скинии и вне её (Исх. 21—31) и (3) их размещение перед скинией (Чис. 1:50-54). Повеления и причины третьего божественного требования и составляют основу данного урока. Левиты должны были служить буферной зоной между Ним и остальным народом Израиля.
Левиты и Израиль
Бог освятил для Себя одно колено — Левиино. Только этим родам и никаким другим разрешалось брать в руки и переносить Божьи священные предметы — скинию, её принадлежности, утварь и особую одежду священников. Само племя состояло из четырёх семейств, возглавляемых Гирсамом, Каафом, Мерари и Амрамом; к последнему клану принадлежали и Моисей с Аароном. Священниками как таковыми были только члены рода Аарона, избранного для совершения жертвоприношений и особых поклонений, которых Бог требовал от Израиля. Однако и остальные роды этого колена имели особые поручения, и их работа была такой же важной. Бог дал Израилю столб дыма днем и столб огня ночью, стоявший над скинией (Исх. 13:21, 22). Когда облако начинало двигаться, это было знаком Израилю сниматься со стоянки и идти туда, куда укажет Бог. Иногда облако оставалось на одном месте несколько дней, а иногда и несколько месяцев. Каждый левитский род отвечал за определенные принадлежности скинии или за её конструкцию (их конкретные обязанности описаны в Чис. 3). Все детали этой конструкции были пронумерованы, и левиты могли быстро собрать и разобрать скинию. Такая простота и такой порядок позволяли быстро свернуть и развернуть стан и скинию. Последнюю, наверное, можно было разобрать и подготовить к передвижению менее, чем за два часа.
Необходимо отметить ещё одну функцию левитов в их роли Божьих отделённых служителей. Бог использовал их в качестве посредников, буферной зоны между Собой и остальным Израилем. В Чис. 1:51 указывается, что ни один израильтянин не мог приблизиться к какой-либо части скинии или дотронуться до неё, когда она устанавливалась или разбиралась. На территории скинии израильтянам разрешалось находиться только в тех случаях, когда они приносили жертву перед священником. Можно вспомнить более поздний эпизод израильской истории — смерть Озы, которая показывает, что Божьи повеления святы (2 Цар. 6:2-11). В правление Давида ковчег завета перевозили в Иерусалим. Вместо того чтобы всё сделать так, как повелел Бог, ковчег повезли на телеге, запряжённой волами. Оза, не принадлежавший к левитам, управлял волами, как вдруг ковчег сильно накренился. Любой человек инстинктивно поддержал бы его рукой. Это сделал и Оза, но за то, что он прикоснулся к ковчегу и тем самым проявил непочтительность, Бог поразил его смертью.
Так же и Божьи указания левитам располагаться станом вокруг скинии ограждали Израиль от непочтительности. Три рода — Каафа, Гирсама и Мерари — должны были ставить стан с трёх сторон, а род Амрама (Моисей, Аарон и священники) — напротив входа в скинию. Скиния должна была всегда смотреть на восток (см. 1:50—2:34). Затем, начиная с колена Иуды, Израиль должен был размещаться с четырёх сторон от левитов, по три колена с каждой стороны. Левиты служили буферной зоной между Израилем и Богом.
Представьте на минутку, что вы один из левитов и стоите станом в нескольких метрах от самой скинии. Не забывайте, что над скинией всегда стоит облако или огненный столб. Поэтому по ночам там, где стоит ваш шатёр, никогда не бывает темно. Потрясающее напоминание, что человек живёт в постоянном присутствии Бога. Какие аналогии можно провести в этом символизме колена Левия, служащего буферной зоной?
Верующие и мир
В Ветхом Завете можно видеть, что Бог использует много символов отделённого, чтобы отличить святое от несвятого: (1) черта на горе Синай, (2) левиты в качестве священников и тех, кому позволено переносить святые вещи, и (3) расположение колена Левия и Израиля в стане, когда они бродили по пустыне.
В Новом Завете Бог в личности Христа даёт другой символ, часто называемый образом ветхозаветного прообраза, выраженного в посреднической функции священников. Иисус Христос — наш Первосвященник (см. Евр. 7—9). Во время Своего земного служения Иисус постоянно говорил, что Он пришёл от Отца и исполнить волю Отца (см. Ин. 6—8). Он прямо сказал иудеям: “Я путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6). В Ветхом Завете никто не мог приступить к Богу напрямую, минуя посредника в лице священника. В христианский век Иисус стоит между человеком и Богом не для того, чтобы преградить путь человека к Богу, но, чтобы восстановить доверительные отношения, которые были нарушены по вине человеческого греха. Автор Послания к евреям говорит такие ободряющие слова: “Поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них” (Евр. 7:25). Если Иисус — единственный посредник между Богом и человеком (1 Тим. 2:5), то какова наша соответственная роль в Божьем плане? Конечно же, она не идентична роли Иисуса, стоящего пред Богом. Мы, новозаветные христиане, не распоряжаемся судьбой человека, на что претендуют некоторые церкви, сами решающие, кому даровать спасение, а кому нет. В то же время Павел говорит, что мы посланы Христом призывать людей примириться с Богом через Него (2 Кор. 5:18-20). Вспоминается ещё одна аналогия, приведенная Петром:
«Вы также подобны камням живым. Так дайте же Богу использовать себя в сооружении храма духовного, где вы будете священными служителями, чьим долгом будет приносит жертвы духовные, угодные Богу, через Иисуса Христа… Вы же народ избранный, священнослужители царские, святой народ, принадлежащий Богу, которому назначил Он объявить о деяниях чудесных, и который вывел Он из тьмы на свет Свой чудесный» (1 Пет. 2:5, 9; Современный Перевод).
Священство верующего заключается в служении Богу и в праведной жизни перед миром.
С библейской точки зрения, праведная жизнь Божьего народа настолько важна, что остальной мир без этого не смог бы выжить. Этот божественный принцип иллюстрируют два примера. Всё человечество погибло бы и обещанное в Быт. 3:15 и дальнейшая человеческая жизнь прервалась бы, если бы Ной не “обрёл благодать пред очами Господа” (Быт. 6:8). Миллион душ — примерное население Содома и Гоморры вместе с другими городами равнины — жили бы дольше, если бы среди них нашлось хотя бы десять праведных душ (Быт. 18:32). Но они испытали на себе гнев Божий, погибнув в огне и сере, и археологи сегодня могут только предполагать, где погребены эти города.
Павел убеждает новозаветных христиан, что, в противоположность старой жизни в грехе, новая жизнь во Христе спасла их от Божьего гнева, который по-прежнему ожидает сынов противления (Еф. 2:2; 5:6). Пётр подхватывает эту мысль, ободряя новозаветных верующих тем, что если мы остаёмся праведными, то, пусть даже кто-то злословит нас, в нашем образе жизни и благовествовании людям состоит Божья надежда, а для этих людей — единственная надежда избежать Божьего гнева и суда (1 Пет. 4:4-6). Если бы земля полностью лишилась праведности и добродетельности Божьего народа, то Божий гнев и суд немедленно пал бы на грешников. Мы исполняем роль буферной зоны, предохраняющей от скорого суда.
Какую потрясающую ответственность и вместе с тем привилегию мы имеем, живя в мире и перед миром. Может быть, вы когда-либо думали, что ваша жизнь, даже во Христе, не представляет ценности? Задумайтесь об этом ещё раз в свете Божьего Слова. Вы можете быть, так сказать, той десятой праведной душой, которая хранит от уничтожения ваш район и ваш город. Вы можете быть той праведной “закваской” для вашей общины и для того общества, в котором вы живёте. Ваши праведные поступки создают буферную зону между Богом и миром.
Подумайте также об идее привилегии. С одной стороны, левиты хранили святые Божьи предметы и защищали Израиль от Божьего гнева, а с другой стороны, они жили перед скинией и постоянно в присутствии Божьем. Иоанн говорит о том, что мы имеем такую же радость, когда общаемся, радуемся и очищаемся, ходя с Богом (1 Ин. 1:4-9).
Имея такую потрясающую ответственность и привилегию, мы должны твёрдо держаться послушания и праведности, живя пред небесным Отцом и миром. Где вы живёте? Во внутреннем кругу Божьего общения и особой привилегии или за станом? Путь к Богу по-прежнему открыт через Иисуса. Сверьтесь с Писанием, чтобы увидеть, где вы расположились.
Иисус стоит между человеком и Богом не для того, чтобы преградить путь человека к Богу, но чтобы восстановить доверительные отношения, которые были нарушены по вине человеческого греха.