Споры в Божьей семье: Противник и сыны Божии.
Майкл Брукс (Michael E. Brooks)
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господом, между ними пришёл и сатана. И сказал Господь сатане: “Откуда ты пришёл?” И отвечал сатана Господу и сказал: “Я ходил по земле и обошёл её”» (1:6, 7).
Как было бы замечательно жить в совершенном мире. Мы можем легко представить себе такое место, где царят красота, доброта и мир, где даже погода всегда идеальна и люди не знают никаких разочарований или неудач. До того момента, когда началась наша история, жизнь Иова была почти совершенной. И она продолжалась бы и дальше, если бы на сцене не появился некоторый персонаж.
Все мы в своей жизни время от времени встречаем этот персонаж, и, возможно, для нас не будет лишним понять его роль в истории Иова. Хотя роль его в истории творения и развития человеческого общества до конца еще не выяснена.
Сатана
Имя этого персонажа буквально означает «противник». Его роль, как о ней можно судить из истории Иова, а также всей Библии (см. 1 Пет.5:8), это роль врага. Он изображается как хищное животное, злобный лев, и как кто-то вроде обвинителя на судебном процессе, то есть тот, кто жаждет обвинительного приговора и смерти ответчика. В этой второй личине сатана появляется и в книге Иова, и исполняет свою роль с огромной энергией и страстью. Страшно даже подумать о таком противнике, как сатана. Так как он противостоит Богу, он противостоит и всему, что Бог создал, а это означает, что он является и нашим заклятым врагом.
Побуждаемый своей ненавистью, сатана обладает огромной силой и энергией. Он всегда готов обрушить их на слабых и уязвимых. Он также всегда готов побудить нас к любым проступкам и преступлениям, чтобы вынудить любящего Бога осудить и наказать нас, потому что Его природа не приемлет греха. Это причиняет боль и страдания не только нам, осуждённым, но и Богу, любящему, но справедливому Судье.
Сатана, противник, причинил Иову много зла, пытаясь заставить Бога усомниться в его непорочности и бескорыстной вере. Он пытался обесценить праведность Иова, приписывая ему корыстные мотивы. Даже благочестивый Иов не был защищён от нападок этого противника. Авторы Нового завета по вдохновению предупреждают нас о том, что сатана желает нашей гибели. Апостол Пётр описывает его, как льва в поисках добычи, и призывает нас «трезвиться и бодрствовать», дабы не стать жертвой его нападок (1 Пет. 5:8). Павел предупреждает нас о «кознях дьявольских» и призывает облачиться «во всеоружие Божье», чтобы защититься от них (Еф. 6:10–18). И даже несмотря на все эти меры предосторожности, как в случае с Иовом, мы никогда не будем в полной безопасности от искушений и уловок сатаны.
Сыны Божии
Одна фраза из 1:6 вызывает несколько непростых вопросов. Эта фраза — «сыны Божии». Мы узнаём о том, что был день, когда «сыны Божии» явились перед Богом, и что с ними был сатана. Кто они были? Был ли сатана одним из них? Некоторые полагают, что так и было, но существуют и другие объяснения. То, что сатана был там, когда собрались сыны Божьи, ещё не означает, что он был из их числа. Сравним предложение в 1:6 со следующим: «Наследники Миссис Джоунз собрались, чтобы зачитать её последнюю волю, и с ними был Генри Смит». Этот Генри Смит может быть и наследником, и другом, и адвокатом, да кем угодно. В этом предложении о нём не сообщается ничего, кроме его имени, чтобы читатели могли составить о нём представление. Но в книге Иова совсем другой случай. Имя сатаны широко известно, и эта личность не нуждается в дополнительном представлении.
Если у кого-то возникают сомнения, можно или нет считать сатану одним из «сынов Божиих», то для того, чтобы их развеять, достаточно сравнить природу Бога и природу сатаны. Они представляют собой абсолютные противоположности: Бог — источник всякого блага, а сатана—отец всякого зла. Бог есть правда (Ин. 14:6) и любовь (1 Ин. 4:8), тогда как сатана—это ложь и ненависть (Ин. 8:44). Поскольку у Бога нет ничего общего со злом, как бы Он мог родить такого сына? Нам не сказано о происхождении сатаны, хотя на эту тему существует немало спекуляций. Некоторые считают его ангелом, который согрешил, подняв мятеж против Бога, и за это был изгнан в ад. Для того, чтобы что-то утверждать с абсолютной уверенностью, у нас недостаточно библейских свидетельств. Но мы можем быть уверены, что он никак не может быть «сыном Божиим» в том смысле, в каком эта фраза используется в Писании.
Вероятнее всего, собравшиеся в тот день из гл. 1 были ангелами, частью небесного воинства, которые окружают Божий престол и служат посланниками и представителями Бога. В Ветхом завете немало примеров того, как эти существа появлялись перед людьми, сообщая им Божью волю или выполняя Его поручения (см. Быт. 18:1–22;19:1; 32:24–32; Суд. 6:11–21). Они часто принимают человеческий облик, едят, спят и в целом ведут себя, как люди. В книге Даниила Навуходоносор описывает четвёртого человека в огненной печи как «подобного Сыну Божьему» (Дан. 3:25), то есть, как ангела.
Урок для нас.
Упоминание сынов Божиих в Иов 1 напоминает нам о трёх важных фактах. Во-первых, нет такой ситуации, в которую не мог бы вмешаться сатана. Он действует как противник даже в присутствии Бога и в самой благочестивой компании. Иногда мы думаем, что можем найти убежище, где сатана не сможет нам навредить. Возможно, это церковное здание или наш собственный дом. Но мы не должны забывать, что до того дня, когда сатана и его воинство не будут осуждены и заключены в узы, он может настигнуть нас в любом месте. Мы всегда должны быть на страже.
Во-вторых, мы должны знать как действует Бог в Новозаветное время, ведь мы уже знаем, что кем бы ни были эти «сыны Божии», теперь так называемся и мы. Не так важно выяснить, кем были они, как важно понять, что теперь мы также к ним относимся. Благодаря Иисусу, мы можем называть себя детьми Божиими (Ин. 1:12). Он избрал нас, чтобы усыновить Себе (Рим. 8:23), если только мы верим Ему и соблюдаем Его Слово.
В-третьих, нам следует помнить, что однажды мы и все другие люди предстанем перед Богом (Рим. 14:10–12). Стоя в Его присутствии, мы дадим Ему отчёт обо всех наших делах, как хороших, так и плохих (Рим. 2:5–11). Нечестивые будут навечно изгнаны из Его присутствия, обречённые на вечные страдания, а праведные, дети Божии, войдут в наследство Его славы (Рим. 8:17).
Хотя история Иова и его жизнь на земле давно окончилась, его противник, сатана, по-прежнему жив и продолжает «ходить по земле и обходить её». Мы должны всегда быть на страже, чтобы не позволить ему захватить нас врасплох и поглотить. В этом бодрствовании мы имеем помощь от Бога в нашем Спасителе Иисусе Христе.
Посткриптум
Вместе с тем за границами наше обычного доктринального изучения этих текстов остаются существенные детали, сразу бросающиеся в глаза. Взаимоотношения Бога с Его небесными творениями всегда служили примером для нас, смертных людей. Поэтому обратите внимание как взаимодействуют между собой Бог и сыны Божьи и особенно сатана, который, кcтати, сам был творением Бога, и когда-то прекрасным ангелом. По крайней мере, он вполне мог претендовать на роль сына Божьего. Он пришел на встречу с Богом «между ними», то есть был равным в среде прочих сынов Божьих. Очевидно, это была не первая и не последняя встреча Нашего Господа со Своими Сынами. Скорее, это была регулярная встреча большой Божьей семьи, где сыны непринужденно отчитывались перед Отцом «за проделанную работу». Кстати, земля упоминается как отдаленный объект: «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.» (Иов.1:7) То есть встреча проходит где-то на небесах, не на земле.
Итак, сатана был сыном Божьим и по факту своего появления на свет, и по реально сложившимся отношениям с Творцом, как это видно на протяжении всего общения между Богом и сатаной. Перед нами — нормальные, деловые, скорее «внутрисемейные» отношения, из текста видно, что до этого у них уже была какая-то беседа, а этот спор возник, спонтанно, как продолжение общения Вседержителя именно с этим Своим сыном.
В связи с недосягаемой святостью Творца, возникает вопрос: а зачем Ему доказывать какому-то падшему ангелу Свое совершенное знание и святую правоту, притом ценой нечеловеческих страданий праведника Иова, на которые Он фактически дал Свою прямую санкцию? До конца непонятна вообще не только небесная, но и земная идея экспромтом возникшего пари между такими полярностями. Вряд ли более поздние благословения Бога компенсируют Иову ужас его беспричинных и внешне бессмысленных потерь. По крайней мере, именно к таким выводам можно прийти из прямого прочтения стихов этой книги.
(Посткриптум – Зайченко А.С. Газета протестант)